Блоги 4 окт 2024 1844

Второе дыхание древних юрт

Сегодня, 4 октября в Усть-Ордынском Бурятском округе впервые проходит этнокультурный фестиваль «Юрта – символ согласия». Его проводят на территории ФОК «Лидер» им. К.Б. Баймеева в посёлке Усть-Ордынский.

© фото: Александр Махачкеев

В программе мероприятия запланированы конкурсы на сборку войлочных юрт, приготовление баранины и саламата по народным традициям, а также их свободная дегустация, мастер-классы по стрельбе из бурятского лука, изготовление амулетов и оберегов из конского волоса и кожи, турнир по игре «шагай наадан», фотосессии, выступления артистов, ярмарка литературы и сувениров, а также многое другое. Участники ознакомятся с аспектами традиционной культуры и быта кочевников, а мастера декоративно-прикладного искусства из семи районов Иркутской области создадут общее войлочное панно шириной 1 м и длиной 7 м, которое передадут в национальный музей Усть-Ордынского Бурятского округа.

Напомним, что круглая войлочная юрта (hэеы гэр) – это классическое жилище кочевников-скотоводов сухих степей. Широкое распространение оно имело у бурят Забайкалья. Что касается её бытования у предбайкальских бурят, то вопрос остаётся открытым (Буряты. М.2004. с.142).  Дело в том, что несмотря на неоднократные упоминания в литературе об их существовании в XVII-XVIII вв. на территории Иркутской области, существует особое мнение о том, что развитие жилища у предбайкальских бурят шло непосредственно от конических корьевых и берестяных или покрытых звериными шкурами жилищ (бухэг) к деревянным постройкам. Эта точка зрения опирается на материалы М.Н.Хангалова (Басаева. 1984. С.109 – 124).

Вместе с тем, в  путевом дневнике Н.Спафария (1675г.) встречается первое упоминание о войлочных юртах у предбайкальских бурят. Он, говоря о быте западных бурят, отметил, что «юрты у братов войлочные». Следующее упоминание о них находится у Л.Ланге, который, отмечая свой приезд в Братский острог, записал в дневнике: «…в окрестностях острога живут в войлочных юртах братские татары» (Гирченко. 1939. С.9). И.Э.Фишер, путешествовавший в 1740-1746 гг., написал в «Сибирской истории»: «Живущие в северных местах озера Байкал буряты строят себе против обыкновения других калмыцких и монгольских поколений деревянные шестиугольные хижины на один образец, а при том не отменяли они старинных своих монгольских войлочных кибиток, которые снимая, переносят с места на место» (Гирченко.1939.с.15).

Ещё в 70-х годах  ХХ-го века деревянные юрты повсеместно сохранялись в бурятских сёлах Иркутской области. Жили в них только летом и стояли они не только где-то на пастбищах – заимках, а тут же во дворе. В них всегда было сумрачно и прохладно, даже в самую жару, в них была очень хорошая вентиляция. И не было комаров. Но новые гэры, как их называли в Алари, Тунке и Закамне, в Бохане и Унге - булгаhаан, а верхоленские, ольхонские, качугские -  hурэ, уже не строили. Вместо многоугольных юрт стали строить небольшие четырехугольные летние домики, которые используются в основном как кухни – столовые. А в это время  зимние, основные дома как бы отдыхают, они  стоят с закрытыми ставнями, в них прохладно и нет назойливых, вездесущих мух.

Почему перестали строить деревянные юрты? Всё же они хорошо смотрятся на просторе, в степи, а в современных сёлах, где улицы, тесная сплошная застройка, для них уже нет места. Более того, стремительно уходит или даже ушёл в прошлое старый бурятский быт. Никто ведь не обрабатывает шкуры и шерсть, не шьёт одежду и обувь, не гонит тогоонэй арси, не держит курунгу и не варит арсуу. В деревнях уже даже коров не доят, а берут тетрапакеты в магазине.

Деревянные юрты ушли одними из первых в этой длинной череде, а помним о них только мы, те, кто родился в 50-60-х годах прошлого века.  Но они остались не только в нашей памяти, сегодня они оказались востребованы в сфере общепита и туризма. В деревянных юртах есть лёгкость и воздушность, простор и свет. Особенно, впечатляющим был успех юрты в качестве банкетного зала в туркомплексе «Оранж хаус» на Верхней Березовке. У тогдашнего его хозяина Иринчея Матханова она была забронирована на месяцы вперёд. Пример оказался заразительным и новые юрты посыпались как из рога изобилия.

Теперь в большинстве случаев современные юрты строят без внутренних опор, а это максимально увеличивает пространство. Новые технологии позволяют устанавливать окна не только на стенах, но и на кровле, и на месте дымохода, что дает достаточно света. Вот так древние юрты обретают второе дыхание и возможно, со временем они вновь будут востребованы как обычное жильё…

 

Фото: Александр Махачкеев