Культура 20 дек 2019 1994

​​Дать или взять?

Сцена из оперы «Лючия ди Ламмермур» в исполнении артистов Приморской сцены Мариинского театра

Ноябрь выдался в нашем городе невероятно насыщен­ным в музыкальном отноше­нии и столь же неожиданным. Сначала состоялся концерт с программой «Молния», орга­низованный Ольгой Жигмито­вой и призванный, судя по на­званию, поразить слушателя внезапной яркостью эмоцио­нальных впечатлений, сообщает газета "Бурятия".

Крик отчаяния

Действительно, пестрый репертуар из оперных, опере­точных отрывков, камерных но­меров, русских народных песен и песен советских и западных композиторов был воспринят залом с большой теплотой и от­зывчивостью. Столь же пестрым оказался исполнительский состав – гостьи: меццо-сопра­но Марина Лопез из Вены, мо­сквичка - высокое сопрано Нина Деменштейн и наши певицы Ла­риса Соковикова и Ольга Жиг­митова, взявшая на себя роль инициатора проекта, продюсе­ра и т.д. К слову сказать, послед­ние две вышли из класса во­кального педагога в колледже искусств К.Н. Пальнуевой, и обе находятся в неопределенном статусе. То ли являются солист­ками Бурятского оперного теа­тра, то ли нет. Во всяком случае, в течение длительного времени оперная сцена обходится без них, как, впрочем, обходится без того, что должно быть нор­мой театральной жизни.

Итак, отправленные с неко­торых пор в «свободное плава­ние» и лишенные поддержки родного коллектива в лице оркестра БГАТОиБ, они проде­монстрировали тем вечером некий новый класс исполни­тельства и полную свободу в выборе программы, найдя своего слушателя, по-доброму реагировавшего на все про­звучавшее со сцены. Наряду с вышеперечисленным большей частью это были вокальные миниатюры, граничащие с бар­довским репертуаром, а также подобие цыганских песен в по­меси с кабацкими: «А напосле­док я скажу…» А. Петрова – Б. Ахмадулиной в исполнении М. Лопез или «Всё, что было» Д. Покрасса – П. Германа в зажи­гательном дуэте Л. Соковико­вой - М. Лопез.

Разумеется, трудно ожидать от предложенной программы идеального совершенства, ибо на сцене был не тот стабильный коллектив, имеющий собствен­ную концертную площадку с возможностью регулярных ре­петиций, свои «внешние уши» из концертмейстера или орке­стра, режиссеров, педагогов, аранжировщиков и т.д. Ибо в пучине «свободного плавания» приходится рассчитывать лишь на собственный вкус, самим ис­кать и находить репертуар, до­говариваться с оркестром, делать фонограммы и платить за них. В данном случае артисток выручил оркестр народных инструментов ВСГИК под руко­водством заслуженного деяте­ля РФ, профессора О.В. Огнева, ставший партнером в их высту­плениях.

Все же, редкостно одарен­ная Ольга Жигмитова в очеред­ной раз поразила слушателей невероятной широтой своих творческих возможностей, Ма­рина Лопез - особой роскошью подачи материала в сцениче­ски раскованной манере, Ла­риса Соковикова буквально пронзила зал проникновенной песней Е. Мартынова - А. Де­ментьева «Алексей, Алёшенька, сынок».

В целом же, эмоционально высокий тонус концерта носил достаточно исповедальный ха­рактер с предельно искренней манерой высказывания, словно бы программу объединял скры­тый замысел «крика отчаяния». Да, крик отчаяния об утрачен­ной или несбывшейся любви, об ухудшающейся экологии, крик отчаяния, наконец, от вынуж­денного одиночества, о неспо­собности слышать друг друга, о неспособности видеть чье-либо бедственное положение.

В самом деле, как случилось так, что все безучастно взира­ют на то, как молодая и пер­спективная солистка, успешно окончившая вокальный фа­культет Санкт-Петербургской консерватории, обладающая всеми необходимыми каче­ствами: голосом, внешностью, статью, оказалась за предела­ми оперного театра? Только ли она оказалась в таком поло­жении? К примеру, в этом же сезоне при молчаливом согла­сии труппы с подачи весьма посредственного дирижера Волчанецкого отправлен в сво­бодное плавание настоящий самородок, выпускник Москов­ской консерватории Александр Саможапов, которого в вузе готовили как оперного хормей­стера, владеющего знанием оперно-хоровых партитур. Все, похоже, считают, что там, т.е. в высоких инстанциях, разберут­ся, а кто и как – не наше дело. Мы же – профаны в высоком искусстве. А где оно, это высо­кое искусство и есть ли оно в стенах прославленного храма искусства?

Оперный праздник

Тем временем прославлен­ный и всеми обожаемый храм в виде академического опер­ного театра пережил настоя­щее бедствие в виде приезда неакадемической труппы При­морской сцены Мариинского театра. Она устроила улан- удэнским меломанам настоя­щий оперный праздник из га­ла-концерта и трех оперных спектаклей: «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Тоска» Дж. Пуччини. И случи­лось настоящее потрясение, истинная радость от сопри­косновения с действительно высоким искусством с высо­чайшей сценической и певче­ской культурой, мастер-класс, давший возможность певцам и слушателям поделиться свои­ми умениями и подзарядить их собственной энергией и вдох­новением. Мощный оркестр из 60 инструменталистов с по­истине выдающимся мастером - художественным руководите­лем Павлом Смелковым, строй­ный и полнозвучный хор из минимум 50 поющих, логично выстроенная галапрограмма. Это 1-е отделение из западной музыки, 2-е – русско-советское с известными сольными ше­деврами и великолепно обыг- ранными ансамблями (заклю­чительный квартет из «Риголет­то» Дж. Верди). 16 пар солистов, владеющих тайнами вокаль­ного ремесла, с готовностью вылетали на сцену, чтобы пода­рить свое мастерство зрителю.

Можно только порадовать­ся за нашего тенора Мэргэна Санданова, вписавшегося в столь именитую труппу и не просто востребованного в ней, но и болеющей за каждый его выход, чему все мы были сви­детелями. В налаживании твор­ческих контактов местных ис­полнителей с гостями надо еще отметить выступление детско­го хора, несущего шлейф Кар­динала в его сумрачно величе­ственной проходке к алтарю, знаменующей победу Ватикана над всяческим свободомыс­лием. Однако участие в сосре­доточенном молении высшего католического иерарха, вну­шаемое окружающим священ­ный трепет, требует понимания смысла происходящего и ра­боты с юными хористами по их внутренней наполненности, по выправке и облагораживающе­му гриму, не говоря о стройно­сти хорового звучания.

Недавно созданная и уже вполне мастеровитая труп­па Приморского театра во Владивостоке собирает силы отовсюду и обладает мощным творческим потенциалом, не уступающим ведущим театрам страны. Налицо и результаты: наши гости во главе со своими профессионалами, движимые благородным стремлением дать, поделиться своим богат­ством со зрителями, способны к достижению любых творче­ских высот.

В конечном итоге, можно говорить о том, что дальнево­сточники, находящиеся под патронажем Мариинского теа­тра, обладают другими возмож­ностями и другим финансиро­ванием, а нынешние гастроли протекали в рамках трансляции высокой культуры из столиц на окраины страны. Собственно, изначально Приморский театр создавался как филиал Мари­инки с кадровой и финансовой подпиткой из центра. Тогда что мешает многострадальному бурятскому оперному стать фи­лиалом Санкт-Петербургского, Владивостокского или Улан-Ба­торского театров оперы и ба­лета и проситься под их крышу, избавив свое руководство от непомерной.

Надежда ЦИБУДЕЕВА, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов РФ

Фото с сайта gov-news.ru