Общество 7 окт 2019 3621

​​Хоринские карымы

Семья карымов из Хоринска

Знатоком истории хоринских карымов (русско-бурятских метисов) является местный краевед Татьяна Филипповна Гар­маева. Она - автор книг «О чём поведал старый тракт…» (2013 г.), «Моим друзьям, коллегам по­свящаю...», автор-составитель сборника «О Хоринской долине поёт так нежно сердце...», соавтор книги «Слово о земле Хоринской». Вот что она рассказывает о своих земляках в историческом пове­ствовании «О чём поведал старый тракт…», выдержки из которой со­ставили нижеприведённый очерк:

«Русские с бурятской кровью»

В Хоринском районе карымы и их потомки составляют значительную часть населения, но в основном они не идентифицируют себя карымами. Когда их спрашиваешь: «Кто вы?», они говорят: «Мы русские. Но в роду были буряты» или «Дед был бурят».

Карымы - очень жизнестойкие люди как физически, так и психоло­гически. Они всегда найдут выход из любой сложной жизненной си­туации. Это ловкие и смекалистые люди. В Хоринске, если не брать бу­рят, то все остальные - это карымы или их потомки. Это сразу видно по цвету лица, густым, чёрным воло­сам, скулам и разрезу глаз.

С появлением христианских ста­нов буряты получили возможность приобщиться к богатейшей право­славной культуре, быстрее усваи­вали традиции общественного и семейного быта русских. В фонде Хоринской Степной думы в Наци­ональном архиве РБ имеется один документ – письмо епископа Иркут­ского, Нерчинского и Читинского от 13 мая 1839 г. Хоринскому главному тайше Ринчин-Доржи Дымбилову с предложением о принятии христи­анства. Этот призыв был услышан – Ринчин-Доржи Дымбилов принял христианство и стал Николаем Дым­биловым.

Ясашные деревни

Самое интересное явление пред­ставляют так называемые «ясач­ные» буряты. Это крещёные буряты, женившиеся на русских женщинах и русские, женатые на крещёных бу­рятках. Можно перечислить деревни в Хоринском районе, основанные крещёными бурятами. Это - Онино­борское, Анинское, Хасуртайское, Кульское, Санномыск, Удинск, Тэгда и, конечно, сам Хоринск. Были ещё Байсын-Эбыр, Булуганск и Карбаи­новка, но они уже исчезли с карты района. Такие деревни получили на­звание «карымских», от слова «ка­рым» (по-бурятски «харим» – чужой, изменивший своей вере).

Самые известные карымы

При крещении бурятам давались русские фамилии и имена, как, на­пример, в ведомости крещёных Гал­зутской инородной управы за 1825 г. А в Хоринском ЗАГСе долгие годы хранились метрические книги из Забайкальско-Духовной консистории Анинской Николаевской церкви, Кульской, Спасской, Верхне-Талец­кой, Ново-Курбинской церквей с 1901 по 1920 гг. Каждая книга состо­ит из 3-х частей:

I – о родившихся и крещёных

II – о бракосочетавшихся

III – об умерших.

В этих книгах встречаются самые распространённые фамилии крещё­ных инородцев: Трунев А. К., Татау­ров А. С., Садовский Д. П., Носырев С. К., Языков Н. С., Лосев Ф. А., Дубинин А. И., Курбатов Н. Н., Гуляев В. И., Сам­билов Е. Н., Махалов П. К., Косыгин А. А. и другие. Среди них и их много­численных потомков много извест­ных всей республике людей. Писа­тель Герман Корнилович Языков, оперная певица Клавдия Ивановна Гомбоева-Языкова, основатель Хо­ринского краеведческого музея Ин­нокентий Яковлевич Трунев, певец Иван Батурин, братья Лосевы Геор­гий Фёдорович и Пётр Фёдорович – артисты Бурятского драматическо­го театра…

Крестил, венчал и отпевал хо­ринцев священник Анинской Ни­колаевской миссионерской церкви Носырев Спиридон Капитонович, сам из крещёных бурят. Помогал ему псаломщик церкви Александр Воробьёв. Так, 18 января 1910 г. за­конным браком сочетались иноро­дец Анинского села Фёдор Алексеевич Лосев (21 год) и дочь почётного гражданина Агния Сергеевна Сосни­на (22 года).

Крепкие хозяева и их работники

Если брать по сёлам, то в Они­ноборске самыми состоятельными и богатыми людьми были братья Дубинины и Баньщиков М. П. Васи­лий Васильевич Дубинин родом из Анинских крещёных бурят, жил в 1815 - 1880 гг. Его дети – Яков Ва­сильевич и Александр Васильевич. Яков Васильевич в памяти жителей села остался ревностным поклонником церкви; он постоянно оказывал общине верующих материальную помощь. Семья его состояла из 8 де­тей. В 1924 году в хозяйстве Якова Дубинина насчитывалось до сотни голов крупного рогатого скота, до 20 голов лошадей. Посевы зерновых со­ставляли 8-10 десятин. Сам Яков Ва­сильевич был на редкость энергич­ным и трудолюбивым человеком: работал, как говорится, «от зари до зари»; а кроме того, он был заядлым охотником на пушных зверей – бе­лок и соболей.

Макар Петрович Баньщиков имел крепкое хозяйство, и к 1910 году по его размерам он обошел Якова Дуби­нина. Основные доходы он извлекал от зерна и разведения скота, выгод­но сбывая товар на городском рын­ке. В его хозяйстве были сельхозма­шины: жатки-самосброски, конные грабли, двухколёсные конные плу­ги. Все машины были заграничного производства – фирмы «Осборн», «Мак-Кормик», маслобойки швед­ского производства «Альфа-Лаваль».

У Баньщикова все работы прово­дились с помощью наёмной силы. Постоянно батрачили у него Снет­ков Николай Дмитриевич с женой и детьми, Иваном и Андреем, а также семьи братьев Подобашиных. Посто­янным пастухом работал крещёный бурят Сырен Санхиров, он с дочерью Екатериной также ведал молочным гуртом и производил переработку молока. Старожилами села были дети трёх братьев Снетковых: Ки­рилла, Дмитрия и Кузьмы.

Их отец, Иван Снетков, служил ху­вараком в Анинском дацане и имел своё бурятское имя – Абугулдай. Где- то в 1830 г. он поступил в работни­ки к Василию Дубинину. Поскольку Дубинин сам был бурятского проис­хождения, он охотно взял на работу своего земляка из Аги. Оценив усер­дие и трудолюбие паренька, Дуби­нин женил его на русской девушке и окрестил в православную веру, взяв для этого фамилию от проезжавше­го в то время чиновника Снеткова. Сын Ивана Снеткова, Дмитрий, был весьма рачительным хозяином, вла­дел плотницким и столярным ма­стерством, любил охоту. У Дмитрия были дочь Вера, сыновья Селиверст и Илья.

Потомство Подобашиных в селе состояло из шести самостоятель­ных бедняцких хозяйств. Мать это­го большого семейства, «бабушка Любава», и её муж, Пётр Семёнович, были из крещёных бурят. А в селе Булуганск была бурятка Булсэма. На ней женился один каторжанин и от них пошли Белоусовы.

Цесаревич и крещёные буряты

Село Анинск. В Онинском станке с 1896 г. существовала Николаевская церковь, а так же миссионерское училище и пансион. В миссионер­ском училище останавливался на ночлег цесаревич Николай во время своей инспекционной поездки по Сибири. Здание школы и улица были иллюминованы тысячами разноц­ветных фонариков и двумя тысяча­ми плошек. Будущий царь изволил принять крещёных инородцев, под­нёсших хлеб-соль, и пожелал снять­ся с ними на фото.

Село Карбаиновка. Фамилия «Карбаинов» произошла от бурят­ских слов: «Хара баян», что означает «чёрный богач». А от фамилии, со­ответственно, произошло название деревни. Жители села на большие церковные праздники выезжали в церковь села Верхние Тальцы, насто­ятелем которой был Виктор Вахрушев. В большие религиозные празд­ники женщины несли к священной горе Болдок большую икону, подни­мались на вершину, где стоял деревянный крест – и там молились. Они просили у Бога здоровья, дождя и урожая. В таких походах участвова­ли и дети. Очевидно, это было хри­стианизированной формой почи­тания тенгрианского культа – обоо, поклонения божествам, хозяевам местности.

Село Удинск. Много-много лет на­зад из кижингинских степей пере­ехал в Удинскую долину один бурят, которого звали Бадма Бисингаев. Он принял крещение в Кульской церк­ви. Крестивший его поп Машанов, не мудрствуя лукаво, дал новокрещён­ному свою фамилию и имя Данила. Так родился новый христианин, Да­нила Машанов, он же Данила-баа­бай. От него и повелась родословная Машановых. Данила-баабай обосно­вался в местности Поднаран со сво­ими 35-ю коровами и 250 лошадьми. Ныне фамилия Машанов – одна из наиболее распространённых в рай­оне.

Село Кульск. Кульская Спасская церковь была открыта в 1800 г. Свя­щенником был Александр Бобров­ников, выпускник Иркутской духов­ной семинарии. А его помощником был крещёный бурят Михаил Спе­ранский. Село Санномыск основали казаки. Они пришли в Сибирь с эта­пом, сопровождая пугачёвских бун­товщиков, здесь остались и жени­лись на бурятках. Потомки первых казаков – Хайдуковы, Краснопеевы, Челондаевы – и сейчас живут в селе.

Фото из архива М. Гармаевой

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Читайте также