Селенгинский район – территория уникальной группы бурят. Здесь проживают представители большинства бурятских племён, а также этнические группы выходцев из Халхи и Внутренней Монголии. Именно здесь создаётся уникальный сборник родословных селенгинских бурят. Но термин этот чисто географический. Он объединяет племена, роды, группы бурят разного происхождения, расселённых в южной части нашей республики. Поистине титаническую работу по сбору и систематизации этнокультурного материала, составлению родословных селенгинских семей, принадлежащих разным родам и племенам, литературной и графической обработке конкретного этнического материала проводит член Союза журналистов России Доржи Намсараев, сообщает газета «Бурятия».
Кто я? Откуда?
«Всё началось с того, что я заинтересовался своей родословной. Сам я родился в Селенгинском районе, в селе Тухум. Выйдя на пенсию, стал выяснять, к какому роду отношусь, кто были мои предки, как они оказались здесь. Я вспоминал о том времени, когда были живы мои дед-фронтовик и бабушка. Корил себя, что не спрашивал у них о прошлом. Многое рассказала мне моя 86-летняя мама, которая хорошо помнила и близкое окружение, и давние времена. Благодаря её воспоминаниям и консультациям, а также помощи родственников, односельчан, я создал свою родословную», - рассказал Доржи Цыренжапович.
Так издали первый том книги «Тоонто нютаг», в котором содержалась история его рода. Затем он принялся за составление родословных для своих земляков. Не совсем в ладах с компьютером, они с удовольствием несли ему пожелтевшие тетради, схемы, фотографии. И сегодня они благодарны Доржи Намсараеву. Ведь их рукописный труд после редакторской правки и компьютерной обработки теперь в богато иллюстрированной книге.
«В ходе работы я обрёл единомышленников, также увлечённых историей и этнографией своего села, рода. Учитель Бимба Батуевич Пурбуев - популяризатор истории Загустайской долины, написал много статей в газету, в том числе и про Загустайскую школу, отметившую вековой юбилей. Валерий Доржиевич Доржиев, уроженец села Удунга, исследовал род хатагинов, населяющих долину реки Темник. Спортивный и увлечённый, Владимир Раднаев протопал только ему ведомыми тропами горные вершины, изучил святые места, топонимику, предания села Харгана. Елизавета Жамсарановна Нимаева, заведующая Сутойской библиотекой, по крупицам собирала материал о знаменитых людях села. Они щедро делятся своими знаниями и наблюдениями с юными потомками», - продолжил свой рассказ Доржи Цыренжапович.
Таким образом, у него издано 15 выпусков книги «Тоонто нютаг», часть из них в соавторстве с неравнодушными к истории своего рода жителями конкретных локальных и территориальных групп селенгинских бурят – Харгана, Тохой, Арбузово, Булан, Тухум, Тапхар, Ацай, Сильба, Муртой, Сутой, Бургастай, Зуй, Посадская долина, Сагаан-Жалга, Енхор, Улаан-Сэсэг, Чикой, Убур-Дзокой, Цайдам, Тоен, Тамча, Иро, Усть-Урма, Ацула, Ехэ-Цаган.
«В прошлом году инициативная группа под научным руководством главного научного сотрудника отдела философии, культурологии и религиоведения ИМБИТ СО РАН, профессора, доктора исторических наук Любови Лубсановны Абаевой объединила, обновила и отредактировала все локальные брошюры в одну книгу под общим названием «Сэлэнгэмни – моя Селенга: родословные предания в воспоминаниях современников, биографические данные выдающихся представителей района». Это только первая «ласточка», подготовленная к 100-летию Селенгинского района, которое будут отмечать в 2023 году. Готовится к печати второй том сборника, который увидит свет уже в июне этого года. Сейчас ведётся сбор материалов для третьего тома», - пояснил краевед.
От идеи до воплощения, выпуска готовой продукции - путь долгий. Имея техническое образование, он освоил методы цифровой обработки фотографий, а также программы по работе с текстом, видеомонтаж, графические редакторы. А сколько требуется кропотливой работы по переводу рисунка в красивую графическую схему? А многочисленные интервью? Их надо оцифровать и превратить в складно читаемый текст. И всё это в больших количествах. В этом ему помогают супруга Валентина – его корректор, дети – программисты Гэсэр, Ирина, зять Андрей.
«Без таких помощников мне трудно было бы воплотить свою мечту в реальность», - признаётся Доржи Цыренжапович.
На полвека вперёд
Все его информаторы – люди почтенного возраста. Для встреч с ними Доржи Цыренжаповичу приходится постоянно курсировать на маршрутном транспорте между Гусиноозёрском и Улан-Удэ, а также сёлами района. Расходные материалы, типографские услуги – всё это выходит в солидную сумму. Никакой спонсорской помощи, материальной поддержки от заинтересованных структур проект не имеет. Сборник полностью издаётся на средства подписчиков – читателей. Они предварительно вносят сумму, на которую он и печатается. Автор-составитель раздаёт книги после их выхода в свет. Поэтому хочется, чтобы больше земляков поддержали дальнейшее издание сборника.
«Когда собирал материал для второй книги, каждую субботу я приезжал из Гусиноозёрска в Национальную библиотеку. Там я встречался с авторами статей, туда приходили земляки-селенгинцы, которые искали свою родословную. Они рассказывали, что из-за жизненных обстоятельств, которые произошли с их семьями, утеряли свои этнические корни и готовы всё отдать, чтобы найти своих предков, составить свои родословные. Есть среди них потомки репрессированных, которые родились и жили за пределами республики, дети от интернациональных браков. Каждый человек, ищущий свои корни, сможет найти в сборнике сведения, касающиеся его семьи. Для этого в книге имеется именной список. Поэтому значимость сборника «Сэлэнгэмни» со временем возрастёт. Одна из читательниц в беседе со мной отметила: «Вы делаете работу на полвека вперёд», - признаётся энтузиаст.
Поиск утерянных родственников в послереволюционное лихолетье в соседней Монголии, Герои труда, орденоносцы, матери-героини, иройские, тохойские енгуты, харануты Иройской долины (потомки Саргая) и другие локальные темы – вот направления поиска и освещения их в следующих томах «Сэлэнгэмни».