Блоги 20 мар 2024 3662

Как мы подобрались к Путину

В России в очередной раз состоялись выборы президента страны, и избиратели отдали свои голоса в пользу действующего руководителя государства Владимира Путина. Многие в Бурятии имеют опыт личного, пусть и короткого, общения с ним. Но если большинство из них встречались во время согласованных встреч, то мы, с моим другом Валерием Пинтаевым смогли обойтись без службы протокола Кремля…

© фото: Из архива Александра Махачкеева

Владимир Владимирович и Валерий Иванович

Весной 2002 года Валерий Пинтаев, тогда директор нашего Дома печати, специально поехал в Байкальск, чтобы встретиться с Президентом России и вот его воспоминания об этом: «Байкальск - мой родной город. Там я прошел путь от молодого специалиста до мэра. Тогда же, будучи в комсомоле, принимал участие в строительстве горнолыжной трассы. Потом я уехал, но любовь к горным лыжам и старые друзья в Байкальске остались.

В тот раз я поехал специально, чтобы увидеть Путина. На дорогах везде стояли патрульные машины ГИБДД. А трасса была уже закрыта. Вечером мы посидели в самом крутом ресторане Байкальска, но президент не появился. Хотя VIP-персон было немало.

 На трассе

 На следующий день Путин присутствовал на открытии детских горнолыжных соревнований, а затем сам вышел на трассу. Каждый его спуск и подъем на гору толпа зевак, стоявшая внизу, встречала аплодисментами. А Президент приветствовал народ. Он приехал с дочерями, и они классно катались на сноуборде, делали трюки!
Байкальчане были в восторге от его пребывания в своем городе.  От того, что он так запросто катается вместе со всеми. Но приблизиться к президенту было невозможно. Телохранители сопровождали его по всей трассе.

Телохранители

На встрече руководства СНГ в Казахстане, как говорили телевизионщики, были предприняты повышенные меры безопасности, и Назарбаев с Путиным катались на горных лыжах отдельно от публики.

Я в полной экипировке вместе с группой спортсменов стоял на самой верхней точке трассы, когда президентская охрана, дюжие молодцы с миниатюрными наушниками и микрофонами, со стволами чуть не до колена, попросили нас разойтись. Мне пришлось быстро ретироваться. И вот появился Президент...

Привет из Бурятии

- Владимир Владимирович! Вам большой привет из солнечной Бурятии! - крикнул я.

Путин прислушался и внимательно посмотрел на меня.
Я там был один бурят, так что спутать меня с кем-либо было невозможно.

– Можно с Вами сфотографироваться? - спросил я. Он улыбнулся и негромко ответил: «Можно!».


Я в спешке стал скидывать ботинки, их, как назло, заело. Сбросив лыжи, вытащил фотоаппарат и, прорывая толпу, бросился к нему. Он протягивает мне руку, и мы обмениваемся крепким рукопожатием. А вот о том, кто будет нас фотографировать, я не подумал.

Но тут из-за спины Президента вышел президент Национального олимпийского комитета России Леонид Тягачев и сделал несколько кадров. После этого Путин стартовал на спуск, меня же переполняли чувства. И я, нацепив лыжи, бросился по склону вниз, за Президентом. Внизу ко мне подошли журналисты РТР и попросили поделиться мнением о пребывании здесь Президента. Я тут же начал говорить, что я рад, какой у нас Президент, что он собственным примером показывает пример молодежи и т.д.

Как горнолыжник с горнолыжником

Президент как горнолыжник имел тогда стаж не более четырех лет. Ребята говорили, что он катается, как фанат, по пять часов в день. Потом, когда я сам увидел, то поразился его мастерству, он профи. Добиться такой техники всего за четыре года не каждый может.


Байкальской трассой он остался доволен. В одном из интервью Путин говорил, что это трасса, отвечающая всем международным стандартам, это фантастика! Все дни его пребывания светило солнце, температура была не ниже +5 градусов, чудесная, мягкая погода, Байкал. Но больше всего был доволен я. Такого приключения у меня еще не было!»

Как я подобрался к Путину

Это было летом 2011 года, когда я подарил свою книгу «Бухэ барилдаан. Особенности бурятской национальной борьбы» Владимиру Путину, во время его приезда на юбилей Бурятии. Это был наш проект с Тамарой Нагуслаевой и нужна была рекламная акция. А книга начинается с имевшего место в Новосибирске  разговора между ВВП и нашим тогдашним руководителем Агентства по физкультуре и спорту Владиславом Бумбошкиным. Тогда Путин как борец, проявил глубокое знание и интерес к «бухэ барилдаану». Мы с Владиславом Матвеевичем думали подарить книгу на стадионе, но спорт не вошёл в программу пребывания Президента, и я решил прорываться сам.

В театре

Путин должен был появиться на собрании общественности в театре оперы и балета. Пройдя металлодетекторы в дверях журналисты коротали время в пресс-центре в одном из буфетов театра.  Сюда стекалась вся информация о передвижениях и действиях ВВП.  Вместе с местными журналистами здесь работали и коллеги из премьерского пула. Когда пришло время идти в зал, нам выдали места в ложе и предупредили, что мы должны будем выйти после второго номера концерта. При этом не объяснив: куда и зачем? Но, никто лишних вопросов не задавал. Во время визитов такого уровня всем распоряжается ФСО и служба протокола, а у них свои секреты.

На сцену вышел крепкий мужчина в темном костюме для проверки микрофона. Ростом он был примерно с ВВП. Видимо так и было рассчитано — двойник примерил на него микрофон. Путин появился внезапно. Народ встал. Он быстро прошел в центр сцены. При этом как бы бочком и чуть исподлобья бросая взгляды в зал. Последовала короткая, но емкая речь прерываемая местами  аплодисментами — при словах о миллиардах для республики. После него вышел Наговицын и с заметным волнением, но также четко произнес свою речь. Последовали гимны России и Бурятии и начался концерт.

В кабинете у Наговицына

После второго номера большую группу журналистов повели в кабинет президента РБ, на встречу ВВП с директорами предприятий.  Они докладывали о состоянии дел на предприятии, отрасли, излагали свои просьбы и предложения. Путин слушал, коротко и деловито уточнял.

После совещания все двинулись на улицу. Перед премьером, метров на десять,  все время сохранялось свободное пространство —  взглядами и жестами охрана открывала путь. Не менее плотно он был прикрыт с боков и сзади. Подойти к нему было невозможно. Говорили, что первый круг оцепления составляли сотрудники МВД, затем ФСБ, а непосредственно рядом было ФСО. Когда ВВП вышел на крыльцо здания Хурала, поджидавшая на площади толпа взревела: «Пу-тин! Пу-тин!», требуя к себе своего кумира.

Путин и толпа

Поначалу лидер, затем хозяйственник, преобразился в мегазвезду. Он приветственно поднял руки и покинув лимузин пошел к толпе. В этот момент ближний круг телохранителей пошел впереди него, а оцепление  сзади в какой-то миг прервалось. В него тут же прошли глава «Метрополя» Михаил Слипенчук, руководитель департамента «Метрополя» Баир Цыренов, журналистка Сима Очирова и я. Они пошли вслед за ВВП к толпе, в которой творилось нечто невообразимое. Рассчитав, что премьер должен будет повернуть назад, я остался ждать его в пространстве между толпой и лимузином. Формат неформального общения с народом был единственно удобным случаем для подхода к нему.

Тет-а-тет

После нескольких рукопожатий ВВП повернул назад и несколько вырвался перед охраной. А я уже поджидал его: «Владимир Владимирович, можно подарить Вам книгу о бурятской национальной борьбе?» Путин взял ее и кинув взгляд на обложку сказал: «Спасибо!» и протянул руку. Ладонь у него была сухая и теплая, а рукопожатие крепкое. Все это происходило на ходу. Поскольку, он уже набрал скорость, а я повернул к нему с оборота, мне пришлось пожать его руку уже в наклоне. К тому же между нами уже вклинивались телохранители. Но этого было достаточно, я  уже вручил ему книгу с автографом: «Владимиру Владимировичу от автора»!

P.S. Потом мы с Валерием Ивановичем обсуждали технологию прохода к охраняемым лицам. Это рискованное дело, но, в нашем случае, игра стоила свеч!

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Из архива Александра Махачкеева