Блоги 15 апр 2024 8000

Любовь и «Лотос»

Бурный служебный роман в ритмах и красках жгучей  азиатской экзотики и родных бурятских ехоров  

© фото: Из архива Батора и Марины Сандановых

Легендарному ансамблю восточного танца «Лотос»  в мае 2025 года исполнится 45 лет. Его создал Дандар Бадлуев, великий хореограф, педагог и организатор. Именно в его период ансамбль достиг наивысшего расцвета и популярности. После ухода Дандара Жаповича в нём сменялись руководители, его талантливые ученицы, а «Лотос» оставался самодеятельным  художественным коллективом в составе Республиканского Центра народного творчества.   

Все эти годы «Лотос» не только приносил радость и восторг своим многочисленным зрителям и поклонникам, но и непосредственно влиял на жизнь своих участников. А через школу коллектива прошли сотни человек – детей и подростков, юношей и девушек. Батора и Марину Сандановых свел вместе и на всю жизнь ансамбль «Лотос». Они танцевали в нём в начале 80-х годов, Батор с 1980 по 1984 годы, а Марина с 1981 по 1986 года.

 Как сложилась бы их судьба, если бы не детище Дандара Бадлуева?

- В «Лотосе» у вас был танец на двоих, в паре?

Батор. - Нет, только в группе.

- А какие танцы у вас были?

Марина. - Вьетнам, Монголия, Кампучия, Тибет, Афганистан, Узбекистан, Корея и конечно, Индия. В общем, вся огромная и многоликая Азия.

- А бурятские танцы?

Батор. - В основном ёхора. Джидинский, тункинский, иркутские и др. В институте нас учили другому. Европейской хореографии. А в «Лотосе» всё было по другому. Дандар Жапович ведь великий хореограф. Он может поставить всё! Допустим, он берёт какую-то идею, пусть небольшую и даже крохотную, и вокруг неё наращивает всё остальное. Это музыка, великолепные костюмы, свет, движения, сценография.

Мне почему-то кажется, что он какой-то перерожденец! Что когда-то он жил в Индии, Непале или в одной из стран Юго-Восточной Азии. Эта мысль пришла ко мне, когда я был в Таиланде и там увидел таких же как он, такого же типажа людей. А как гармонично Дандар Жапович воплощал их культуру в своём искусстве! Особенно в «Танце павлина»! Нам очень повезло, что мы чудесным образом попали  в его орбиту и более того, нашли в «Лотосе» друг друга. В нашу бытность в «Лотосе» создались две семьи. Мы и ещё Наташа Коногорова с Сережей Чагдуровым поженились. Они были свидетелями у нас на свадьбе, а через год – мы у них.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

- А как это случилось?   

Марина. - Это было в 1981 году, мы были студентами 1 курса ВСГИК, отделения хореографии. Я, тогда ещё Халбаева, училась курсом младше Батора. Сначала меня пригласили на гастроли «Лотоса» ведущей концертов, и я вела программу во время поездки в Хоринский, Еравнинский и Кижингинский районы.

Батор. - Мама Марины - Людмила Федоровна Бадарханова была тогда ведущей ансамбля «Байкал».

Марина. - И видимо поэтому Дандар решил, что я могу быть ведущей. Учась в институте, мы особо не общались с Батором, а  на гастролях близко познакомились и начали дружить. Это было весной  1982 года.

Батор. - Я её конечно сразу заметил, когда она поступила в институт. Не заметить было невозможно! Такая она была привлекательная! В 1981 году поступило очень много девушек буряток. А на нашем курсе было больше парней. Тогда в институте училось много якутов, тувинцев и монголов. Как говорили наши преподаватели, была установка на набор национальных кадров.

Дальше наши отношения развивались очень стремительно. Более того, бурно. В первую очередь она сразила меня своей необыкновенной красотой. Для парня, выросшего на молочно-товарной ферме, она была вся такая городская красавица, нежная и утончённая балерина!

Однажды она вела концерт «Лотоса» в легоньком красивом платье, а в зале и на сцене сельского Дома культуры было ощутимо холодно. Продувало насквозь! Мне стало так жалко её, что я взял свою куртку и укрывал Марину в те промежутки, когда она возвращалась за кулисы. Видимо, именно с таких, вроде бы незначительных моментов, начинаются романтические отношения и затем перерастают в большую любовь.

В Хоринске после концерта мы пили сок из стеклянных бутылок с жестяной крышкой. Мне дали одну такую: «Батор, открой пожалуйста!» Я решил покрасоваться перед девушками и раз, два, три! Ударил по донышку бутылки! Эффектно так! Чтобы крышка отлетела. Тогда практиковался такой способ у парней. А бутылка возьми, да и разбейся вдребезги!

- Сразу видно, что из горной Закамны! Не случайно закаменские парни лучшие костоломы на турнирах «Хэер шаалган»! Умеют собраться, а затем легко, но резко и сконцентрировано ударить.

Батор. - Но, в результате я поранился осколком стекла. Выпендриться решил, понимаешь! Кровь пошла, а все девушки сидят как в ни в чём не бывало! Пошла и пошла, течёт и течёт. «Ничего, Батор, до свадьбы заживёт», - говорят.

И только Марина тут же соскочила, побежала в гостиницу, принесла вату, йод и бинты. Ранка, может быть, и небольшая была, но зато как она её старательно обрабатывала, потом так ловко перевязывала, словно всю жизнь в больнице медицинской сестрой проработала!  Никто ещё так обо мне не заботился. Я же у бабушки с дедушкой вырос. Они меня воспитали. А я смотрю на Марину, чувствую её мягкие пальчики, её ласковые прикосновения, вижу вблизи нежные и прекрасные глаза, слышу её легкое дыхание. Совершенно отключился от всего происходящего. Только она и я на всём белом свете! И всё, прощай Батор! Пропал наш Батор! Сгинул навсегда в этих чёрных очах!

Марина. - Нет, дорогой, ты разве забыл? Мы же ещё поехали с «Лотосом» в Чехословакию в 1982 году!

Батор. - Точно! Это же были наши первые зарубежные гастроли! Как я мог такое забыть!  Я был на втором курсе,  Марина на первом и нас тоже включили в программу гастролей. Из парней со мной были Толя Цыденов, Саян Дашинимаев, Серёжа Чагдуров, Орлан Монгуш.

- Марина, а чем же вас, утончённую городскую девушку, взял простой деревенский парень с молочно-товарной фермы в Дутулуре?

Марина. - Ухаживал очень красиво! Цветы дарил каждый день.

- Прям таки каждый день?

Марина. - Да, представьте, каждый день! Мы поехали в Чехословакию и тогда мы уже тесно общались и дружили. Ехали на поезде с Москвы и на границе между Польшей и Чехословакией у поезда меняли колеса. И вот на каком-то полустанке состав остановился буквально на несколько секунд! Секунд,  конечно, несколько преувеличенно. Ну несколько минут! И вот Батор, а он сидел у окна, внезапно срывается с места, соскакивает с подножки вагона и бегом срывать цветы!

Батор. - Смотрю в окно, а там целая лужайка полевых цветов!   И я давай рвать их! Оглядываюсь на поезд, а пассажиры во все глаза глазеют на меня из каждого окна и в этот момент поезд трогается! Какие же это благоухающие и красивые были цветы! Или это мне показалось тогда? Я ведь был молод и влюблён по уши…  Даже не знаю их названий. Я их в охапку! И бегом к набирающему ход поезду! Залетаю в вагон, захожу в купе и бросаю цветы к ногам Марины!

Марина. - А в нашем купе одни девочки! И они были в восторге: «Ах!» да «О-ох!», «Какой же Батор романтик!», «Как же нашей Мариночке повезло!»  Это была легендарная сцена из фильма «Офицеры»! Помните? Военный эшелон, влюблённый в героиню Алины Покровской красавец, в исполнении Василия Ланового, дарит ей букет полевых цветов. При этом он бежит с букетом по крышам вагонов идущего поезда и ради неё рискует своей жизнью.

Батор. - Я, конечно, по крышам не бежал и жизнью не рисковал, но всё же, но всё же…

Марина. - Потом, в  Чехословакии, он всё время цветы дарил. Где он их брал? Черешню рвал, идёт по дороге и нарвёт целый пакет для меня! Потом, тогда же не было у нас той же жвачки и всего этого. В тире в качестве призов они были, кругленькие такие, а он   настреляет и принесёт. 

Батор. - Наверное, это было наше самое счастливое и романтическое время. Мы были молоды, свободны и впереди вся жизнь!

Марина. - А рядом самые близкие друзья, коллеги, атмосфера любви, дружбы и творчества. То, что дал нам «Лотос», душой и мозгом которого был тогда ещё просто Дандар, а не Дандар Жапович. Он ещё танцевал вместе с нами…   

Батор. - Из Чехословакии мы приехали уже другими, очень близкими друг другу людьми.

Марина. - Мы год дружили, потом он сделал предложение мне и поженились мы весной, 16 апреля  1983 года…

Батор. – Вот такая наша история. Может быть, самая обыкновенная, но для нас с Мариной – единственная и неповторимая!

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Из архива Батора и Марины Сандановых