Это был финал масштабного федерального проекта «Дальневосточное кино» в рамках «Российской креативной недели — Дальний Восток». В рамках конкурса были созданы сценарные заявки на основе произведений, где местом действия является самый восточный регион страны. Среди 27 лучших синопсисов, с которыми финалисты выступили перед продюсерами на питчинг-сессии было выбрано всего четыре, в том числе «Если бы карма…» Константина Сонголова, которому достался специальный приз.
Этот рассказ уже публиковался однажды в журнале «Байкал», а его сюжет, на первый взгляд глубоко комичный, имеет и второе потаённое дно. Двое мужчин ведут духовные поиски, пытаясь встать на путь истины. Но жизнь или сам Бог готовят испытания, которые им не дано пройти. Одному судьба является в виде прекрасной Жанны, он женится на ней и становится депутатом. Что, в общем-то, тоже неплохо. У другого всё происходит до ужаса банально, не зря большевики предупреждали: «Товарищ! От водки к женщине один шаг!» А вот третий – рассказчик, никогда не думал о Боге, о религии, но они сами нашли его. История разворачивается в реалиях нашего дальневосточного бытия – с водкой, бандитами и китайскими торговцами, но говорит о вечном, о трудном поиске истины, поиске самого себя.
Безусловно, сам факт успеха рассказа «Если бы карма…» ещё не говорит, о том, что он обязательно будет экранизирован. Но сама идея объединить талантливых авторов с кинокомпаниями с потенциальной возможностью съёмки художественных фильмов о Дальнем Востоке России это ещё один шанс для литераторов Бурятии.
Уникальность проекта «Дальневосточное кино» в том, что он логически продолжает и развивает работу литературной премии им. В. К. Арсеньева. Напомним, что она учреждена полпредом президента в Дальневосточном федеральном округе Юрием Петровичем Трутневым, которая за пять лет своего существования собрала и оценила лучшее из того, что было написано о Дальнем Востоке.
Алексей Гатапов, Сергей Доржиев и Константин Сонголов – все трое лауреаты премии Арсеньева, но в разные годы. «Превращение литературы об этом крае в сценарии, а затем в кино станет шагом на пути развития киноиндустрии этой самобытной территории и закреплением за ней статуса территории будущего и в культурном плане», - подчеркнул идеолог проекта, известный радиоведущий, президент литературного фестиваля «Литература Тихоокеанской России», куратор премии «Дальний Восток» им. В. Арсеньева популяризатор культуры Вячеслав Коновалов.
Как известно, на столь ненавистном Западе писатели часто больше зарабатывают на экранизациях своих произведений, чем на собственно книгах. Поэтому важно нащупать мейнстрим в сегодняшнем российском кинематографе. Как, например, во времена позднего СССР и в ранний постсоветский период, из наших бурятских драматургов пользовались успехом пьесы Степана Лобозерова и Геннадия Башкуева.
Но, сегодня только публикаций в «толстых» литературных журналах и книг небольшими тиражами в местных издательствах явно недостаточно. Также как и членства в писательских объединениях. Возможно, нужны услуги профессионалов – продюсеров и литературных агентов.
Писатели выкладываются в своём творчестве на сто процентов, а нужно ещё вести переговоры с юристами, редакторами, издателями, киношниками и СМИ, а это бизнес, документооборот и отчеты. Агенты как раз и нужны, чтобы помогать авторам продавать права на экранизации, театральные постановки и другие адаптации, помогать с продвижением книги, интервью и публичные выступления. Это то самое, чем занимался и занимается известный российский продюсер и галерист Константин Ханхалаев. Именно с его именем связано успешное продвижение таких бурятских художников как Даши Намдаков, Бато Дугаржапов и Зоригто Доржиев.
Но, увы, у бурятских писателей нет своего Константина Ханхалаева и поэтому надо полагаться на самих себя, на свои коммуникационные и коммерческие способности. Нужно уметь подавать покупателям своё творчество в нарядной упаковке. Собственно, это и удалось сделать в полной мере Константину Сонголову. На его выступлении продюсеры смеялись до колик! Как сказал один из них: «Давно так не смеялся!»