Блоги 10 июл 2019 1670

​​Калачакра - самая сокровенная мистерия

Калачакра в Бодхгае

В Улан-Удэ проходит по­священие в учение Калачакры, или, как называют у монголь­ских народностей, - Дуйнхор ван, самую сокровенную ми­стерию в буддизме.

В январе 2003 года это уче­ние даровал Его Святейшество Далай лама ХIV. А происходило это в священном городе Бодх­гая в Индии, там, где царевич Сиддхартха Гаутама достиг просветления. Хочу вспомнить о некоторых подробностях того незабываемого путешествия.

Нашу группу паломников возглавлял Ганжур лама Рад­наев, были также Бимба лама Доржиев, хранитель Итигэлова, лама из Тунки Иннокентий Сотников, Зоя Цыбиковна Айдае­ва – супруга тогдашнего мэра Улан-Удэ и др. В аэропорту Дели к нам присоединилась Цэпэ, женщина отчаянной смелости. О Калачакре она узнала в аэропор­ту в Москве от Ганжура ламы. Недолго думая, Цэпэ вылетела за нами следующим рейсом. Не зная ни английского, ни хинди! Без проводника, без телефонов! Поистине, «Бурхан бии» - «Бог есть», подумали мы и тронулись в путь. Кстати, в прошлом году встретил Цэпэ на освящении ду­гана в Санаге – она была глав­ной распорядительницей среди женщин.

Ехали в арендованном джи­пе. От Дели до Бодхгаи с запада на восток 1080 км, ехали поряд­ка 36 часов. С двумя-тремя оста­новками на чай. Водитель-индус за это время не взял в рот ни крошки, не спал и только же­вал бетель – лёгкий наркотик. Когда у него закрывались глаза, мы толкали его в бок. Дорога в Индии сама по себе большое приключение: верблюды, ишаки, рикши, один раз видели слона. «Таты» - сверх меры загружен­ные товаром грузовики, кабины забиты людьми, они гроздьями висят сбоку и кучками сидят наверху. Поэтому из-за смещён­ного центра тяжести на крутых поворотах грузовики аккуратно заваливались набок. При этом бревна (на дрова в Варанаси, сжигать трупы на Ганге), так же, как и люди, рассыпались в раз­ные стороны.

За обочиной по обе стороны - сплошь города, деревни и поля. Мужчины читали газеты, игра­ли, брились. На стройках вместо подъёмных кранов работали женщины. В своих ярких сари, мелко-мелко перебирая ногами, они несли на головах штук по 12 кирпичей. Одной рукой придерживая кирпичи, другой – свободный конец сари. Граци­озно, конечно, но: «Не дай боже родиться женщиной в Индии», - говорили наши паломницы.

Церемония Калачакры - это яркий и радостный фестиваль. Сама Индия делает его таким. Хотя Его Святейшество всегда был в окружении телохраните­лей и полицейских. При входе на место учений – огромное огоро­женное поле, верующие предъ­являли пропуски с фото. Кого-то и обыскивали. Ближний круг составляли ламы, а дальше рас­полагались простые паломники, в основном тибетцы. Тибетские общины есть во многих индий­ских штатах. Средоточиями их духовной жизни являются три крупнейших монастыря на юге Индии, где живёт около 20 тысяч монахов.

Несмотря на то, что ритуал Калачакры проходил в Индии, для многих бурятских палом­ников он стал в какой-то степе­ни открытием Тибета. Ведь для тибетцев, живущих в изгнании, посвящение стало праздником. Многие тибетцы приехали не­легально, рискуя попасть в ки­тайские тюрьмы, для этого по горным тропам они перешли индо-китайскую границу.

Много было европейцев: дреды – прически из спутанных волос, хипповские одежды с ти­бетским и индийским колори­том.

Бурятская диаспора была представлена нашими хувара­ками, порядка 40-50 человек. Во время посвящения Калача­кры тибетцы открыли в Бодхгае множество кафе и закусочных. Тибетская кухня очень близка к бурятской, в ней много мясных блюд, суп тукпа – похожий на домашнюю лапшу, момо - буузы, зутраан сай, и она не так остра, как индийская, поэтому россияне предпочитали её. Но мне понравилась индийская ве­гетарианская кухня. Масса лёг­ких вкуснейших блюд, а в жару мясо, как и водку, не хочется. Правда, у меня был припасён литр русской водки - как сред­ство против антисанитарии, ца­рящей в этой стране.

В одном из таких тибетских кафе прошла встреча земля­ков: паломников и хувараков, с обедом и привезёнными с ро­дины гостинцами. С той встречи запомнились чистые и одухот­ворённые лица наших студентов. Сейчас они уже вернулись домой, возглавили дацаны и сами учат новые поколения хувараков.

Само учение Калачакры для меня как простого мирянина стало церемонией, исполнен­ной глубокого смысла. В тот раз Бодхгая собрала и объединила не только тибетцев, европейцев и бурят. Здесь были тайваньцы, японцы, австралийцы, корейцы и ещё множество представите­лей других народов.

Безусловно, желательно подготовиться к церемонии и попытаться разобраться в ос­новных моментах на каждой стадии всего процесса. Ритуал достаточно сложен для понима­ния, и в каком качестве прини­мать участие в нём: полноправ­ного участника или простого наблюдателя?

Но безотносительно от сте­пени подготовки человека счи­тается, что ритуал приносит ду­шевный покой его участникам и способствует миру и счастью на Земле. По этой причине, как говорил Его Святейшество Да­лай лама ХIV, Учителя сами рады даровать это посвящение: «Моя молитва состоит в том, чтобы каждый, кто планирует посетить или когда-либо посещал посвя­щение в Калачакру, смог в итоге извлечь максимальную пользу из этого».

Фото Александра Махачкеева