Жамсо в переводе с тибетского – океан, море. Имя может быть составным. Сложив вместе талант и Жамсо, мы получаем океан дара, море способностей. Мы говорим о Жамсо Тумунове в материале газеты «Бурятия».
Кстати, о фамилии. Наверное, как и во многих случаях с бурятскими именами и фамилиями, тут постарались работники паспортного стола: как услышали, так и записали. Если не ошибаюсь, правильное написание – Тумэн, что означает много изобилия, тьма, десять тысяч.
Что ж, видимо, так и должно быть: одним словосочетанием «Жамсо Тумунов» мы сказали о таланте, приумножении, изобилии и еще о многих других качествах, которые должны определять цели и задачи человека.
Родом из детства
Родился он 15 февраля 1916 года в улусе Таптанай. В Российской империи места компактного проживания разных народов не выделяли в республики или округа. Место в 1916 году называлось Таптанайский булук Читинского уезда Забайкальской области, позже – село Таптанай Дульдургинского района Агинского Бурят-Монгольского национального округа Читинской области.
Как правило, в таких случаях пишут, что его (и многих других) родители и сородичи были простые и неграмотные скотоводы, что должно навести на мысль о необразованности, невежестве, дикости, после чего подразумеваются выводы вообще об уровне развития всего народа. Нет, категорически – нет! Договоримся, что такие абсурды и шаблоны, убивающие развитие на корню, больше никогда применять не будем. И начнем такую практику с биографии Жамсо Тумунова, что весьма обрадовало бы его самого. Тем более мне рассказывали, что он был очень жизнерадостным и оптимистичным человеком.
Насколько мне известно, он приходится родственником Петру Бадмаеву, Гомбожабу Цыбикову и другим образованным бурятам своего времени. Да и как он мог стать литератором, общественным и государственным деятелем и общаться с главными писателями (и не только!) огромного СССР, если бы этому не предшествовали традиции его родословной?
Конечно, в окружении Тумунова присутствовало и книжное, и устное творчество, богатейший жизненный опыт, традиции и обычаи, сопутствующие непрерывному развитию личности. Известно, что за маленьким Жамсо присматривала бабушка Сэжэ. Вероятно, она – бурятский аналог няни Пушкина Арины Родионовны, если уместно такое сравнение. Бабушка Сэжэ была сказительницей, она рассказывала об истории народа, старинных богатырях, пела улигеры, формировала мировоззрение мальчика, которое впоследствии отразится в произведениях Тумунова и сыграет огромную роль в его судьбе и бурятской литературе. Вот тебе и «простые» предки!
Биографы пишут, что в 1927 году, в 11 лет, Жамсо поступил в Табтанайскую школу крестьянской молодежи. О начальной школе не пишут. Это означает, что в 11 лет мальчик знал грамоту и счет. Учился в этой школе 7 лет и сразу получил направление в Бурятский пединститут. После 7 лет школы в институт? Этот факт еще раз доказывает, что было дополнительное образование в своей, домашней, среде, самообразование до уровня серьезных познаний. Талант и способности лидера стали в нем раскрываться в школьные годы. В старших классах Жамсо принимал активное участие в общественной работе, был лидером в пионерах, в комсомоле, редактировал и выпускал школьную газету. Публиковал в ней материалы о школьной жизни, о событиях в артелях и колхозах. Его назначили пионервожатым.
Учить и учиться
В институт отправился в 1934 году, но ему довелось не учиться самому, а учить других. В национальных школах не хватало учителей, в партийных и руководящих органах подбирали кадры учителей из активных выпускников школ. Жамсо Тумунова направили учителем в Зуткулейскую начальную школу, а в 1935 году его, 19-летнего назначили завотделом Еравнинского райкома комсомола.
Расстояния между населенными пунктами тут огромные: Верхнеудинск (с 1934 года Улан-Удэ), Зуткулей (Дульдургинский район), Сосново-Озёрское (Еравнинский район). До 1937 года эти населенные пункты были в одном административно-территориальном образование – Бурят-Монгольской АССР, входившей в Восточно-Сибирский край. Люди того времени размышляли этими географическими категориями. Отсюда масштабы и представления, которые должны возникнуть у читателя при изучении жизни и творчества Жамсо Тумунова и людей того времени.
Исследователи отмечают, что Тумунов ездил в Москву для участия в работе семинара заведующих отделами пионерской и комсомольской работы. Поразительно, что бурятский юноша (почти мальчик!) добился в Москве встречи с Крупской и обосновал ей необходимость строительства Дома пионеров в Сосново-Озёрске.
Вернувшись из Москвы, он руководил строительством Дома пионеров, который построили за четыре месяца.
Исследователи подчеркивают, что с юных лет Тумунов активно участвовал в развитии детского творчества, самодеятельности, науки, образования, культуры, литературы, музыки… Это была деятельная троица – Цокто Номтоев, Жамсо Тумунов, Жамьян Балданжабон. О чем они мечтали, какие мысли вдохновляли их? Народ должен стать обществом культурных и образованных людей – таковой была цель многих и многих бурят-монголов того времени. Таковой же, конечно, должна быть цель всех бурят-монгольских интеллектуалов современности.
Жамсо все время учился. В 1937 году он поступил в Улан-Удэнскую коммунистическую сельскохозяйственную школу. Пушкин и Горький, Шолохов и Гоголь, языковедение и литературоведение – стали его основными приоритетами для развития. Он редактировал газету школы, был непременным участником художественной самодеятельности.
В 23 года его приняли в ряды КПСС и в члены Союза писателей СССР. Основным местом работы стало Бурятское книжное издательство.
Огромное влияние на него оказали служба в армии и война. Вся его биография – нераскрытые тайны и пока нигде не отраженные факты.
Почему в редакции газеты 17-й армии, в монгольском Баян-Тумэне, должны были собраться вместе будущие писатели СССР со своими начатыми в то время романами – Жамсо Тумунов с рукописью романа «Степь проснулась», Георгий Марков, начавший страницы «Строговых», Константин Седых, писавший «Даурию»?
Он прошел с боями от Прибалтики до Берлина и Праги, после победы еще год воевал с бандеровцами. Награды – ордена Отечественной войны I и II степеней, медали «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германий в Великой Отечественной войне».
После войны – ответственный секретарь правления Союза писателей Бурятии. Четыре года, с 1947 по 1951-й, жил и учился в Высшей партийной школе при ЦК КПСС в Москве. Вернувшись, работал начальником Управления по делам искусств при Совете Министров Бурятской АССР.
Здесь только основные вехи яркой судьбы Жамсо Тумунова, которая закончилась в неполных 39 лет. Он оставил богатейшее наследие, которое живо и продолжает оказывать сильнейшее влияние на развитие бурятского народа до наших дней!
Профессиональным писателем Жамсо Тумунов стал в середине 1930-х годов. В довоенную пору писал пьесы, рассказы, стихи, первые главы романа «Степь проснулась». В годы войны зазвучали его публицистика, проза, поэзия. Известны его поэмы, стихи, основанные на устном народном творчестве бурят-монголов. Их можно назвать поэтической публицистикой, где все патриотизм и вера в победу – «Путь домой начинается от Берлина!».
Поражает литературная плодовитость фронтового офицера, новизна в прозе. Исследователи подчеркивают, что в бурятской литературе такой прозы еще не было, что это синтез публицистики и художественной прозы. Это было новое эстетическое качество. (Я бы отметил такое сочетание и в произведениях современных бурятских авторов. Полагаю, что литература Жамсо Тумунов опережала время).
Яркое наследие
Послевоенное десятилетие творчества Жамсо Тумунова также разнообразно и плодовито: поэмы, стихи, рассказы, романы. Первый бурятский роман «Степь проснулась» был дописан и издан в 1949 году, следующий роман «Золотой дождь» – в 1955-м. Кстати, Жамсо Тумунов начинал писать свои произведения на старомонгольском. Это очень интересный факт, из которого появляется много вопросов, требующих конкретных ответов исследователей. Вот только некоторые из них: возможно ли сегодня прочитать рукописи Жамсо Тумунова на старомонгольском? Насколько по содержанию и форме, сюжетам и темам они отличаются от имеющихся переводов? Может быть, они оригинальнее и талантливее существующих вариантов на бурятском языке или переводов на другие языки?
Итак, первый бурятский роман «Степь проснулась», начатый на старомонгольском, сразу же после издания на русском языке был переиздан на многих языках мира. И неизвестные буряты благодаря Жамсо Тумунову стали известны многим народам планеты.
Но что в связи с жизнью и творчеством Жамсо Тумунова должно волновать нас? Информационные технологии современности позволяют без труда ознакомиться, практически, с любыми произведениями авторов мировой литературы. Не будет исключением и Тумунов. Тем более что у него есть довольно большое число исследователей и биографов, написавших внушительные по объему и количеству материалы. Но дело не в этом, а в том, что укоренившиеся шаблоны не дают возможности для реальной оценки, а следовательно, и развития современникам. Вот почему я считаю, что жизнь и творчество Жамсо Тумунова – пока еще не написанная для потомков книга.
Виктор БАЛДОРЖИЕВ
Продолжение следует...
Фото предоставлено семьёй Тумуновых