Дарима Линховоин
Фото пресс-службы БГАТОиБ
Художественный руководитель оперы БГАТОиБ, народная артистка России Дарима Линховоин – о юбилейном сезоне театра, фестивале оперы имени её отца и о благотворном влиянии музыки на детей, в материале газеты "Бурятия".
– Дарима Лхасарановна, чем будет примечателен новый сезон?
– Нашим фестивалем оперы имени народного артиста СССР, лауреата государственной премии России, профессора Лхасарана Линховоина, посвящённый его 95–летию. Впервые он прошёл в 1991 году и не был приурочен к юбилейной дате. Тогда просто назрело: память о моём отце, любовь народа к нему. До этого все задавали вопрос: «Почему ничего нет?». Символично и то, что это юбилейный 80-й театральный сезон. Отец и все основатели театра, колоритные, сочные актёры, певцы, танцоры – это был наш золотой фонд. Юбилей театра отметим в декабре. Будут приглашённые артисты, предстоит большая работа. Юбилей народного артиста СССР Дугаржапа Дашиева проведём в ноябре. Такие праздничные мероприятия требуют новых решений, в том числе постановочных, поэтому нелегко. Но будем работать.
– Как прошли летние гастроли?
– Мы ездили во Владивосток, выступали на Приморской сцене Мариинского театра, побывали в Хабаровске. Рецензии восторженные, зрители ходят, зовут обратно, все в восхищении. Постановки, в основном, балетные, из оперы мы повезли «Риголетто», премьера которой прошла у нас в мае.
Конечно, то, что случилось в прошлом году (увольнение директора Аюны Цыбикдоржиевой – авт.) нас сильно выбило из колеи. Это было как землетрясение в 10 баллов. До этого мы работали очень хорошо, ездили на гастроли в Москву, Санкт-Петербург, несколько раз участвовали в фестивале «Видеть музыку». Приходили и приезжали крупные критики, писали рецензии на наши спектакли.… О том, что случилось, читала вся Россия. Я была на культурном форуме в Санкт-Петербурге, ко мне подходили, спрашивали: «Боже мой, что у вас творится?». Мне было горько и обидно от того, как мы «прославились». Некоторые наши певцы ушли, несогласные с этим решением. Я тоже собиралась, но вмешались обстоятельства. В конце концов, мои родители здесь поднимали театр, они здесь умерли, с надеждой на то, что наш театр будет когда-нибудь сверкать. И мы шли к этому. Сейчас мы раненые, но поднимаемся вновь.
– На предстоящем фестивале в постановках задействованы звёзды Мариинского театра, бурятской оперы...
– Да. Юлия Маточкина летит из Роттердама, сложным рейсом с пересадками, после нас отправится в Париж. У Владислава Сулимского лишь три свободных дня, он летит из Питера, прилетит прямо в день спектакля, а после – в Амстердам. Ариунбаатар сразу после выступления улетит в Санкт-Петербург, на спектакль в Мариинский театр. У Венеры Протасовой – спектакль в Казани. У Аюны Базаргуруевой и Саввы Хастаева тоже свой график. Все работают плотно, и состыковать их в одном месте было очень сложно. Но получилось. Почему согласились приехать Юлия Маточкина и Владислав Сулимский? Потому что они о нашем театре давно слышали, и всё – в превосходной степени. Согласились без слов.
На всех постановках – разные исполнители, которых здесь просто не услышать. Для этого нужно лететь в Мариинку, покупать билеты за невероятные суммы. А мы, наш театр, делаем подарок своему городу, республике и вообще региону. Думаю, что приедут любители оперы из Иркутска, Читы, Красноярска...
Театр не отпускает
– Наши артисты, уехавшие в другие города, тоже согласились, не раздумывая?
– Они все выросли здесь. Их родил наш театр, они – наши дети. Конечно, разъехались, что печально. Но видите, по первому нашему зову приезжают и будут приезжать. Сердцем они с нашим театром, пуповина не разрезана.
Но есть финансовая составляющая. Мэргэн Санданов во Владивостоке получает 120 тысяч, Михаил Пирогов в Красноярске – 120. Здесь они получали 20-25. Есть разница? Жаль, что так складывается. Конечно, люди ищут себе место, где их оценят по достоинству.
Ведущий солист получает 25 тысяч, мало кто согласится работать за такие деньги. Имея талант, голос, нужно иметь и такую работоспособность, чтобы выучить на французском, итальянском, немецком всю оперу. Подготовка идёт, как у космонавтов. Никто в такие подробности не вдаётся, думают, какая ерунда. Но труд феноменальный. Я считаю, что человек, который вышел с оркестром, спел оперу – уже герой Советского Союза. Надо уметь играть, брать высокие ноты, потрясающе маневрировать на сцене и петь с оркестром.
При этом мы всегда опирались на молодых. Совершенно молодыми пришли к нам Ариунбаатар, Михаил, Мэргэн. На них стали ставить. У Миши Пирогова, если не ошибаюсь, первой была партия Пинкертона из «Мадам Баттерфляй» – очень большая. Точно также и наш молодой певец Соёл Батуев: сразу спел Ленского, а закончил сезон Герцогом из оперы «Риголетто» – самой трудной партией для теноров. Аюна Базаргуруева пела весь сопрановый репертуар. Так было всегда. И все они шли вперёд.
– Какие новые постановки в этом сезоне ждать бурятскому зрителю?
– «Князь Игорь» – огромное эпическое полотно, которое шло у нас раньше, но сейчас его будут ставить по-другому. Композитор Александр Бородин писал картинами, а эти картины скомпоновал Николай Римский-Корсаков, так что есть прецедент – их менять... Я разговаривала с режиссёром, он хочет закончить спектакль Половецким актом. Постановка будет в 2020 году: с нового года начнём ставить, и уже в марте-апреле состоится премьера.
Опера и балет требуют очень больших финансовых затрат. Мы зависим от финансирования – одна оперная постановка в год. В балете будет какая-то своя. Лично я очень хотела бы увидеть здесь «Сказки Гоффмана» Жака Оффенбаха. Это интересная тема, потрясающая музыка, сказочная, но, как говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк». Было бы очень интересно поставить её. Ждём деньги.
Воспитание эмоций
– Как по-вашему, в чём причина, что молодое поколение не слишком жалует театр?
– Если бы люди понимали влияние театра на умы и эмоции.… Сейчас народ больше ориентирован на материальные блага, нежели на духовные. Молодёжь потерянная. Не любит ходить в театр, потому что их родители не ходили с ними. Обидно, имея такое золото в республике, не обращать на него внимание. Как нас принимают на гастролях... Я не знаю, почему у нас не так. Может, менталитет. Среднее поколение ходит. Они ещё помнят моего папу, Ларису Сахьянову. Они ходили на них толпами. Конечно, время изменилось, сейчас даже маленький ребёнок в телефоне. Сколько езжу заграницу, никто не сидит, уткнувшись в экран, это считается плохим тоном. В последний раз была в Англии, там ни дети, ни взрослые, никто не сидит в телефоне. Люди сидят, наслаждаются общением, пьют кофе. Ходят слушать концерты, там они давно поняли, что это хорошо действует на организм.
– Как именно?
– Физики давно открыли, свойства кристаллов воды меняются под воздействием музыки. Мы тоже состоим из воды. Послушали оперу, посмотрели балет, выходим на улицу и чувствуем какой-то внутренний подъём. А это кристаллы внутри нас выстроились. Есть у профессора Дины Кирнарской книга о благотворном влиянии музыки на человека. Если бы её читали педагоги или родители, то многое бы поняли. Например, если ребёнок гиперактивный (это сейчас распространённое явление), то включите музыку. С музыкой они всегда сосредотачиваются. Я четыре года проработала в Китае, там женщины в положении приходят каждый день в специальные залы и слушают классическую музыку. И после этого появляются талантливые дети. Успехи детей – хороший математик, шахматист, играет на скрипке или на рояле – это достойно восхищения. Нестандартное мышление тоже идёт через музыку. Под её влиянием кристаллы внутри нас создают красивые узоры, и человек преображается, стремясь не туда, где страшная жизнь, а туда, где красота. Именно такие дети будут направлять общество в какое–то правильное русло. Педагоги, подогрейте их интерес, фантазия у детей невероятная, ведь они все талантливы. Просто на это не обращают внимания, и всё оседает на дно.
Если родители хотят, чтобы чадо их радовало, надо почаще ходить в театр, слушать классическую музыку. Прекрасная возможность это сделать – побывать вместе с детьми на нашем фестивале оперы. Ведь выступят такие прекрасные певцы. Мне бы очень хотелось, чтобы наше общество поднялось на ступеньку выше. Звучит, возможно, слишком пафосно, но это действительно так.
СПРАВКА:
Фестиваль оперы имени народного артиста СССР Лхасарана Линховоина пройдёт на сцене БГАТОиБ с 15 по 22 сентября.
В программе: 15 сентября – опера «Риголетто», главные партии исполнят Ариунбаатар Ганбаатар, Венера Протасова и Гомбо-Очир Бямбажав. 17 сентября состоится опера «Кармен». В главных партиях: Юлия Маточкина, Михаил Пирогов, Мунхзул Намхай. 19 сентября - «Бал-маскарад», на сцене - Владислав Сулимский, Самбуу Батчимэг и Михаил Пирогов. 20 сентября - «Тоска», ведущие партии исполнят Аюна Базаргуруева, Савва Хастаев и Мунхзул Намхай. Завершится фестиваль 22 сентября гала-концертом.