Блоги 18 дек 2023 2909

Сногсшибательные истории из жизни моих друзей – Димки и Амарсаны

Дом печати на Каландаришвили 23, в Улан-Удэ был и остаётся родным домом для поколений советских и российских бурятских журналистов. Каких только служебных романов, шумных гулянок и удивительных историй в нём не происходило!  

© фото: Александр Махачкеев

Кубок конфедераций как спасение от суицида

У меня есть старинный друг Дмитрий Алтаев. Начинал он в «Унэн», но его звезда взошла в конце 80-х и 90-х, когда он работал в «Молодёжь Бурятии». Тогда газета была на пике популярности, а в каждом номере были его фотографии. Затем мы работали с ним в «Информ Полисе». Сейчас он давно на пенсии, дедушка, но для нас, его друзей, просто   Димка.

У него есть одноклассник с нормальным именем, но Димка звал его по детской кличке Леопольдом. Леопольд часто приходил в Дом печати и посиживал в нашем буфете. С собой всегда носил холщовую сумку, а в ней бутылочку, к которой время от времени скрытно прикладывался. Заказывал мало и для виду как бы читал газеты. Пусть даже и столетней давности,  а иногда держа вверх ногами и уставившись куда-то в пустоту…

     Леопольд жил на пенсию и свободного времени у него было целый вагон и маленькая тележка. Получив положенную денежку, часть оставлял на жизнь, раздавал долги, а остатки пропивал. Но с умом, понемножку, растягивая удовольствие. А когда пенсия заканчивалась, он снова брал в долг у старых друзей. У того же Димки. И так каждый месяц. Периодически, на пике безденежья и дикого похмелья на него наваливался жуткий депрессняк, и тогда он всерьёз подумывал о том, что пора наконец прервать эту невесёлую карусель бесцельной жизни: «Хватит! Надоело! Пойду – повешусь! Я знаю, никто плакать не станет! Безутешных вдов не будет!».

А нужно сказать, что он был конченный фанат и футбольные перипетии заполняли все его дни. Димка, зная эту его всепоглощающую страсть, ловко пресекал суицидальный порыв: «Ну, что ты Леопольд! Тут же на носу Кубок конфедераций! Забыл, что ли?» И Леопольд хватался за голову: «А-а точно! Кубок конфедераций!!! Ну, как это я мог забыть такое?! Как? Совсем сбрендил с этой пьянки!»  Порой, человеку достаточно крохи чтобы обрести надежду и цель для дальнейшего продвижения по дороге жизни. Тем более, что за Кубком конфедераций для Леопольда загорался новый маяк! Со всей неизбежностью приходил чемпионат мира по футболу и «Вперёд, Франция!», его любимая команда! Кто сказал про верёвку и петлю? Только не Леопольд! Отказаться от мундиаля мог только самый пропащий человек. Но, только не Леопольд!  

Дмитрий Алтаев, Александр Махачкеев и писатель Андрей Мухраев

Парень с ПВЗ

Однажды, Димка встретил на улице старенького коллегу пенсионера из «Унэн». У того из кармана торчало горлышко непочатой бутылки водки. В это время к ним подкатил местный забулдыга Баирка (по кличке Стакан) и намётанным взглядом узрел её родимую: «Бадмаич, дядя Дима, здорово! Возьмёте в свою компашку?» Старый журналюга решительно пошёл в отказ: «Иди – иди, Баирка, своей дорогой. Дома бабка с соседкой ждут!» Но, местный пьянчуга не отставал: «Ну, Бадмаич, не будь жмотом. Ты же меня знаешь. В другой раз я угощу!» - «Нет!» - «Выручи, будь человеком. Я же с похмела. Вдруг коньки откину? Карму себе испортишь»…

Димка не стерпел такого изощрённого вымогательства: «Отстань от него, Стакан!» Но, тот бульдогом вцепился в добычу. И тут в Димке, где-то глубоко-глубоко, в самых потаённых лабиринтах души, что-то зашевелилось: «Я же с ПВЗ, я же с ПВЗ…» Димка родился и вырос на ПВЗ, где в детстве и юности в 60-е и 70-е годы водился с «чёткими пацанами».  Всегда настроенными воинственно и дерзко!

Стакан, между тем, всё не унимался. А внутри Димки рефреном, да нет, уже набатом  стучали слова:  «Я же с ПВЗ, я же с ПВЗ…». И когда наглый вымогатель заканючил в очередной раз, он не стерпел и ударил его в грудь! От неожиданности Стакан и Бадмаич впали в ступор! Этого от Димки они не ожидали! Ну никак не ожидали! Все знали Димку как добрейшей души человека, который и мухи не обидит! Да, такого чуткого и жалостливого человека на всём белом свете не сыскать! Махатма Ганди! Адепт ахимсы – практики ненасилия из Улан-Удэ!

Стакан судорожно вздохнул, быстро-быстро заморгал глазами и потеряв весь свой кураж, слабо махнул рукой: «Да, ну вас…» и ссутулившись поплёлся прочь. Бадмаич с чувством протянул своему заступнику руку: «Спасибо, Дима! Ты оказывается с ПВЗ?! А я и не знал!»

Димка только после его слов осознал, что он сделал. А когда увидел понурую фигуру побитого Стакана, его окатила волна жалости и печали: «Ударил человека!!! Бедолагу по жизни! Как я мог?! Ну, как я мог?!» И запоздало испугался: «А если бы он ответил мне тем же?» Но, тут же успокоил себя: «А я бы убежал!». Димка марафонец и чемпион Бурятии в беге среди ветеранов старше 63 лет. Тут его запоздалые раскаяния и переживания прервал Бадмаич: «Пойдём, Дима ко мне! Пойдём дорогой! Поди бабка заждалась. Отметим такое дело!».

Амарсана Улзытуев 1993 г. 

Смертельно опасный прикол

Я люблю разные приколы, чтобы жизнь была веселее. В китайских кафешках, если обслуживает русская девушка, спрашиваю: «А вы не из провинции Хэйлуцзян?» Она смеется: «Да, нет! А разве я похожа на китаянку?» - «Ну нет, конечно. Просто хотел попрактиковаться на китайском. Ни хао!» - «Ни хао! Что будете заказывать?» - «Китайский салат, э-э, а ещё губаджоу куня!» - «А пить что будете?» - «Ханшин, циндао… Гамбэй!» - «Поняла. Китайской водки к сожалению нет, а пиво принесу».    

А ещё у меня есть друг, который пытается заговорить с официантками бурятками на бурятском и ставит диагноз, откуда она родом и никогда не ошибается! Потому что после объявления своего экспертного заключения, он делает «контрольный выстрел»: «Ши хаантибши?» («Ты откуда?» классический бурятский вопрос).

Своих друзей из творческой братии, ничтоже сумняшеся, прошу сделать нечто оригинальное для меня. Композиторов написать в мою честь кантату там или симфонию. Председателя Союза композиторов Ларисы Санжиевой это не касается, она уже написала песню на стихи моей мамы на бурятском языке: «Аларь гол». Художников – нарисовать мой портрет, на худой конец, шарж и у меня есть рисунки Бальжинимы Доржиева и Евгения Болсобоева.  Костя Соболев написал стихи сам, по велению души – вдохновению, как отклик на мой пост в ВК:

Александру Махачкееву
Несет шугу. Зима за дверью.
Еще немного – и войдет
Морозом, снегом и метелью.
Всё ей простим за Новый год,
За елку, ожиданье счастье,
Подарки, изобилье блюд,
Пусть за недолгое участье
И веру: в дружбе все живут.
Простим. Входи, дери за уши
И жги ветрами до красна.
У нас ведь северные души,
Но им желаннее весна!

Одна молодая поэтесса написала: «Александру Махачкееву. Как сочинить стихи мне на заказ – Повествований нить и словосочетаний сказ….» И дальше нечто витиеватое и художественное. А самый невероятный, ошеломительный диалог произошёл с Амарсаной Улзытуевым:

- Амарсана, мы с тобой старые друзья и у меня к тебе есть маленькая просьба. Сложи стихи в мою честь. Это не из тщеславия или мании величия. Вовсе нет! Хотя скромность не наш конёк! Может быть, узнаю нечто неожиданное о себе или о тебе.

- А ты не боишься помереть?

- Упаси Бог! А что?

- Да вот посвятил стихи двум-трём друзьям, а они взяли и ушли в другое перерождение!

-  Ни ….. себе!?

- Рахмету (нашему покойному другу поэту Рахмету Шоймарданову. Авт). я посвятил уже посмертно. А вот Эдуарду Лимонову и ещё одному московскому другу поэту посвятил ещё при их жизни. Представляешь, и оба отчалили!

- Что ты говоришь!? Вот так сразу и отдали концы?

- Не сразу, конечно, и даже спустя несколько лет. Но вот как-то так…   

- Ах-хури-и… Бурхан! Бурхан! Что-то я расхотел стихов от тебя. Давай, Амарсана, лучше буузы с тобой покушаем!

 

 Писатель Андрей Мухраев, Александр Махачкеев и поэт Амарсана Улзытуев на Книжном салоне 2022 г. 

 

  

 

 

 

      

 

 

 

 

 

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев