В годы немецко-фашистской оккупации жители города Дятьково, что на Брянщине, были поголовно выселены фашистами. Это была жестокая месть «лесному Ленинграду» за 144 дня стойкого массового сопротивления захватчикам. Массовые расстрелы, показательные повешения, сжигание сёл и деревень вместе с их жителями, угон в Германию… Под огненную метлу нацистов попали старики и дети. Выжившим и уцелевшим был весь наш класс, сообщает газета «Бурятия».
На фотографии 1948 года - первый класс Дятьковской семилетней школы – «Буяновки» (так она звалась в местном просторечье). На снимке – дети партизан и подпольщиков, выжившие и уцелевшие в лагерях смерти, разбросанные по всей оккупированной гитлеровцами Европе. Все они 1941 года рождения. Среди первоклашек вижу Женю Курочкина, вихрастого, белобрысого мальчугана. Он в среднем ряду за второй партой.
Всякий раз, когда приезжаю в родной Дятьково, стараюсь повстречаться с Женей. Он один их немногих, кто остался в городе, связал с ним всю свою жизнь. Рос без отца, окончил местный индустриальный техникум, институт. Работал в конструкторском бюро крупного предприятия, стал главным механиком знаменитого на всю страну хрустального завода, создал семью, построил прекрасный дом. Много лет назад вышел на пенсию. Всё бы хорошо, но вот недавно случилось огромное горе - умерла жена. На склоне лет остался Женя один. Стал жаловаться на сердце, на неважное самочувствие. Подводит и зрение. Но переезжать в дом любящего сына, в том же городе, категорически не желает: «Из своего дома – никуда. Доживать буду здесь!».
Вспоминается наша последняя встреча осенью 2017-го. На старой фотографии мы всматриваемся в родные, дорогие лица. Где ж вы сегодня, друзья-товарищи? Близко иль далёко?..
Мы не «мéрились горем»
Заходит речь о «нашем» времени. Каким оно было?
Послевоенное, суровое во всех отношениях. Не хватало самого элементарного – одежды, обуви, еды. Но судьбе угодно было распорядиться таким образом, что школа для всех нас стала родным домом. К нам, детям партизанской и многострадальной Брянщины, страна проявляла истинное великодушие. До школы, в детском саду хрустальщиков, нас отпаивали рыбьим жиром, вволю кормили, одевали и обували, снабжали московскими игрушками. И в школе к нам относились по-особенному. На каждом шагу мы получали уроки добра и товарищеской взаимовыручки. Нельзя было допустить, чтобы пережитое в плену осталось на всю жизнь тяжким бременем, гнетущим воспоминанием.
Как и Буяновка, все школы города были переполнены детьми, выжившими в войну, в основном сиротами и детдомовцами. Обучать их, воспитывать, выводить на широкую дорогу жизни - это, помимо глубоко человечного, гуманистического смысла, имело также смысл глубоко исторический: сберечь нацию, сохранить народ. И мы забывали прошлое! Забывали настолько, что не позволяли себе обмолвиться ни чем, что было связано с оккупацией, угоном на чужбину, пребыванием в лагерях. Даже в семьях о жизни за колючей проволокой не рассказывалось. Факты нахождения в немецких концлагерях долгие годы скрывались. Мы как бы забыли своё прошлое.
У нас не было принято «мéриться» горем, считать обиды. Тогда, в послевоенные годы, в школах не устраивали встреч с ветеранами, которые рассказывали бы об оккупации, о возможной эвакуации в глубокий тыл, о фронтовой жизни и партизанских буднях, об «окопной» правде. К тому же вчерашние фронтовики и партизаны ветеранами себя не считали. Они были просто бывалыми людьми, в основном ещё молодыми и очень занятыми, ходить по дневным школам им было некогда. Полным ходом шло восстановление разрушенного войной хозяйства, интенсивно велось строительство жилья, «взрослыми» учениками переполнялись вечерние школы (школы рабочей молодёжи). Все были устремлены в будущее. Высокой моральной ценностью являлась скромность. Бахвальство осуждалось. Пьянство пресекалось. А что касалось бывших узников концлагерей и военнопленных, то они ветеранами не считались.
Уроки добра
Вокруг – в Брянске и Орле, Новозыбкове и Клинцах - шли громкие показательные суды над изменниками Родины и предателями. То тут, то там на оставшихся в лесу немецких снарядах и минах подрывались дети. Их хоронили всем городом. Помню похороны пятиклассника Вани Дубова. Он пошёл в лес по ягоды и наступил на снаряд. Прощались с подростком всей школой.
Но память о войне не была только скорбной. Запомнились школьные культпоходы на просмотр патриотических фильмов «Падение Берлина» и «Повесть о настоящем человеке». В одной колонне с окраины в центр города, где расположен кинотеатр, шагали старшеклассники и малыши. Уставших ребятишек взрослые несли на руках.
Мы учились хранить память о прошлом, получая уроки добра и товарищеской взаимовыручки на пионерских сборах, школьных линейках и утренниках. В длинных, скрывающих колени «семейных» трусах мы ставили пирамиды, отмечая революционные праздники. Вступая в пионеры, торжественно клялись быть верными общенародному делу. А когда умер Сталин, безмолвно плакали вместе с учителями и искренне горевали: как же жить дальше?
С третьего класса мы уже сдавали нормы спортивного комплекса БГТО («Будь готов к труду и обороне»), а с пятого класса старались выполнять все нормативы на значок ГТО. Вспоминаются пятикилометровые лыжные старты в пиджачках и курточках, без рукавиц, матчи в хоккей с мячом… Спортивных костюмов и обуви мы не видели, лыжи и коньки крепились ремнями прямо на валенки. Обычная картина выходного дня: под марши духового оркестра завода со всех концов города народ валит на стадион хрустальщиков. Футбол и хоккей сплачивали людей. Казалось, все чувствовали себя счастливыми.
Прошлое «не ушло в песок»
Как и всякое горе, пережитое в концлагерях, прошлое «не ушло в песок», не испарилось. Скрывая подробности своих судеб в годы войны, мы, оказывается, всё помнили. Как ни старались наши учителя и пионервожатые оградить нас от косых взглядов, настороженное отношение к нам, побывавшим «там», в плену, давало себя знать. Мы, дети, хорошо знали, что такое позор и бесчестье. Те же пионерские сборы и различные школьные мероприятия в мелочах и деталях приводили к пониманию того, что мы, побывавшие в плену, – «издержки» производства, т.е. войны, её естественные жертвы. И уже тогда, будучи детьми, мы чувствовали себя виноватыми.
Вспоминая всё это, мы с Женей ведём неспешный разговор. У многих одноклассников жизнь сложилась более или менее благополучно. Кто-то стал инженером, кто-то учителем, кто-то врачом, а один наш одноклассник даже учёным. А вот что с тало с нашей первой учительницей, что с нами на снимке? Куда делась Лидия Дмитриевна и почему наш класс вскоре после первой четверти повела Татьяна Романовна? Ответить на эти вопросы мы не смогли – в своё время многое не замечали, многим не интересовались. Но вот в чём мы признались сегодня: не все наши ребята приобщились к свету знаний, создали семью, реализовали себя. Помешали не только трудности материального порядка. Помешала пресловутая строчка в биографии: находился (находилась) в гитлеровском концлагере, был в плену…
«Да, долгие годы мы, узники, чувствовали себя бесправными, мы не могли себя защитить, а заступиться за нас в той стране было некому», – считает Женя. И он прав.
Невозможно представить, что среди нас, бывших узников, нашёлся бы энтузиаст-подвижник, который взялся бы за решение проблем жертв нацизма. В условиях царившей в те далёкие годы в обществе всеобщей подозрительности и настороженности по отношению ко всем, кто находился в плену, кто прислушался бы к его голосу? Кто посчитался бы с его мнением? Да никто! Нас пригвоздили бы к позорному столбу, заклеймили бы как стяжателей и рвачей, преследующих корыстные, эгоистические, шкурные интересы.
Это такая память!
Ещё бережнее берём в руки старую фотографию, пристальнее вглядываемся в лицо каждого, кто на ней. Бывшие малолетние узники фашизма...
… В очередной раз звоню своему однокласснику в Дятьково. Знаю, когда-то выдающийся спортсмен, замечательный футболист Евгений Курочкин сегодня, на склоне лет, любит посидеть на лавочке возле дома. Отложив трость, он смотрит на берег Буяновского озера, на окна школы, в которой когда-то учился, на кленовую аллею, посаженную нами, кажется, в пятом классе. Рассказываю ему, что написал книгу про узников, про их газету «Судьба». На одной из страниц – наша школьная фотография.
«Пришли, - просит Женя, - накажу сыну, внуков попрошу, сам до почты дойду. Ведь это такая память!..»
Выполняю просьбу: в Дятьково, на дом, где по улице К. Либкнехта живёт мой далёкий земляк, высылаю книгу с памятной фотографией и дарственной надписью. Но вот беда: возвращается книга в Улан-Удэ. Что случилось?
С замиранием сердца набираю знакомый номер. Не отвечает Дятьково, молчит старый далёкий друг…
Что с тобой, Женя? Курочкин Евгений Алексеевич?..
Фото из личного архива Леонида Синегрибова, бывшего несовершеннолетнего узника гитлеровского концлагеря «Алитус», редактора газеты «Судьба»