Общество 25 окт 2019 2218

​Уроки английского помогли филологам-бурятоведам

Благодарные ученики со своим педагогом Ольгой Богомоловой (четвертая слева)

В последнее время все чаще звучат призывы и обращения по совершенствованию методики преподавания бурятского языка. Особенно это становится актуальным в связи с ухудшением уровня владения бурятским языком среди молодёжи, детей. Эти вопросы обсуждаются давно, сообщает газета «Бурятия».

Много людей озвучивают проблемы, которые требуют решения, кто-то ищет виноватых, и лишь единицы предлагают конкретные меры по решению тех вопросов и проблем, которые ставит перед нами сегодняшняя ситуация с бурятским языком. Один из тех немногих, кто в свое время предложил конкретный вариант ответа на вопрос «что делать» в области методики преподавания бурятского языка, - Ольга Богомолова.

Эффективный приём

Она – выпускница Иркутского государственного педагогического института иностранных языков имени Хо Ши Мина. В 1976-1979 годах училась в аспирантуре МГУ под научным руководством Ольги Ахмановой и Ольги Александровой (Долговой). В 1981 году с блеском защитила диссертацию по теме «Синтагматическое членение английской речи и фразировка текста: на материале современной английской научной прозы». Много лет работала преподавателем факультета иностранных языков БГПИ имени Д. Банзарова.

Студенты иняза 80-х годов наверняка помнят её, одного из самых авторитетных и принципиальных преподавателей. Она была образцом профессионализма и преданности своему делу. И немногие посвященные знают о том, какой большой вклад внесла Ольга Иннокентьевна в развитие современной методики преподавания бурятского языка.

В августе 1996 года в структуру недавно созданного БГУ был включен новый факультет – экономики и управления. Там начали вести подготовку по новым тогда специальностям: «менеджмент в социальной сфере», «государственное и муниципальное управление». При этом одной из «фишек» нового факультета, которую возглавила дочь первого ректора БГПИ Морхоза Хабаева – Индра Хабаева, была интенсивная языковая подготовка будущих менеджеров и управленцев.

Однако факультет на этом не остановился и пошёл ещё дальше. Идея обширной языковой подготовки была дополнена внедрением в учебную программу большого объёма часов на изучение второго государственного языка Республики Бурятия – бурятского, притом всеми студентами, обучающимися на факультете.

Основная проблема состояла в том, что на тот момент не было соответствующего учебно-методического обеспечения, разработанной методики обучения студентов, для которых бурятский язык являлся неродным (вторым). Поиск решений этой проблемы привел к созданию авторского коллектива, который бы сосредоточился на разработке методики преподавания бурятского языка как неродного и на создании соответствующего учебника.

Эту нелегкую задачу возложила на себя заведующая вновь созданной кафедры основ деловой коммуникации ФЭУ Ольга Богомолова. Она предложила доверить эту работу молодым преподавателям. Именно она вместе с Индрой Хабаевой отобрала будущий авторский коллектив из числа выпускников факультета бурятской филологии 1996 года (О.А. Дареева, Г-Х.Ц. Гунжитова, С.А. Дашиева, А.А. Дугарова, Б.Д. Цырендоржиева, Б.Д. Шожоева), вела с ними ежедневную, кропотливую работу по отбору языкового материала для учебника, по разработке его структуры, составлению текстов, словаря.

Большая трудность в работе с молодыми коллегами состояла в том, что методикой преподавания языка как неродного (иностранного) они не владели. Тогда программа подготовки филологов-бурятоведов не предусматривала такой дисциплины. Между тем языковая ситуация, уровень владения языком студентами диктовали необходимость обращения к методике преподавания иностранных языков. Каким же образом за короткий срок объяснить суть этой методики молодым преподавателям? И здесь Ольга Иннокентьевна не растерялась. Она начала преподавать английский язык для своих молодых коллег и в ходе занятий объяснять суть методических приемов и методов обучения лиц, не владеющих языком. Этот приём оказался действительно эффективным, действенным. Молодые преподаватели испытывали трудности изучения неродного языка, что позволило им развернуть традиционный взгляд на методические аспекты преподавания своего родного языка тем, кто им не владеет.

Именно «уроки английско­го» стали основой создания новой методики преподава­ния бурятского языка, которая была положена в основу учеб­ника «Мэндэ-э! Начальный курс бурятского языка», который на сегодня претерпел несколько переизданий и является од­ним из основных учебников, используемых при обучении бурятскому языку лиц, не вла­деющих им.

Научная школа

Помимо плодотворной методической работы Ольга Богомолова осуществляла ру­ководство научными изыска­ниями молодых коллег. Можно сказать, что ею создана своя научная школа. Действитель­но, в диссертационных ис­следованиях учеников Ольги Иннокентьевны разработаны разные аспекты методики пре­подавания бурятского язы­ка как второго, рассмотрены лингвистические основы его преподавания, а также вопро­сы государственной языковой политики в области бурятского языка. На сегодняшний день ученики Богомоловой - канди­даты филологических наук (Б.Д. Цырендоржиева), педагогиче­ских наук (О.А. Дареева, С.А. Дашеева), политических наук (Г-Х.Ц. Гунжитова, А.А. Дугаро­ва).

Идею коммуникативного обучения бурятскому языку ее ученики продолжают сегодня реализовывать в своих учеб­никах и учебных пособиях. Ими разработана линейка учебни­ков «Амар мэндэ!» для детей до­школьного и младшего школь­ного возраста, направленных, прежде всего, на формирова­ние и развитие коммуникатив­ных компетенций учащихся. Кроме того, они продолжают в своих научных исследованиях разрабатывать актуальные вопросы преподавания бурятско­го языка с учетом уровня вла­дения им, а также диалектных условий функционирования бурятского языка.

Все это позволяет говорить о том, что Ольга Иннокентьев­на стала основоположником современной методической школы преподавания бурятского языка с позиций ком­муникативного, уровневого, ситуационного подходов, что в нынешней языковой ситуа­ции является как никогда ак­туальным и востребованным. Безусловно, своей научно-ме­тодической деятельностью по разработке новых подходов к преподаванию бурятского язы­ка она внесла и продолжает вносить значительный вклад в дело сохранения и развития бурятского языка.

Сегодня мы, её благодар­ные ученики, от всей души поздравляем своего учителя с предстоящим 70-летним юби­леем, желаем крепкого здоро­вья и благодарим за те «уроки английского», которые стали для нас основой профессио­нального роста, уроками жиз­ни, примером ответственного отношения и любви к своему делу.

Говорят: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». Переиначивая эту фразу, можно сказать: «Скажи мне, кто твой учитель, и я скажу тебе, кто ты». Мы, её ученики, с боль­шой гордостью можем сказать: «Манай багша – Ольга Иннокен­тьевна Богомолова!».

Фото предоставила Гарма-Ханда Гунжитова

Гарма-Ханда ГУНЖИТОВА, завотделением бурятоведения Восточного института БГУ

Читайте также