Блоги 22 янв 2024 5415

Очарованные «Блеском Азии»

В прошедшую пятницу в Русском драмтеатре показали «Блеск Азии». Это был первый показ легендарного шоу Театра «Байкал» на родине - в Улан-Удэ, после его премьеры на сцене Кремля 14 – 15 ноября.

© фото: Из архива Театра "Байкал"

На самом деле этому танцевальному шоу Дандара Бадлуева не менее пятнадцати лет, однако в конце прошлого года он был так кардинально обновлён, что впору говорить о его новой реинкарнации.  И даже далеко не второй…

Это было в 80-х годах, когда к нам в Заиграево приехал с концертом ансамбль восточного танца «Лотос». А мы были тогда неискушёнными и диковатыми советскими людьми, в большинстве своём никогда не бывавшими за границей. Разве что в Монголии или в Болгарии. У нас проходили смотры художественной самодеятельности. В сельских и профсоюзных клубах и Домах культуры были свои многолюдные коллективы, исполнявшие бурятский, русский и семейский фольклор.

Но, «Лотос»… То, что показал «Лотос» на сцене районного Дома культуры было фееричным, необычайным и фантастическим зрелищем! Как будто нам открыли окно в другой мир, в экзотическую Азию! Танцовщицы были нежными и юными девочками, благоухающими точно распустившиеся бутоны. Они легко и слаженно порхали по сцене под сладкозвучные мелодии. У них не было сегодняшних спецэффектов, не было роскошных нарядов и не было   холодного профессионализма и мастерства. Они были школьницами и студентками и танцевали себе в удовольствие, а публике на радость. Но, именно их нетронутая свежесть, чистота души и прелесть юности сражали наповал! Зрители расходились с чувством изумления и восторга, сохранившимися в моей памяти спустя более чем 35 лет…

В следующий раз я увидел их повзрослевшими или это был уже другой состав «Бадма Сэсэг» - нового коллектива Дандара Бадлуева, преемника «Лотоса». Напомню, что творческий путь Маэстро, это «Лотос» - «Бадма Сэсэг» - «Байкал».  Так вот, в Доме спорта на Куйбышева праздновали юбилей бурятского ОМОНа. Были безумные 90-е, окончилась первая чеченская и все выживали как могли. Команды ОМОН, УФСИН, СОБРа и армейцев десантников врукопашную бились между собой, а вишенкой на торте были номера «Бадма Сэсэг».

Пляски знойной Индии, танец живота (сладострастная квинтэссенция Передней Азии) и апофеоз в стиле «Мулен Руж», вариации варьете – дань той сумасшедшей эпохе. В «Бадма Сэсэг» танцевали уже профи и это были рослые и красивые как на подбор девушки. Знатное рубилово окровавленных бойцов и тут же выход танцовщиц в нарядах в эстетике шика.  Контраст был ошеломительный. Брутальные мужчины и ослепительные красотки! Они дополняли и оттеняли друг друга, до тех пор, пока девушки в полном молчании и под перекрёстными восхищёнными взглядами не прошли между шеренг цвета хаки в свой автобус…

В чём загадка  долголетия шоу «Блеск Азии»? Пятнадцать лет немалый срок. В чём его «вечные ценности»? Прекрасные девушки в золоте, парче, драгоценностях и ярких перьях всегда актуальны. На них можно смотреть бесконечно долго как на язычки пламени или течение воды и глаза от этого зрелища никогда не устанут. Это если касается мужской аудитории, но в театры ходит в основном женская публика и шоу «Блеск Азии» не исключение. Все 15 лет существования оно пользуется бешеным спросом и зрительским вниманием в нашем городе, хотя его каждый год показывают минимум 3 - 4 раза. Билетов на него никогда нет, и в других городах происходит то же самое.

Совершенству нет предела и свежая  версия популярного представления стала ещё лучше, ещё богаче и красочнее. Похоже, значительно обновился состав балетной труппы театра. А самое главное – шоу стало ещё глубже по своему содержанию и проникновению в музыкальную и танцевальную культуру Южной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

Это и есть почти вся остальная Азия без России, и она совершенно разная и даже взаимоисключающая по своим религиозным и культурным составляющим. Передать их манеры пения и танца, перевоплощаться, погружаясь в неведомые миры. Это было невероятно сложно, но это у Театра «Байкал» получилось. Другого варианта и не могло быть.  Дело не в сегодняшнем решительном, но вынужденном развороте России на Восток. Просто сама Бурятия и есть Азия, хотя и несколько европеизированная. А вся творческая эволюция коллективов «Лотос» - «Бадма Сэсэг» - «Байкал» строилась на этом двуглавом фундаменте. Строилась Дандаром Бадлуевым и его большой командой, навсегда очарованными «Блеском Азии»…

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Из архива Театра "Байкал"