Общество 25 окт 2019 3182

​​Жамсо Тумунов – бурятский писатель, о котором не написана книга (I часть)

Жамсо в переводе с тибет­ского – океан, море. Имя мо­жет быть составным. Сложив вместе талант и Жамсо, мы получаем океан дара, море способностей. Мы говорим о Жамсо Тумунове в материале газеты «Бурятия».

Кстати, о фамилии. Навер­ное, как и во многих случаях с бурятскими именами и фами­лиями, тут постарались работ­ники паспортного стола: как ус­лышали, так и записали. Если не ошибаюсь, правильное написа­ние – Тумэн, что означает много изобилия, тьма, десять тысяч.

Что ж, видимо, так и должно быть: одним словосочетанием «Жамсо Тумунов» мы сказали о таланте, приумножении, изоби­лии и еще о многих других каче­ствах, которые должны опреде­лять цели и задачи человека.

Родом из детства

Родился он 15 февраля 1916 года в улусе Таптанай. В Россий­ской империи места компакт­ного проживания разных наро­дов не выделяли в республики или округа. Место в 1916 году называлось Таптанайский булук Читинского уезда Забайкальской области, позже – село Тап­танай Дульдургинского района Агинского Бурят-Монгольского национального округа Читин­ской области.

Как правило, в таких случаях пишут, что его (и многих других) родители и сородичи были про­стые и неграмотные скотоводы, что должно навести на мысль о необразованности, невеже­стве, дикости, после чего подразумеваются выводы вообще об уровне развития всего наро­да. Нет, категорически – нет! До­говоримся, что такие абсурды и шаблоны, убивающие разви­тие на корню, больше никогда применять не будем. И начнем такую практику с биографии Жамсо Тумунова, что весьма обрадовало бы его самого. Тем более мне рассказывали, что он был очень жизнерадостным и оптимистичным человеком.

Насколько мне известно, он приходится родственником Петру Бадмаеву, Гомбожабу Цыбикову и другим образован­ным бурятам своего времени. Да и как он мог стать литерато­ром, общественным и государ­ственным деятелем и общаться с главными писателями (и не только!) огромного СССР, если бы этому не предшествовали традиции его родословной?

Конечно, в окружении Ту­мунова присутствовало и книжное, и устное творчество, богатейший жизненный опыт, традиции и обычаи, сопутствующие непрерывному разви­тию личности. Известно, что за маленьким Жамсо присматри­вала бабушка Сэжэ. Вероятно, она – бурятский аналог няни Пушкина Арины Родионовны, если уместно такое сравнение. Бабушка Сэжэ была сказитель­ницей, она рассказывала об истории народа, старинных бо­гатырях, пела улигеры, форми­ровала мировоззрение маль­чика, которое впоследствии отразится в произведениях Тумунова и сыграет огромную роль в его судьбе и бурятской литературе. Вот тебе и «про­стые» предки!

Биографы пишут, что в 1927 году, в 11 лет, Жамсо поступил в Табтанайскую школу крестьян­ской молодежи. О начальной школе не пишут. Это означает, что в 11 лет мальчик знал грамо­ту и счет. Учился в этой школе 7 лет и сразу получил направле­ние в Бурятский пединститут. После 7 лет школы в институт? Этот факт еще раз доказывает, что было дополнительное образование в своей, домашней, среде, самообразование до уровня серьезных познаний. Та­лант и способности лидера ста­ли в нем раскрываться в школьные годы. В старших классах Жамсо принимал активное участие в общественной рабо­те, был лидером в пионерах, в комсомоле, редактировал и выпускал школьную газету. Пу­бликовал в ней материалы о школьной жизни, о событиях в артелях и колхозах. Его назна­чили пионервожатым.

Учить и учиться

В институт отправился в 1934 году, но ему довелось не учиться самому, а учить дру­гих. В национальных школах не хватало учителей, в партийных и руководящих органах подби­рали кадры учителей из актив­ных выпускников школ. Жамсо Тумунова направили учителем в Зуткулейскую начальную шко­лу, а в 1935 году его, 19-летнего назначили завотделом Ерав­нинского райкома комсомола.

Расстояния между насе­ленными пунктами тут огром­ные: Верхнеудинск (с 1934 года Улан-Удэ), Зуткулей (Дульдур­гинский район), Сосново-Озёр­ское (Еравнинский район). До 1937 года эти населенные пункты были в одном админи­стративно-территориальном образование – Бурят-Монголь­ской АССР, входившей в Восточ­но-Сибирский край. Люди того времени размышляли этими географическими категориями. Отсюда масштабы и представ­ления, которые должны возник­нуть у читателя при изучении жизни и творчества Жамсо Ту­мунова и людей того времени.

Исследователи отмечают, что Тумунов ездил в Москву для участия в работе семинара заведующих отделами пионер­ской и комсомольской работы. Поразительно, что бурятский юноша (почти мальчик!) добил­ся в Москве встречи с Крупской и обосновал ей необходимость строительства Дома пионеров в Сосново-Озёрске.

Вернувшись из Москвы, он руководил строительством Дома пионеров, который по­строили за четыре месяца.

Исследователи подчерки­вают, что с юных лет Тумунов активно участвовал в развитии детского творчества, самодея­тельности, науки, образования, культуры, литературы, музы­ки… Это была деятельная тро­ица – Цокто Номтоев, Жамсо Тумунов, Жамьян Балданжабон. О чем они мечтали, какие мысли вдохновляли их? Народ должен стать обществом культурных и образованных людей – таковой была цель многих и многих бу­рят-монголов того времени. Та­ковой же, конечно, должна быть цель всех бурят-монгольских интеллектуалов современности.

Жамсо все время учился. В 1937 году он поступил в Улан-Удэнскую коммунистическую сельскохозяйственную школу. Пушкин и Горький, Шолохов и Гоголь, языковедение и ли­тературоведение – стали его основными приоритетами для развития. Он редактировал га­зету школы, был непременным участником художественной самодеятельности.

В 23 года его приняли в ряды КПСС и в члены Союза писате­лей СССР. Основным местом ра­боты стало Бурятское книжное издательство.

Огромное влияние на него оказали служба в армии и война. Вся его биография – нераскры­тые тайны и пока нигде не отражен­ные факты.

Почему в редакции газе­ты 17-й армии, в монгольском Баян-Тумэне, должны были со­браться вместе будущие писа­тели СССР со своими начатыми в то время романами – Жамсо Тумунов с рукописью романа «Степь проснулась», Георгий Марков, начавший страницы «Строговых», Константин Се­дых, писавший «Даурию»?

Он прошел с боями от При­балтики до Берлина и Праги, после победы еще год воевал с бандеровцами. Награды – ор­дена Отечественной войны I и II степеней, медали «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берли­на», «За победу над Германий в Великой Отечественной войне».

После войны – ответствен­ный секретарь правления Со­юза писателей Бурятии. Четы­ре года, с 1947 по 1951-й, жил и учился в Высшей партийной школе при ЦК КПСС в Москве. Вернувшись, работал началь­ником Управления по делам ис­кусств при Совете Министров Бурятской АССР.

Здесь только основные вехи яркой судьбы Жамсо Тумунова, которая закончилась в непол­ных 39 лет. Он оставил богатей­шее наследие, которое живо и продолжает оказывать силь­нейшее влияние на развитие бурятского народа до наших дней!

Профессиональным писате­лем Жамсо Тумунов стал в сере­дине 1930-х годов. В довоенную пору писал пьесы, рассказы, стихи, первые главы романа «Степь проснулась». В годы войны зазвучали его публицисти­ка, проза, поэзия. Известны его поэмы, стихи, основанные на устном народном творчестве бурят-монголов. Их можно на­звать поэтической публицисти­кой, где все патриотизм и вера в победу – «Путь домой начина­ется от Берлина!».

Поражает литературная плодовитость фронтового офи­цера, новизна в прозе. Иссле­дователи подчеркивают, что в бурятской литературе такой прозы еще не было, что это синтез публицистики и худо­жественной прозы. Это было новое эстетическое качество. (Я бы отметил такое сочетание и в произведениях современных бурятских авторов. Полагаю, что литература Жамсо Тумунов опережала время).

Яркое наследие

Послевоенное десятилетие творчества Жамсо Тумунова также разнообразно и плодо­вито: поэмы, стихи, рассказы, романы. Первый бурятский роман «Степь проснулась» был дописан и издан в 1949 году, следующий роман «Золотой дождь» – в 1955-м. Кста­ти, Жамсо Тумунов начинал писать свои произведения на старомонгольском. Это очень интересный факт, из которого появляется много вопросов, требующих конкретных отве­тов исследователей. Вот только некоторые из них: возможно ли сегодня прочитать рукописи Жамсо Тумунова на старомон­гольском? Насколько по со­держанию и форме, сюжетам и темам они отличаются от имею­щихся переводов? Может быть, они оригинальнее и талантли­вее существующих вариантов на бурятском языке или пере­водов на другие языки?

Итак, первый бурятский ро­ман «Степь проснулась», нача­тый на старомонгольском, сра­зу же после издания на русском языке был переиздан на многих языках мира. И неизвестные буряты благодаря Жамсо Туму­нову стали известны многим народам планеты.

Но что в связи с жизнью и творчеством Жамсо Тумунова должно волновать нас? Инфор­мационные технологии совре­менности позволяют без труда ознакомиться, практически, с любыми произведениями авторов мировой литерату­ры. Не будет исключением и Тумунов. Тем более что у него есть довольно большое число исследователей и биографов, написавших внушительные по объему и количеству материа­лы. Но дело не в этом, а в том, что укоренившиеся шаблоны не дают возможности для ре­альной оценки, а следователь­но, и развития современникам. Вот почему я считаю, что жизнь и творчество Жамсо Тумунова – пока еще не написанная для потомков книга.

Виктор БАЛДОРЖИЕВ

Продолжение следует...

Фото предоставлено семьёй Тумуновых

Читайте также