С 2012 года в рамках государственной программы создаётся доступная среда для инвалидов, которых в нашей республике насчитывается почти 80 тысяч человек. За прошедшие 7 лет на создание безбарьерной среды направлено более 95 млн рублей, построено 89 объектов, а доля приоритетных социально значимых объектов составляет всего 70%. Однако проблем меньше не становится. О том, что сегодня делается в Бурятии, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя комфортно, обсудили во время заседания Совета Народного Хурала РБ, сообщает газета «Бурятия».
Условно доступны
«Через месяц в Бурятии пройдёт большой межрегиональный форум, посвящённый проблемам инвалидов, и мне бы не хотелось краснеть перед членами Общественной палаты России, перед представителями других регионов. Что мы им покажем? У нас практически нет ни одной приспособленной для инвалидов гостиницы, общественного транспорта, социальных учреждений. Да что говорить, если здания Правительства, Администрации города, Народного Хурала условно доступны. Ни одно из них не соответствует предъявляемым сегодня требованиям. Нужно специально вызывать охранника, а просто так в эти здания никак не попасть», - заявила председатель республиканской общественной организации «Общество без барьеров», член Общественной палаты РФ Галина Горбатых.
На эту проблему уже не первый раз обращает внимание и депутат Народного Хурала Михаил Степанов, отмечая, что проблемы начинаются не с самих зданий и сооружений, а с парковочных мест для машин.
«Что касается государственных учреждений, то здесь работа, хоть и недостаточная, проводится, а вот по коммерческим объектам ничего хорошего сказать нельзя. У многих зданий нет специально отведённых мест для машин с инвалидами, а если и есть, то их занимают не те люди, для кого они предназначены. Нужно усиливать контроль за самими предпринимателями и за органами государственной власти», - считает Михаил Степанов.
По мнению экспертного сообщества, Закон «О социальной поддержке инвалидов в Республике Бурятия» не соответствует федеральным требованиям, и пришло время вносить в него поправки. Это касается и образовательных услуг, и медицинского обслуживания, и общественного транспорта.
«Например, возьмём образование для детей. Конечно, можно построить пандусы и прочее в школах, но это не в полном объёме решает проблему. Нужно предусмотреть дополнительное финансирование для психологов, ещё раз поднять вопросы по школьным автобусам. Да, мы их закупаем, но они не приспособлены для детей-инвалидов. Нужно предусмотреть возможности равного обучения для детишек, которые плохо видят или слышат. И это лишь малая часть вопроса. Есть поликлиники, железнодорожный транспорт, наш аэропорт, а он международный, - они до сих пор до конца не приспособлены для людей с инвалидностью. Я уже не говорю о местах общественного питания, магазинах, тротуарах», - поделилась своим мнением Галина Горбатых.
Власть нас услышит
В Бурятии всего шесть сурдопереводчиков на тысячу инвалидов с ограничением по слуху, при этом почти половина затрат на их услуги ложится на самих слабослышащих людей. Об этом рассказала депутатам председатель региональной общественной организации «Всероссийское общество глухих» Екатерина Тумурова, отметив, что хорошие специалисты в Бурятии на «вес золота».
«Общество глухих» - это общественная организация, практически никакой поддержки со стороны государственных структур нет, сами стараемся зарабатывать. Работу сурдопереводчиков нам оплачивает Фонд социального страхования, да и то частично. Приведу простой пример. Пришлось нам ехать в командировку в отдалённый район. В общей сложности провели там 16 часов, а сурдопереводчик, который с нами был, получил за свою работу как за 4 часа. Я надеюсь, что власть нас услышит, ведь доступная среда - это не только строительство пандусов», - сказала она.
Во время обсуждения вопроса о социальной поддержке инвалидов председатель Комитета Народного Хурала РБ по социальной политике Игорь Марковец подчеркнул, что проблема до сих пор остаётся актуальной, более того, с этого года прекращается федеральное финансирование по линии министерства социальной защиты.
«Здесь нужно внимательно посмотреть, что может сделать регион, и попытаться компенсировать затраты, чтобы наша республиканская программа не сворачивалась, а продолжала работать, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя востребованными и жили в комфортных условиях. У нас около 80 тысяч людей с ограниченными возможностями, и самый важный момент то, что из них 32 % инвалидов - это люди трудоспособного возраста, то есть они могут работать, приносить пользу обществу. Создание нормальной безбарьерной среды позволит этим людям себя реализовать», - отметил Игорь Марковец.
Не для всех
Не раз было сказано, что доступность должна быть для всех одинаковой и естественной, и не только для здоровых людей. Серьёзную проблему для инвалидов и маломобильных групп населения представляет передвижение по улицам городов и сёл, а также пользование общественным транспортом. У перевозчиков отсутствуют транспортные средства, оборудованные подъёмными платформами. На это обратил внимание председатель Комитета по экономической политике, экологии и природопользованию Анатолий Кушнарёв.
«Я не буду говорить, что сейчас у нас есть, точнее, ничего нет. Мы закупаем новые трамваи, а они оборудованы для людей с ограничениями по здоровью?» - задал вопрос представителям правительства парламентарий.
Первый заместитель Председателя правительства Игорь Зураев заверил собравшихся, что новые трамваи соответствуют всем требованиям. Более того, планируется, что впредь вся закупаемая техника будет приспособлена для людей с ограниченными возможностями.
Существуют препятствия для полноценного участия инвалидов в культурной жизни, поскольку государственные учреждения культуры недостаточно приспособлены для посещения их инвалидами.
Остаётся низким уровень обеспеченности спортивными сооружениями для занятий адаптивной физической культурой и спортом для спортсменов-инвалидов.
Не решена проблема по развитию инклюзивного туризма в Бурятии. Тем более, что наша республика позиционирует себя как один из главных туристических регионов в России, но доступность остаётся крайне низкой.
«Новые объекты не должны строиться без доступности. Нужно, чтобы каждый житель нашей республики имел все возможности для комфортного труда и отдыха. Развитие цивилизованного туризма для нас должно стать одним из приоритетных направлений экономики нашего региона. Нужно сохранять и развивать места отдыха, доступные для инвалидов. Это касается не только «Байкальской гавани», но и других мест отдыха», - уверена Галина Горбатых.
Также депутаты обсудили возможность строительства реабилитационного центра для людей с ограниченными возможностями по здоровью. Это, по мнению парламентариев, будет способствовать улучшению качества жизни не только инвалидов, но их близких и родственников.
«Мы рассматривали очень важный вопрос. По законодательству органы государственной и муниципальной власти должны обеспечивать доступную среду для каждого жителя республики. Я благодарю всех, кто сегодня выступил и обратил внимание на проблемные точки, а наши эксперты не понаслышке знают о сложившейся ситуации. Все предложения, которые сегодня высказаны, обязательно будут учтены и проработаны в работе депутатского корпуса», - заверил собравшихся Председатель Народного Хурала РБ Владимир Павлов.
Фото региональной общественной организации «Общество без барьеров»