Блоги 14 мар 2024 3526

О закулисной жизни бурятской эстрады и наивной жертве мужского шовинизма. Репортерские хроники.

В 90-е и в начале нулевых светская хроника, как и криминальная, была новым жанром и пользовалась успехом у читателей. В журналистике нет низких жанров, рынок требует универсальности и этому соответствовал формат бурятских таблоидов – ИП и МК, в которых я работал.

© фото: Из архива Александра Махачкеева, Мэдэгмы Доржиевой

Лёгкий жанр

В «Полисе» сначала я пытался делать «Ресторанный обзор» с целью привлечения рекламы от стремительно развивавшегося общепита и в этом же стиле описывал премьеры и вернисажи с фуршетами. Образцом служили разделы светской хроники солидного «Коммерсанта» (лучшие образцы) и бульварной «Экспресс-газеты» (классическая желтая пресса). Набив руку, стал вести одновременно две авторские колонки. Под собственным именем о местной политике и экономике, и светскую хронику – где стебался под псевдонимом Наташи Саган.

В памяти всплывают примерно такие зарисовки: «Мэдэгма была в платье которое больше открывало, чем закрывало», «В уголке с видом непризнанных гениев примостились молодые поэты» или «Лариса Иринцеева продемонстрировала  свои роскошные белые плечи, и этого было достаточно». Время от времени, в рубрике наделяли артистов титулами «императоров», «королей» и «принцев» бурятской эстрады. Обычно, императором и императрицей именовали Нонну и Зоригто Тогочиевых, королём Чингиса Раднаева, королевой Мэдэгму, а принцем Чингиса Хандажапова. Чингис как-то обиделся: «Почему я «Принц»? Нет, я – «Король»! А вот информационные поводы умела давать Мэдэгма, и не случайно она сегодня в лидерах по количеству подписчиков в соцсетях.  

Однажды, Цырен Шойжонимаев дал сольник посвящённый юбилею хита «Туруушын дуран» и мы с ним сочинили душещипательную историю. Якобы, из Европы специально приезжала героиня этой песни о несбывшейся любви в общаге БГУ. Цырен пел только для неё, а из ее глаз медленно текли слезы и капали на пышный букет алых роз…

Звезды бурятской эстрады (со страницы вконтакте Мэдэгмы)

А был ли бомонд?

«МК в Бурятии» была перегружена политикой и социалкой, джинсой и конфликтами, нужно было разбавить её лёгким развлекательным чтивом. Редактор Андрей Бурмакин даже предложил мне вести рубрику «Полиция моды». В ней  мы разбирали наряды, стиль и образы женщин нашего города. Казалось бы, это лёгкий жанр, но не каждый сможет писать легко, весело и элегантно про жизнь местного бомонда.

Но был ли этот самый бомонд? Был и есть, смею вас заверить. Областные столицы среднерусской возвышенности при сравнении с Улан-Удэ и рядом не стоят по части активности политической, культурной и около культурной жизни. Сказывается смешение наций, субэтносов, племен и родов и это, наверное, общая черта для городов – географических и культурных перекрестков.

В 90-и и начале тучных нулевых бурятская эстрада бурно развивалась. Этому способствовали фестивали и конкурсы, тот же легендарный эстрадный конкурс «Белый месяц», а Мэдэгма продвигала идею бурятского ФМ-радио. Артисту с иной расовой и национальной принадлежностью сложно выйти на всероссийский уровень. Но огорчаться и переживать по этому поводу не стоит. Наши певцы нужны своей публике, которая знает и любит их.

И они варились в собственном соку – на юбилеях, миланах и свадьбах в пределах этнической Бурятии. Плюс корпоративные, городские и республиканские мероприятия. Именно благодаря богатым бурятским свадьбам певцы имели возможность шить новые костюмы, делать клипы, сочинять новые песни.

На выставке с Наной Бадуевой и Сабриной

Сногсшибательная идея

Так же, как и другой лучший бренд бурятской поп-музыки - группу «Аттракцион Воронова»,  Сабрину и её группу «Аборт Мозга» чаще видели в городах европейской части России. Кроме музыкальных достоинств не последнюю роль в успехе улан-удэнцев играли возвышенности Сабрины, придающие группе особый градус сексуальности.

С Сабриной меня познакомила Нана Бадуева и я сразу обратил внимание на её бюст шестого размера. Позднее он-то и стал героем сериала «Приключения бюста». В октябре 2008 году я прочитал, что одна из мировых поп-звёзд застраховала свое тело и подумал: «А кто бы у нас смог сделать то же самое?» На ум пришла только Сабрина, у ней был сам объект страховки и она была способна на этот экстраординарный поступок в нашем глубоко провинциальном Улан-Удэ.

Невыдуманные опасности

При встрече выяснились и другие веские причины: «Для меня эта мера будет иметь вынужденный характер, - сообщила певица. – Меня раз пять стаскивали со сцены, а один раз даже сорвали платье! Я чудом спасла свою самую привлекательную и нежную часть тела от грубых посягательств разгоряченных поклонников! Знаете, профессия панк-певицы сопоставима с опасностью для жизни с профессиями военных, журналистов и полицейских». Однажды, в Нижнем Новгороде во время концерта публика пришла в невообразимый экстаз и штурмом пошла на сцену. Сабрина бежала в плотном окружении музыкантов и только так спаслась от разгоряченных фанатов, жаждавших «прикосновения к прекрасному». Отсидевшись в гримерной, музыканты, тем не менее, мужественно закончили этот в полном смысле слова экстатический концерт.

Нюансы страховки

В Бурятском филиале Московской страховой компании (МСК), где застраховалась певица, ей пояснили, что страховой случай возникнет, если бюсту будут нанесены повреждения травматического характера. «Например, укусят?» - уточняла она. Выяснилось, также, что предмет, страхуемый на 500 тысяч рублей, классифицируется как «мягкие ткани туловища», которым могут быть нанесены механические повреждения, повлекшие за собой образование рубцов, ожогов,  пигментных пятен и так далее.

 Во избежание ущерба  МСК предоставляла Сабрине дежурных аварийных комиссаров, готовых в любое время суток приехать на помощь клиентке. «Нам дешевле содержать службу безопасности, чем потом выплачивать страховку», - пояснили в компании. Подписав все необходимые бумаги панк-звезда более-менее успокоилась.

«Сделано в Бурятии!»

- В первый раз я поняла,  что жизнь мне предстоит непростая в юности, когда в первый раз пришла в магазин в отдел женского белья, - поведала она. – Например, сегодня пока я шла до страховой компании, ко мне пристали сначала юноша, а потом взрослый мужчина. Но есть и свои плюсы, иногда ношу в бюстгальтере мобильник или деньги. Завтра уезжаю в Москву на новые гастроли. Надеюсь, на этот раз страховой случай не возникнет! Грудью дорогу проложим себе!

С тех пор прошло лет 15, МСК «приказала долго жить». Прежний руководитель бурятского филиала Алдар Бадмаев вспоминал, как, однажды, московский начальник заговорил о страховке бюста Сабрины. Дескать, молодцы буряты, с выдумкой работаете! Это был первый в России случай страхования этой части женского тела. Тогда публикация в «МК в Бурятии» вызвала большой резонанс в российских жёлтых СМИ. Некоторые не в меру экзальтированные поклонники дивы предлагали организовать движение за придание ее бюсту статуса национального достояния республики под лозунгом: «Это - «Сделано в Бурятии!».

С Сабриной в гостях у Хамбо ламы

«Какой же дурочкой я была!»

 Размер груди Сабрины хорошо соотносился с уровнем её IQ и нужно было отделять Наталью Семенову, преподавателя с двумя высшими образованиями – юриста и психолога, политика – лидера отделения партии «Яблоко» от разбитной рок-певицы чей девиз по жизни – оскорбительно-наглое высокомерие. Как она сказала о своём творчестве: «Это протест против экзистенциального вакуума, вследствие чего люди попадают во фрустрацию и не знают, что делать. Они боятся внутреннего конфликта, а я же, напротив раздуваю внутриличностный конфликт, а потом наблюдаю, что из этого получится».

Однажды, Сабрину спросили: «Ревнуете ли вы мужчин к собственной груди?». На что она ответила со всей искренностью и отчаянием непонятой творческой личности: «Я плохо разбираюсь в мужчинах. Их у меня было мало. Только сейчас поняла, что им всем только одно надо, а раньше думала, что они хотят со мной дружить, интересуются моим творчеством! Наивная жертва исторического заговора фашиствующих мужиков!  Типичные капиталистические сексуальные паразиты! Так они унижают женщин, превращая нас в одномерные объекты сексуальных притязаний! Какой же дурочкой я была!»

P.S. Во второй раз Сабрина застраховала бюст в марте 2010 года. На этот раз на 1 млн. рублей. Со временем наш весёлый сериал (около десятка публикаций) с «плохой девчонкой» сам собой прекратился, а Сабрина перестала хулиганить. «Не в бюсте счастье, а в умении использовать его во благо трудового народа!», - сказала она.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Из архива Александра Махачкеева, Мэдэгмы Доржиевой