Культура 6 сен 2019 1088

​Дарима Линховоин: "Музыка создает узоры внутри человека"

Дарима Линховоин

Фото пресс-службы БГАТОиБ

Художественный руководитель оперы БГАТОиБ, народная артистка России Дари­ма Линховоин – о юбилейном сезоне теа­тра, фестивале оперы имени её отца и о благотворном влиянии музыки на детей, в материале газеты "Бурятия".

– Дарима Лхасарановна, чем будет при­мечателен новый сезон?

– Нашим фестивалем оперы имени народ­ного артиста СССР, лауреата государствен­ной премии России, профессора Лхасарана Линховоина, посвящённый его 95–летию. Впервые он прошёл в 1991 году и не был приурочен к юбилейной дате. Тогда просто назрело: память о моём отце, любовь на­рода к нему. До этого все задавали вопрос: «Почему ничего нет?». Символично и то, что это юбилейный 80-й театральный сезон. Отец и все основатели театра, колоритные, сочные актёры, певцы, танцоры – это был наш золотой фонд. Юбилей театра отметим в декабре. Будут приглашённые артисты, предстоит большая работа. Юбилей на­родного артиста СССР Дугаржапа Дашиева проведём в ноябре. Такие праздничные ме­роприятия требуют новых решений, в том числе постановочных, поэтому нелегко. Но будем работать.

– Как прошли летние гастроли?

– Мы ездили во Владивосток, выступали на Приморской сцене Мариинского театра, побывали в Хабаровске. Рецензии востор­женные, зрители ходят, зовут обратно, все в восхищении. Постановки, в основном, ба­летные, из оперы мы повезли «Риголетто», премьера которой прошла у нас в мае.

Конечно, то, что случилось в прошлом году (увольнение директора Аюны Цыбик­доржиевойавт.) нас сильно выбило из ко­леи. Это было как землетрясение в 10 бал­лов. До этого мы работали очень хорошо, ездили на гастроли в Москву, Санкт-Петер­бург, несколько раз участвовали в фести­вале «Видеть музыку». Приходили и при­езжали крупные критики, писали рецензии на наши спектакли.… О том, что случилось, читала вся Россия. Я была на культурном форуме в Санкт-Петербурге, ко мне подхо­дили, спрашивали: «Боже мой, что у вас тво­рится?». Мне было горько и обидно от того, как мы «прославились». Некоторые наши певцы ушли, несогласные с этим решением. Я тоже собиралась, но вмешались обстоя­тельства. В конце концов, мои родители здесь поднимали театр, они здесь умер­ли, с надеждой на то, что наш театр будет когда-нибудь сверкать. И мы шли к этому. Сейчас мы раненые, но поднимаемся вновь.

– На предстоящем фестивале в поста­новках задействованы звёзды Мариин­ского театра, бурятской оперы...

– Да. Юлия Маточкина летит из Роттерда­ма, сложным рейсом с пересадками, после нас отправится в Париж. У Владислава Су­лимского лишь три свободных дня, он летит из Питера, прилетит прямо в день спектакля, а после – в Амстердам. Ариунбаатар сразу после выступления улетит в Санкт-Петер­бург, на спектакль в Мариинский театр. У Венеры Протасовой – спектакль в Казани. У Аюны Базаргуруевой и Саввы Хастаева тоже свой график. Все работают плотно, и состыковать их в одном месте было очень сложно. Но получилось. Почему согласи­лись приехать Юлия Маточкина и Владис­лав Сулимский? Потому что они о нашем те­атре давно слышали, и всё – в превосходной степени. Согласились без слов.

На всех постановках – разные исполни­тели, которых здесь просто не услышать. Для этого нужно лететь в Мариинку, поку­пать билеты за невероятные суммы. А мы, наш театр, делаем подарок своему городу, республике и вообще региону. Думаю, что приедут любители оперы из Иркутска, Читы, Красноярска...

Театр не отпускает

– Наши артисты, уехавшие в другие го­рода, тоже согласились, не раздумывая?

– Они все выросли здесь. Их родил наш театр, они – наши дети. Конечно, разъеха­лись, что печально. Но видите, по первому нашему зову приезжают и будут приезжать. Сердцем они с нашим театром, пуповина не разрезана.

Но есть финансовая составляющая. Мэр­гэн Санданов во Владивостоке получает 120 тысяч, Михаил Пирогов в Красноярске – 120. Здесь они получали 20-25. Есть разница? Жаль, что так складывается. Конечно, люди ищут себе место, где их оценят по достоин­ству.

Ведущий солист получает 25 тысяч, мало кто согласится работать за такие день­ги. Имея талант, голос, нужно иметь и та­кую работоспособность, чтобы выучить на французском, итальянском, немецком всю оперу. Подготовка идёт, как у космонавтов. Никто в такие подробности не вдаётся, ду­мают, какая ерунда. Но труд феноменаль­ный. Я считаю, что человек, который вышел с оркестром, спел оперу – уже герой Совет­ского Союза. Надо уметь играть, брать вы­сокие ноты, потрясающе маневрировать на сцене и петь с оркестром.

При этом мы всегда опирались на моло­дых. Совершенно молодыми пришли к нам Ариунбаатар, Михаил, Мэргэн. На них стали ставить. У Миши Пирогова, если не ошиба­юсь, первой была партия Пинкертона из «Мадам Баттерфляй» – очень большая. Точно также и наш молодой певец Соёл Ба­туев: сразу спел Ленского, а закончил сезон Герцогом из оперы «Риголетто» – самой трудной партией для теноров. Аюна Базар­гуруева пела весь сопрановый репертуар. Так было всегда. И все они шли вперёд.

– Какие новые постановки в этом сезоне ждать бурятскому зрителю?

– «Князь Игорь» – огромное эпическое по­лотно, которое шло у нас раньше, но сейчас его будут ставить по-другому. Композитор Александр Бородин писал картинами, а эти картины скомпоновал Николай Рим­ский-Корсаков, так что есть прецедент – их менять... Я разговаривала с режиссёром, он хочет закончить спектакль Половецким ак­том. Постановка будет в 2020 году: с нового года начнём ставить, и уже в марте-апреле состоится премьера.

Опера и балет требуют очень больших финансовых затрат. Мы зависим от финан­сирования – одна оперная постановка в год. В балете будет какая-то своя. Лично я очень хотела бы увидеть здесь «Сказки Гоффмана» Жака Оффенбаха. Это интересная тема, потрясающая музыка, сказочная, но, как говорят: «Сказка – ложь, да в ней на­мёк». Было бы очень интересно поставить её. Ждём деньги.

Воспитание эмоций

– Как по-вашему, в чём причина, что молодое поколение не слишком жалует театр?

– Если бы люди понимали влияние театра на умы и эмоции.… Сейчас народ больше ори­ентирован на материальные блага, нежели на духовные. Молодёжь потерянная. Не лю­бит ходить в театр, потому что их родители не ходили с ними. Обидно, имея такое золо­то в республике, не обращать на него вни­мание. Как нас принимают на гастролях... Я не знаю, почему у нас не так. Может, мен­талитет. Среднее поколение ходит. Они ещё помнят моего папу, Ларису Сахьянову. Они ходили на них толпами. Конечно, время из­менилось, сейчас даже маленький ребёнок в телефоне. Сколько езжу заграницу, никто не сидит, уткнувшись в экран, это считает­ся плохим тоном. В последний раз была в Англии, там ни дети, ни взрослые, никто не сидит в телефоне. Люди сидят, наслажда­ются общением, пьют кофе. Ходят слушать концерты, там они давно поняли, что это хорошо действует на организм.

– Как именно?

– Физики давно открыли, свойства кри­сталлов воды меняются под воздействием музыки. Мы тоже состоим из воды. Послу­шали оперу, посмотрели балет, выходим на улицу и чувствуем какой-то внутренний подъём. А это кристаллы внутри нас выстро­ились. Есть у профессора Дины Кирнарской книга о благотворном влиянии музыки на человека. Если бы её читали педагоги или родители, то многое бы поняли. Например, если ребёнок гиперактивный (это сейчас распространённое явление), то включите музыку. С музыкой они всегда сосредотачи­ваются. Я четыре года проработала в Китае, там женщины в положении приходят каж­дый день в специальные залы и слушают классическую музыку. И после этого появ­ляются талантливые дети. Успехи детей – хороший математик, шахматист, играет на скрипке или на рояле – это достойно восхи­щения. Нестандартное мышление тоже идёт через музыку. Под её влиянием кристаллы внутри нас создают красивые узоры, и че­ловек преображается, стремясь не туда, где страшная жизнь, а туда, где красота. Имен­но такие дети будут направлять общество в какое–то правильное русло. Педагоги, по­догрейте их интерес, фантазия у детей не­вероятная, ведь они все талантливы. Просто на это не обращают внимания, и всё оседает на дно.

Если родители хотят, чтобы чадо их радо­вало, надо почаще ходить в театр, слушать классическую музыку. Прекрасная воз­можность это сделать – побывать вместе с детьми на нашем фестивале оперы. Ведь выступят такие прекрасные певцы. Мне бы очень хотелось, чтобы наше общество под­нялось на ступеньку выше. Звучит, возмож­но, слишком пафосно, но это действительно так.

СПРАВКА:

Фестиваль оперы имени народного артиста СССР Лхасарана Линховоина прой­дёт на сцене БГАТОиБ с 15 по 22 сентября.

В программе: 15 сентября – опера «Риголетто», главные партии исполнят Ариунбаатар Ганбаатар, Венера Протасова и Гомбо-Очир Бямбажав. 17 сентя­бря состоится опера «Кармен». В главных партиях: Юлия Маточкина, Михаил Пирогов, Мунхзул Намхай. 19 сентября - «Бал-маскарад», на сцене - Владислав Сулимский, Самбуу Батчимэг и Михаил Пирогов. 20 сентября - «Тоска», ведущие партии исполнят Аюна Базаргуруева, Савва Хастаев и Мунхзул Намхай. Завер­шится фестиваль 22 сентября гала-концертом.

Автор: Беседовал Антон ИРШУТОВ