Сцена из оперы «Лючия ди Ламмермур» в исполнении артистов Приморской сцены Мариинского театра
Ноябрь выдался в нашем городе невероятно насыщенным в музыкальном отношении и столь же неожиданным. Сначала состоялся концерт с программой «Молния», организованный Ольгой Жигмитовой и призванный, судя по названию, поразить слушателя внезапной яркостью эмоциональных впечатлений, сообщает газета "Бурятия".
Крик отчаяния
Действительно, пестрый репертуар из оперных, опереточных отрывков, камерных номеров, русских народных песен и песен советских и западных композиторов был воспринят залом с большой теплотой и отзывчивостью. Столь же пестрым оказался исполнительский состав – гостьи: меццо-сопрано Марина Лопез из Вены, москвичка - высокое сопрано Нина Деменштейн и наши певицы Лариса Соковикова и Ольга Жигмитова, взявшая на себя роль инициатора проекта, продюсера и т.д. К слову сказать, последние две вышли из класса вокального педагога в колледже искусств К.Н. Пальнуевой, и обе находятся в неопределенном статусе. То ли являются солистками Бурятского оперного театра, то ли нет. Во всяком случае, в течение длительного времени оперная сцена обходится без них, как, впрочем, обходится без того, что должно быть нормой театральной жизни.
Итак, отправленные с некоторых пор в «свободное плавание» и лишенные поддержки родного коллектива в лице оркестра БГАТОиБ, они продемонстрировали тем вечером некий новый класс исполнительства и полную свободу в выборе программы, найдя своего слушателя, по-доброму реагировавшего на все прозвучавшее со сцены. Наряду с вышеперечисленным большей частью это были вокальные миниатюры, граничащие с бардовским репертуаром, а также подобие цыганских песен в помеси с кабацкими: «А напоследок я скажу…» А. Петрова – Б. Ахмадулиной в исполнении М. Лопез или «Всё, что было» Д. Покрасса – П. Германа в зажигательном дуэте Л. Соковиковой - М. Лопез.
Разумеется, трудно ожидать от предложенной программы идеального совершенства, ибо на сцене был не тот стабильный коллектив, имеющий собственную концертную площадку с возможностью регулярных репетиций, свои «внешние уши» из концертмейстера или оркестра, режиссеров, педагогов, аранжировщиков и т.д. Ибо в пучине «свободного плавания» приходится рассчитывать лишь на собственный вкус, самим искать и находить репертуар, договариваться с оркестром, делать фонограммы и платить за них. В данном случае артисток выручил оркестр народных инструментов ВСГИК под руководством заслуженного деятеля РФ, профессора О.В. Огнева, ставший партнером в их выступлениях.
Все же, редкостно одаренная Ольга Жигмитова в очередной раз поразила слушателей невероятной широтой своих творческих возможностей, Марина Лопез - особой роскошью подачи материала в сценически раскованной манере, Лариса Соковикова буквально пронзила зал проникновенной песней Е. Мартынова - А. Дементьева «Алексей, Алёшенька, сынок».
В целом же, эмоционально высокий тонус концерта носил достаточно исповедальный характер с предельно искренней манерой высказывания, словно бы программу объединял скрытый замысел «крика отчаяния». Да, крик отчаяния об утраченной или несбывшейся любви, об ухудшающейся экологии, крик отчаяния, наконец, от вынужденного одиночества, о неспособности слышать друг друга, о неспособности видеть чье-либо бедственное положение.
В самом деле, как случилось так, что все безучастно взирают на то, как молодая и перспективная солистка, успешно окончившая вокальный факультет Санкт-Петербургской консерватории, обладающая всеми необходимыми качествами: голосом, внешностью, статью, оказалась за пределами оперного театра? Только ли она оказалась в таком положении? К примеру, в этом же сезоне при молчаливом согласии труппы с подачи весьма посредственного дирижера Волчанецкого отправлен в свободное плавание настоящий самородок, выпускник Московской консерватории Александр Саможапов, которого в вузе готовили как оперного хормейстера, владеющего знанием оперно-хоровых партитур. Все, похоже, считают, что там, т.е. в высоких инстанциях, разберутся, а кто и как – не наше дело. Мы же – профаны в высоком искусстве. А где оно, это высокое искусство и есть ли оно в стенах прославленного храма искусства?
Оперный праздник
Тем временем прославленный и всеми обожаемый храм в виде академического оперного театра пережил настоящее бедствие в виде приезда неакадемической труппы Приморской сцены Мариинского театра. Она устроила улан- удэнским меломанам настоящий оперный праздник из гала-концерта и трех оперных спектаклей: «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Тоска» Дж. Пуччини. И случилось настоящее потрясение, истинная радость от соприкосновения с действительно высоким искусством с высочайшей сценической и певческой культурой, мастер-класс, давший возможность певцам и слушателям поделиться своими умениями и подзарядить их собственной энергией и вдохновением. Мощный оркестр из 60 инструменталистов с поистине выдающимся мастером - художественным руководителем Павлом Смелковым, стройный и полнозвучный хор из минимум 50 поющих, логично выстроенная галапрограмма. Это 1-е отделение из западной музыки, 2-е – русско-советское с известными сольными шедеврами и великолепно обыг- ранными ансамблями (заключительный квартет из «Риголетто» Дж. Верди). 16 пар солистов, владеющих тайнами вокального ремесла, с готовностью вылетали на сцену, чтобы подарить свое мастерство зрителю.
Можно только порадоваться за нашего тенора Мэргэна Санданова, вписавшегося в столь именитую труппу и не просто востребованного в ней, но и болеющей за каждый его выход, чему все мы были свидетелями. В налаживании творческих контактов местных исполнителей с гостями надо еще отметить выступление детского хора, несущего шлейф Кардинала в его сумрачно величественной проходке к алтарю, знаменующей победу Ватикана над всяческим свободомыслием. Однако участие в сосредоточенном молении высшего католического иерарха, внушаемое окружающим священный трепет, требует понимания смысла происходящего и работы с юными хористами по их внутренней наполненности, по выправке и облагораживающему гриму, не говоря о стройности хорового звучания.
Недавно созданная и уже вполне мастеровитая труппа Приморского театра во Владивостоке собирает силы отовсюду и обладает мощным творческим потенциалом, не уступающим ведущим театрам страны. Налицо и результаты: наши гости во главе со своими профессионалами, движимые благородным стремлением дать, поделиться своим богатством со зрителями, способны к достижению любых творческих высот.
В конечном итоге, можно говорить о том, что дальневосточники, находящиеся под патронажем Мариинского театра, обладают другими возможностями и другим финансированием, а нынешние гастроли протекали в рамках трансляции высокой культуры из столиц на окраины страны. Собственно, изначально Приморский театр создавался как филиал Мариинки с кадровой и финансовой подпиткой из центра. Тогда что мешает многострадальному бурятскому оперному стать филиалом Санкт-Петербургского, Владивостокского или Улан-Баторского театров оперы и балета и проситься под их крышу, избавив свое руководство от непомерной.
Надежда ЦИБУДЕЕВА, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов РФ
Фото с сайта gov-news.ru