Общество 23 авг 2019 1809

​Разгневанный горожанин: на что жаловались жители Верхнеудинска сто лет назад

Как и чем жил наш город вековой давности, об этом мы узнали, прочитав страницы верх­неудинских газет за 1919 год. Это ежедневная общественно-демо­кратическая, социалистическая и литературная газета «Прибай­кальская жизнь», издаваемая Прибайкальским Союзом коопе­ративов, и земская газета «При­байкалье», сообщает газета “Бурятия”.

Их подшивки нам предостави­ли работники Национального ар­хива РБ. Как выяснилось, 100 лет назад верхнеудинцев волновали проблемы, актуальные и сегодня. Впрочем, судите сами.

Квартирный вопрос

Он стоял остро и в былые годы. Как пишет газета «ПЖ», «жилищ­ный вопрос в нашем городе обсто­ит в данное время очень остро. Так, например, не говоря уж о том, что цены на квартиры, номера и комнаты дошли до баснословных размеров (10-20 р. в сутки за но­мер, за посредственную комнату - 80-100 р. в месяц), найти их поч­ти невозможно. Это объясняется многими домохозяевами тем, что помещения частью реквизируют­ся для японских офицеров и офи­церов атамана Семёнова, частью расхватываются приезжими на ярмарку торгово-промышлен­никами. Дороговизна же жилищ зависит – во-первых: от боль­шого на них спроса и во-вторых: от более уважительной причины – общей дороговизны жизни, а в частности дороговизны топлива» (здесь и далее орфография, пун­ктуация и стилистика сохранены – прим. ред.)

О заболеваниях

Газета пишет и о грозной волне заболеваний, готовой захлестнуть всё население.

«…Города, деревни представ­ляют собой настоящие очаги заразных заболеваний. Газеты пестреют ужасающими цифра­ми заболеваний. Например, в го­роде Верхнеудинске около 30-ти заразных заболеваний только зарегистрированных в течение полмесяца, а в Иркутске более 2000 заразных заболеваний. Всё усиливающийся приток наших возвращающихся пленных вместе с сыпным тифом несет с собою и прочия заразныя болезни, как то венерическия и пр.».

О спекулянтах

Не переводились в городе раз­ного рода мошенники и спекулян­ты, о чём сообщает газета.

Так, по её данным, 3 июля аме­риканцы выдавали подарки, пред­назначенные для беднейшего на­селения города. Подарки состояли из нижнего белья, одеяла и сукна. Желающих получить их собралось очень много, но большинство из числа «беднейшаго населения» оказались домовладельцы, спеку­лянты и прочие, более или менее материально обеспеченные граж­дане.

Впрочем, перепродавали не только бесплатные заграничные подарки, но и казённое вино. Га­зета замечает, что в ожидании прохода пассажирских поездов перрон вокзала станции Верхне­удинск ежедневно был завален мешками и разными свёртками, которые вывозили городские ме­шочники товаров. Преобладающие товары – казённое вино Верхнеу­динского винного склада, которое ежедневно вывозилось из города в громаднейшем количестве. Как сообщает издание, по рассказам спекулянтов, вино завозится, глав­ным образом, в отдалённые от железной дороги местности, где крестьяне, не торгуясь, платят им по 45-50 рублей за бутылку.

Культурная жизнь

Не только хлебом единым жили наши предки. Верхнеудин­цы сеяли доброе и прекрасное на селе. Так, по сведениям «Прибай­кальской жизни», воспитанники верхнеудинской учительской се­минарии на рождественских ка­никулах организовали драмати­ческую труппу и дали спектакль в Кабанске. После спектакля был устроен дивертисмент, на ко­тором семинаристы выступали в роли декламаторов и певцов. Пением руководил директор Ра­децкий, драматическим отделом – учитель Булгаков. А. В Додо-Анинске Хоринского аймака 4 фев­раля состоялось организацион­ное собрание хоринско-анинского к ульт урно-просветительского общества. Своей целью оно по­ставило учреждать «постоянныя и подвижныя публичныя библио­теки-читальни, книжные склады, музеи и выставки; организовы­вать различныя учебныя заведе­ния, курсы, лекции, беседы, чтения с иллюстрациями, устраивает спектакли, концерты, народные праздники».

О нравы!

Любопытный факт газета «Прибайкалье» приводит в своём номере от 29 июня. Она повествует, что «к возвращавшимся на лодке с острова Богородский к городскому голове А.С. Котову с несколькими членами управы внезапно подплы­ла на лодке группа молодых лю­дей, причем один из них, старший сын Курбатова, бывший служащий Тетюкова, обратился вызывающе к голове со следующими словами: «Вы городской голова?.. Власть?.. Я этой власти покажу, сейчас же вы­брошу всех вас из лодки…» - далее последовала площадная брань… А.С. Котов привлекает Курбатова к судебной ответственности.

Не правда ли схожая картина с нынешними реалиями? И в наши дни случаются ситуации, когда дети богатых родителей позволя­ют себе подобное.

Криминал

Не обходился город и без кри­минальных сводок, находивших отражение в газетной рубрике «Происшествия». В номере от 25 апреля сообщается о дерзком ограблении на Батарейной пло­щади гостя из Орловской губер­нии некого Леонова Ивана Андри­ановича, проживавшего на заводе Кобылкина. Грабители отобрали у него «серебряный портсигар с надписью «на добрую память от рабочих казеннаго склада», коше­лёк с 40 рубл. и другую мелочь». Впоследствии оба преступника были задержаны. В ночь же на 19 апреля со двора Абрама Оси­повича Левитина, проживавше­го в Верхнеудинске по Большой набережной в доме Родовского, неизвестные похитили однокон­ную телегу на железном ходу с решётчатым коробком, хомут, седелку, вожжи ременные, узду и дугу, всего на сумму около 1000 рублей.

Присутствие иностранных во­енных в Верхнеудинске и Бурятии тоже накладывало отпечаток. Так, 22 мая в 9 часов вечера по Большой улице, напротив ново­го общественного собрания, на пороге китайской лавочки, ми­лиционеры при участии офицера подняли солдата в бессознатель­ном состоянии с огнестрельным ранением. Им оказался младший урядник приамурского конного полка Койков. Дознанием вы­яснилось, что в пьяном виде он убит американцем. Месяцем поз­же в Кабанске неизвестные лица убили японского офицера и трёх солдат. Для выяснения случая и преследования преступников из Верхнеудинска экстренно отправ­лен отряд русских и японских войск.

О ценах

Две небольшие заметки из га­зетной хроники, и до боли знако­мые в наши дни проблемы.

Первая гласит о том, что на ст. Верхнеудинск, согласно по­лученной из Управления дороги телеграфного распоряжения, сто­имость топлива, приобретаемого из складов дороги за наличный расчёт, увеличивается за куб с 116 рублей до 238 рублей. А сто­имость пуда угля с 31 копейки до 80 копеек, т.е. цена возросла бо­лее чем на 100 %.

«Отчаянное положение, ко­торое испытывают железнодо­рожники, увеличивается ещё и тем, что при росте дороговизны, когда нет никакой возможности при окладе в 200-300 руб прокор­мить семью в 5-6 чел., не говоря уже о тёплой одежде, им не упла­чивается до сих пор жалованье и за декабрь месяц, благодаря чему, многие железнодорожни­ки принуждены продавать свой скарб», - пишет «Прибайкалье».

Или вот ещё о ценах за элек­троэнергию. Газета «Прибайкаль­ская жизнь» приводит пример, когда «городская электрическая станция, увеличивая плату за отпускаемую энергию, с каждым днём всё меньше и меньше за­ботится о том, насколько ярко горят электрические лампочки. Вечерами при теперешнем элек­трическом освещении занимать­ся без свечи невозможно».

И сейчас есть случаи, когда люди платят за несуществующее отопление и электричество.

О свалках и пляже

Вопрос о свалках стоял и в те годы. По крайней мере, как свидетельствует газета «Прибай­калье», управляющий уездом не раз просил городскую управу об установлении мест для свалок за городом. «Места эти городской управой отведены, но о них не объявлялось и население города не знает, куда надлежит выво­зить мусор», - сообщает издание. Управляющий уездом просил го­родскую управу и о распределе­нии мест на Уде и Селенге для купания мужчин и отдельно для женщин. «С этой целью на ука­занных местах должны быть установлены особые объявления, но до сего времени управа поря­док этот не установила, между тем, необходимость в этом дав­но назрела», - сетует управляю­щий.

О пьянстве

И, наконец, о вечном. Имеется в виду о борьбе с алкоголем. Вот отрывок из статьи, посвящённой этой теме.

«Когда прекратили казенную продажу водки, была надежда, что жизнь пойдет по новым, давно указанным лучшими людьми, пу­тям. Но наши надежды – мыльные пузыри.

Не стало водки, появились: денатурат, ханжа, политура и са­могонка разных сортов и качеств. И крестьяне повезли зерно не го­рожанам на хлеб, а на самогонные заводы. Зеленый змий торжество­вал. Таких успехов он не видал и во времена «казёнки». Боролись. Штрафовали, сажали в тюрьмы за самогонку, но пьянство росло не по дням, а по часам, особенно в деревнях.

Наконец, нашлись защитники казенной продажи вина и отсто­яли открытие «казёнок». Было плохо, стало хуже. Сотни сильных, здоровых мужчин, женщин целые дни проводят в очереди, дабы забрать побольше по дешевой казенной цене вина и потом, про­давая по двойным ценам, ничего не делать, пьянствовать и нажи­вать деньги.

Корпорация подобных господ растет с каждым днем, охватив все слои населения. Кого, теперь, не увидишь в хвосте у «казён­ки»? И гимназист, и чиновник, и рабочий, и милиционер, и тип не­определенных занятий, и босяк, и крестьянин – торчат с утра до вечера у «казёнок», ругаясь, и де­рясь друг с другом. Итак. Жизнь оставляет те или иныя борозды, какия же борозды оставят наши теперешние годы?»

Вопрос, конечно, риторический. Впору остаётся задать его и нам, нынешнему поколению горожан.

Исторические страницы читал Герман НАМЖИЛОВ

Читайте также