Общество 5 фев 2020 1239

​Как повезет: что с такси в Бурятии?

Бурные страсти с протестными акциями таксистов в Улан-Удэ поулеглись, но проблема не исчезла, сообщает газета "Бурятия".

Актуальным остается нелегальный извоз так называемыми агрегато­рами (компании, которые собира­ют заказы от клиентов и передают води­телям). «Бомбилы» подливают масла в огонь недобросовестной конкуренции, а агрегаторы, выступающие посредни­ками между пассажирами и таксистами, могут передавать заказы тем же «неле­галам».

Правила игры

В декабре 2018 года Госдума в первом чтении приняла проект федерального закона о госрегулировании отношений в области перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Сейчас деятель­ность его регулируется федеральными законами №№ 69 и 259, а также Прави­лами перевозок пассажиров и багажа, утвержденными постановлением Пра­вительства РФ. Эти нормативно-правовые акты устарели, и в регионах еще не навели порядок в сфере такси. По сообщению депутата Народного Ху­рала Анатолия Кушнарёва, в прошлом году приняли вызвавший большой об­щественный резонанс закон об отмене обязательного желтого цвета такси.

- К нам обратились жители сельских районов, потому что для них покрасить авто в желтый цвет затратно, - пояснил он. - Мы приняли этот закон в 2015 году по просьбе минтранса. Надеялись, что закон наведет порядок, но ничего осо­бенного не произошло. Кто занимает­ся извозом в районах, благодарны, что желтый цвет отменили, теперь ГИБДД к ним претензий не имеет. Но мы плани­ровали, что после отмены обязательно­го цвета такси начнут регистрироваться больше таксистов-предпринимателей. Но это дело идет тяжело. На днях этот вопрос на планерном совещании под­няла Лариса Крутиян, мол, пять лет на одном месте топчемся, и никаких изме­нений нет.

По словам Кушнарёва, чтобы изме­нить ситуацию в этой сфере, создана рабочая группа, в которую вошли депу­таты Егор Олзоев и Батор Цыбиков.

- Федеральный закон прошел только первое чтение, - говорит Анатолий Кушнарёв. - Хотели мы собственный закон разработать, но это не наши полномо­чия. Получился замкнутый круг. А чтобы долго не ждать, нам посоветовали под­готовить проект Обращения Народного Хурала к председателю Госдумы Вячес­лаву Володину. Его планируем принять на сессии в марте. Надеюсь, депутаты нас поддержат. Недавно беседовал с нашим коллегой из Иркутска Сергеем Тэном: иркутяне тоже заинтересованы в этом законе. Но кто-то не заинтересо­ван, поэтому и придерживают его принятие в интересах крупных агрегаторов.

Депутат Анатолий Кушнарёв:

- Мы не можем создать даже собственную, единую на всю республику диспетчерскую службу такси. Давно вопрос ста­вим – сформировать ее по принципу частно-государственно­го партнерства. Допустим, вложить туда из бюджета один раз 10 млн рублей. А дальше пусть они работают. Это был бы са­мый оптимальный вариант. Сегодня ежемесячно примерно пять млн рублей уходит на «звонки посредников», то есть 10- 12 % от стоимости заказа такси сразу уходят в другие города. В год это, по расчетам легализованного предпринимателя, - 60 млн рублей. Такая служба обеспечивала бы контроль над техническим состоянием машин и за медицинским состоянием водителей. В советское время в таксопарках существовала служба, которая утром и вечером проверяла такси­стов. Речь идет о том, чтобы обеспечить 100-процентную безопасность пассажи­ров и качество выполнения услуг. В марте на Совете Хурала, видимо, будет жесткий разговор, и минтрансу укажут на то, что они в этой сфере пока работают пассивно. И об экономическом интересе. Мы позиционируем развитие туризма в республике. А таксисты - это чуть ли не первые люди, которые встречают неболь­шие группы туристов. И если турист увидит разбитое такси, да еще с непонятно каким водителем, он во второй раз к нам не приедет и другим об этом расскажет.

Страдают пассажиры

По мнению депутатов, агрегаторы, пока диктующие правила игры, не вве­дены в правое поле, а нелегалы чувству­ют себя достаточно вольготно. От этого в первую очередь страдают пассажиры. На одной из сессий депутат Леонид Бе­лых назвал «страхом божьим» «маши­нёшку», которая пришла по его заказу.

- Я несколько раз стакивался с тем, когда таксист приезжает на грязной машине с разбитым стеклом, либо в служ­бе заказов мне за 30 минут до назначен­ного времени прибытия такси говорят, что на моем направлении нет авто. Что­бы доехать до места, мне нужен час, то есть случаются срывы заказов. И сейчас парадокс в том, что люди останавлива­ют не желтые такси, а «частников», кото­рые трудятся на основной работе, а ве­чером подрабатывают без образования юрлица. У «частников» машины ухожен­ные, чистые, потому что они - личные, - говорит Кушнарев.

С другим проявлением «таксичной» проблемы не раз сталкивался и автор этих строк. Заказывал такси с вечера, а с утра звонил в службу. А там все делается по схеме, чтобы по полной про­грамме развести клиента на деньги. Автоответчик металлическим голосом информирует, что авто не могут найти. Но ехать надо, и в определенное вре­мя нужно быть, к примеру, на вокза­ле. В итоге приходится соглашаться на «двойную срочность», и конечная сто­имость поездки вместо 230 заявленных рублей достигает 400. Такая вот ариф­метика абсурда по имени «как заказать такси по-улан-удэнски».

Нелегальный извоз

В Обращении говорится, что власти Бурятии принимают меры по пресечению нелегального извоза, однако эти усилия дали только точечные резуль­таты. Ведь регулирование рынка такси – прерогатива федерального законода­тельства.

- Основная проблема нелегального извоза – отсутствие правого урегулирования службы заказа такси, - отметил начальник отдела контроля пассажир­ских перевозок минтранса РБ Евгений Фетисов. - В законодательстве нет таких понятий, как «служба такси» и «агрега­тор», по сути, являющихся неким моти­ватором для нелегальных перевозчи­ков, которые игнорируют требования. Поэтому уровень безопасности при перевозке пассажиров такси падает.

По его словам, «нелегалы» вольны работать, как хотят - брать заказ или нет, принимают какие угодно решения - не в пользу пассажиров. Поэтому страдает качество перевозок, а легальных перевозчиков задвинули, их осталось мало. Сейчас всего лишь 1300 разреше­ний по республике.

- С нелегальным извозом бороть­ся нынешними средствами сложно, - утверждает Евгений Фетисов. - То, что мы предпринимаем – капля в море. А есть такие нелегалы, которых мы по несколько раз вылавливаем. Был у нас случай, когда «Лифан Солано» стоял на Шишковке на одном и том же месте. Три раза с него снимали шашку, три раза штрафовали по пять тысяч. А он все рав­но продолжал стоять на том же месте.

То есть штрафы «теневиков» не пуга­ют. И будут они «бомбить», платя мизер­ные штрафы и угрожая безопасности пассажиров, пока не примут жесткий федеральный закон, в проекте которого есть такой пункт, как конфискация авто.

СПРАВКА:

В проекте Обращения к спикеру Госдумы говорится, что устаревшие акты «не учитывают и не затраги­вают важные особенности деятель­ности по перевозке легковым такси, отсутствуют нормы, регулирующие деятельность служб заказа такси, и в связи с этим требуется изменение действующего федерального зако­нодательства в части приведения в соответствие с появившимися современными технологиями, изме­нившими структуру услуг и способ выбора такси».

Фото Алексея Жилина

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также