Блоги 12 апр 2019 1180

​​Они сражаются за родину

В преддверии подведения итогов очередного школьного учебного года и в канун старта весенних учительских профессиональных конкурсов позволю себе пару реплик о своей профессии по диплому - учитель бурятского языка и литературы, с которой и начинал.

Как-то в 2005 году после назначения редактором районки «Долина Кижинги» вместе с коллегой, тоже работавшим непродолжительное время учителем, кололи про запас дрова для редакции. Наше старое здание отогревалось двумя печами, так что межсезонные температурные колебания для нас были неактуальны. Дрова складировали в сарае во дворе. Так вот, значит, раскалываем, складываем, разговариваем о том о сём. В это время через двор проходила стайка детишек с рюкзачками за спиной. Я, машинально перебросившись с ними парой фраз, интуитивно интересуюсь, сколько уроков было и куда они идут. Коллега спустя некоторое время подмечает, что во мне до сих пор сидит «учитель», т.к. ему было всё равно, куда идут и сколько занятий выслушали дети.

Средний профессиональный стаж учителя составляет порядка 35-40 лет, учебный год длится 9 месяцев, или порядка 36-37 недель. Среднестатистическая недельная нагрузка учителя - 18 часов, это около 23-24 тысяч уроков за всю жизнь, а учителей с такими нагрузками сейчас мало. Эта стандартная нагрузка по сегодняшним меркам считается хобби, педагогов с таким количеством уроков я встречал небольшое количество за все годы работы в двух школах - сельской и городской, и в отраслевых системах управления, на районном и республиканском уровнях.

У каждого учителя свой рецепт сопротивления профессиональному выгоранию. Спорт, шитьё, сцена, кулинария, придомовое хозяйство, филателия, отчасти путешествие, если расходных статей семейного бюджета немного и есть хороший тыл и т.д. В конце 90-х годов и начале «нулевых» было много любителей пятничной релаксации за «крепким чаем», как, впрочем, и в любой другой профессии. Но новые стандарты жизни, НСОТ и всё возрастающая отчётность постепенно свели на нет касту таких горе-специалистов. Ежечасовая, ежедневная, ежегодная, порой сурово повторяющаяся действительность выжимает много жизненного сока. Предвижу возражающих, что нелегко сегодня многим и в разных профессиях. Однако, согласитесь, в ранжире трёх первых и краеугольных для любого общества профессий (лекарь, пекарь и учитель) - приоритет учительской несоизмерим. Тридцать пар глаз и ушей, с самым разным багажом семейного, уличного и виртуального (дань новой реальности) воспитания, пытливо, участливо, снисходительно, равнодушно следящего и внимающего за бурной деятельностью учителя возле доски. За спинами тридцати учеников бдят многовековой багаж педагогики и дидактики, родителей учащихся и их близких, администрации и комитеты, надзоры, отчёты, спартакиады, рейтингования, статусы, блогеры и любители пошуметь или как сейчас их называют – хайперы, и ещё много другого.

Служение педагогике отчасти можно сравнить с богослужением, в исконном и сакральном значении этого тезауруса. Мирских соблазнов много, но необходимые самоаскеза и дисциплина, и также ежеминутно и ежедневно повторяющаяся действительность передачи сокровенного растущему - что может быть ответственней, пугающей и волнующей в этой жизни? Ведь простому человеку сложно порой справлять ежедневную требу и немудрёный обряд «сайнгаа дээжэ ургэхэ», т.к. утро на утро не приходится. А практика благословлять каждое утро и восходящее солнце как проста в своём исполнении, так и нелегка.

К сожалению, многие начинания учителя спотыкаются о стену консерватизма и оказываются битыми. По поводу недавней федеральной шумихи вокруг учителя в бикини точно подметил небезызвестный Александр Адамский:

«Общество реагирует не на сложные образовательные проблемы и даже трагедии (реагирование на них требует напряжения души и ума), а на внешние проявления отклонения от стереотипов. А по существу вопроса: мы можем надевать что угодно и появляться в соответствующих местах сообразно обстоятельствам. Но, выкладывая в сеть, мы должны понимать, что это не приватное пространство. Дети смотрят. Это не повод для административного наказания, это причина самоограничения. Как, впрочем, и для политиков на телеэкране, родителей в доме, продавцов в магазине, чиновников в присутственных местах, министров на совещаниях. Мир стал прозрачен, теперь дети учатся не в изолированных помещениях, мир стал классом. Вы в класс как входите, в бикини?».

Ну ладно, хватит о морали. Перефразируя письмена на окнах зимних трамваев 90-х в Улан-Удэ, «терпите люди, скоро лето», хочу сказать: мы дождались лета, скоро каникулы. Пусть сбудутся ваши сокровенные замыслы, уважаемые учителя, мои вчерашние коллеги».

Вместо P.S. Со следующего учебного года в школах Индии будут введены новые предметы. Школьники будут изучать йогу, искусственный интеллект и основы ухода за новорождёнными. Об этом сообщил Центральный совет по среднему образованию Индии.

Фото Анны Огородник