Спорт 24 июл 2019 2760

​​Новое яркое имя в истории бурятских шахмат – Жамсаран Цыдыпов выполнил норматив международного гроссмейстера

Фото Радна-Нимы Базарова

Буквально три года назад федерация шахмат Бурятии во главе с тогдашним депутатом Народного Хурала Вячеславом Ирильдеевым объявила о том, что в ближайшем будущем бу­рятский шахматист Жамсаран Цыдыпов может стать между­народным гроссмейстером. Бу­рятские любители спорта впали в трепетное ожидание - ведь до этого лишь три спортсмена из республики добились столь высокого звания. Это Антон Шомоев, Батор Самбуев и Инна Ивахинова, сообщает газета “Бурятия”.

А вот для самого шахмати­ста это время стало настоящим испытанием. При любой встрече каждый человек старался у са­мого Жамсарана узнать, когда же он наконец-то станет гроссмей­стером?

- Чтобы выполнить первый балл, мне потребовалось поч­ти 2,5 года. Всё это время люди постоянно мне твердили: надо становиться гроссмейстером. Было не очень приятно разгова­ривать на эту тему, но я старался не реагировать, - рассказывает Жамсаран Цыдыпов.

Последние три года молодой шахматист научился жить по-но­вому, так как постоянно нахо­дится в разъездах и участвует во многих турнирах.

- Прежде в таком темпе ни­когда не играл, поначалу сильно уставал. Если выезжаю, то сразу на два месяца, на восстановление между турнирами иногда оста­ётся только 2-3 дня. С приходом опыта мне более комфортно вы­ступать в таких условиях. Я уже знаю, как мне нужно восстанав­ливаться: когда и где поболь­ше отдохнуть, просто-напросто выспаться, каким образом со­браться и привести себя в бодрое состояние, - признаётся новояв­ленный гроссмейстер.

Обычно с утра Жамсаран раз­бирает партии будущего сопер­ника, изучает его манеру игры и планирует, как будет сам играть. Вечера также отданы на разбор партий и шахматных компози­ций.

Первый шаг

Первый балл он выполнил на берегах Невы, в Санкт-Петербурге. Но прорыв случился несколькими днями раньше, в Екатеринбурге. На прошлогодний международ­ный турнир тогда выехала боль­шая делегация спортсменов из Бурятии, каждый мечтал увидеть в числе победителей Жамсарана Цыдыпова. Но на Урале шахматист сыграл неудачно.

Во многих интервью он при­знаётся, что каждое поражение злит его и он усердно работает над ошибками. В книге «Номто: дорога на Олимп» очерк о шах­матисте начинается с его цитаты: «Если честно, меня и сегодня ка­ждое поражение по-своему злит. Но злость эта по-прежнему носит спортивный и стимулирующий характер – не допускать впредь подобных ошибок, чтобы в следу­ющий раз победить…».

- Поражение в Екатеринбур­ге сильно меня разозлило. Меж­ду соревнованиями на Урале и в Санкт-Петербурге было всего 3-4 дня, но за это время с тренером (Тимуром Ивановым - прим. авт.) успели провести небольшие сбо­ры, где разобрали все мои недо­чёты, - вспоминает Жамсаран.

Разъярённый спортсмен в первых пяти партиях междуна­родных соревнований в Санкт-Пе­тербурге набрал стопроцентное количество очков. Среди павших под натиском бурятского спортсмена были именитые международные гроссмейстеры из Тад­жикистана и Павел Понкратов из Челябинска. А вот вторая часть турнира получилась нервной.

- Вторая половина оказалась очень сложной. Наверное, я боль­ше начал думать о первом балле. Видимо, это сильно повлияло на мою игру, настроение. После ни­чьей с постоянным соперником по юношеским турнирам Максимом Чигаевым обыграл международ­ного мастера из Москвы. После этого почувствовал себя неуютно, на меня накатил мандраж. Из-за сильного волнения в затяжной и трудной борьбе на шестом часу проиграл очередную партию. Ведь за два тура до окончания турни­ра начал вычислять, сколько мне нужно для выполнения первого балла. В заключительном туре я сыграл вничью с сильным грос­смейстером из Москвы, тем са­мым взял первый балл. Дальше стало намного проще, я уже успо­коился, но сделать такой важный шаг было чрезвычайно трудно, - делится воспоминаниями наш герой.

Хаян Гармажапов со своими воспитанниками, в центре – Жамсаран Цыдыпов, фото 2009 года

Прорвало

Жамсаран говорит, что на по­следующих турнирах у него были две главные задачи – поддержи­вать и поднимать свой рейтинг и выполнить второй балл. Иногда эти задачи пересекались, как это произошло на престижном меж­дународном турнире в Москве «Аэрофлот оупен».

- Традиционно на этом турни­ре выступают сильнейшие шах­матисты планеты. Заранее знал, кто будет выступать и специально готовился с ними играть. В первой половине играл на равных со мно­гими гроссмейстерами, благодаря чему сохранял 50-процентный интервал набранных очков. В ка­кой-то момент не выдержал и на шестом часу игры проиграл чем­пиону Европы Эрнесто Инаркиеву. Потом собрался и более успешно завершил турнир. Уже в его сере­дине я понимал, что набранные 50 процентов очков позволят мне завоевать второй балл. Но такого мандража, как в Санкт-Петербур­ге, уже не было, - говорит Жамса­ран Цыдыпов.

Третий, столь необходимый балл он набрал на клубном чем­пионате России. Казалось бы, тур­нир рядовой для нашей страны и ни о каком балле тут не стоило думать. Напомним, что Жамсаран на этом турнире выступал за ко­манду «Сибирь» из Новосибирска.

- Турнир получился очень сильным. К примеру, на третьей доске, где я играл, выступали сра­зу шесть спортсменов, чей рейтинг превышает 2600 баллов. Это и по­зволило надеяться на выполнение третьего балла международного гроссмейстера. К соревнованиям подошёл в прекрасной спортив­ной форме - я здорово отдохнул целый месяц. Это и пошло мне на пользу. Показал самый лучший результат в своей карьере, - вы­соко оценивает своё выступление новоиспечённый гроссмейстер.

Упрямый мастер ФИДЕ

Это сегодня Жамсаран Цыды­пов знаковая фигура не только в бурятских шахматах, но и на российском уровне. В своё вре­мя его упрекали, что он не умеет записывать шахматные партии, а некоторые говорили прямо в лицо его первому тренеру Хаяну Гарма­жапову – кого он привёл на сорев­нование?

- Ежегодно из первоклассни­ков в гимназии № 33 я набирал небольшую группу. В конце сентя­бря или начале октября на заня­тие пришёл один любознательный мальчик. В первый же день по­стоянно был рядом со мной, под­глядывал на мои записи, смотрел книжки. Лишь некоторые дети его возраста умеют играть в шахматы, большинство из них учишь с нуля. На мой вопрос, умеет ли он играть в шахматы, он бойко ответил, «чуть-чуть», - вспоминает Хаян Сандакович.

Оказалось, что маленького Жамсарана в шахматы научили играть его родные дедушки - Цымпил Цыдыпович Дугаров и Леонид Цынгуевич Цыдыпов. Благодаря этому юный спортсмен стал быстро прогрессировать. К тому же ему повезло с тренером. Ведь у наставника был особый подход к подающим надежды, коим сразу стал Жамсаран.

- На первых занятиях привожу пример итальянской партии с дебютом в 11 ходов. Большинство детей разучивают её 2-3 месяца, но Жамсаран научился за одну неделю. Он сразу стал выделяться. Таким ребятам уделяю чуть больше внимания, - вспоминает Хаян Гармажапов.

Уже к концу октября, помимо занятий в гимназии, тренер пригласил одарённого ребёнка в клуб «Бригантина», где он начал играть с более опытными ребятами, разрядниками.

- Прямо тут же решил посмотреть, как он справляется с собой, выступая на соревнованиях. На городских соревнованиях некоторые тренеры сделали мне замечание – мол, кого ты привёл, он даже не умеет писать. К их удивлению, Жамсаран занял место в «золотой середине», - с улыбкой рассказывает Хаян Гармажапов.

К концу первого класса Жамсаран играл на уровне хорошего второразрядника, а во втором классе выступал на первой доске за школьную команду. В то время тренер настаивал на том, чтобы он играл со старшими шахматистами, и даже с взрослыми.

- Проанализировав игры Жамсарана, я вовремя понял, что для роста ему необходимо играть с соперниками, которые лучше его. Когда соперники слабее, он начинал играть небрежно. И только с сильными спортсменами мог показывать свою игру и улучшать её качество, - говорит Хаян Сандакович.

Благодаря интенсивным тренировкам к окончанию третьего класса Жамсаран Цыдыпов стал перворазрядником.

- Помню, его семья жила в Нурселении. Когда мы допоздна задерживались на тренировках или соревнованиях, постоянно увозил его на машине домой. По пути играли с ним в шахматы по памяти. Ведь с третьего класса он мне показывал сыгранные партии без записи. Заходил к ним домой, смотрел, как Жамсаран выполняет домашние задачи из разных шахматных журналов. В один прекрасный день один из дедушек заявил мне, что шахматами не заработаешь и семью не прокормишь. После этого начал с ним заниматься с утроенной энергией. Поэтому в мужских турнирах он начал проявлять характер. По ходу соревнований мы разбирали партии: почему тут сыграл так, а не иначе, - рассказывает Хаян Гармажапов.

В четвёртом классе Жамсаран на первом же первенстве Сибирского федерального округа чуть было не вошёл в тройку призёров. Впоследствии не раз получал призы данных соревнований. Так под попечительством Хаяна Гармажапова он успешно развивался до седьмого класса. Именно в это время известный детский наставник предложил международному мастеру Тимуру Иванову взять спортсмена под свой контроль.

- Жамсаран очень трудолюбивый спортсмен, поэтому мне с ним было легко работать, - скажет потом первый тренер.

Новоявленный шахматист играет и умеет бороться до конца партии. Он до сих пор помнит историю своей встречи с одним из мастеров ФИДЕ Бурятии. Жамсаран тогда учился в пятом классе. Для выполнения норматива кандидата в мастера спорта оставалось набрать пол-очка.

- Жамсаран, конечно, об этом знал и в одной из игр предложил ничью тому самому мастеру ФИДЕ. Тот отказался, видимо, думал, какой-то мальчик будет ему предлагать ничью. К концу партии подхожу и вижу, что его соперник сидит без фигуры, время у него заканчивается, он буквально висит на волоске. Увидев меня, Жамсаран предложил ничью, тот сразу же согласился. «Зачем ты предложил ничью, у тебя же была выигрышная ситуация!», - говорю Жамсарану. А он в ответ: «Вы же сами мне сказали, что мне хватит и пол-очка». После этого он все партии играет до конца, - вспоминает Хаян Сандакович.

Большую помощь в продвижении и развитии Жамсарана оказывает Пандидо Хамбо лама Дамба Аюшеев. Он первым почувствовал, что парень может пойти очень далеко и вручил ему ноутбук, когда тот учился в шестом классе. Благодаря этому занятия стали более интенсивными.

2600 баллов и выше

Правда, новоиспечённый международный гроссмейстер пока не получил подтверждающие документы. А планов, как всегда, много.

- Хочется войти в так называемый клуб «2600», куда зачисляют тех, у кого рейтинг выше 2600 баллов. Это первоочередная задача. Когда-то для меня это казалось космосом, - говорит Жамсаран Цыдыпов.

На прошлой неделе бурятский шахматист успешно выступил на первом международном фестивале шахмат в Таиланде. В 9 турах, набрав 7,5 очка, Жамсаран подтвердил свой высокий класс и занял первое место, опередив соперников из 17 стран мира. Так что он успешно сделал первый шаг к клубу «2600».

В конце июля Жамсаран Цыдыпов начнёт выступление на международном турнире «Eurasia open» в Екатеринбурге.

Автор: Борис БАЛДАНОВ

Читайте также