Блоги 17 окт 2024 1555

Почему Аркадий Мурашёв стал - U.-U. d`Ensky (Улан-Удэнский)?

О неизбывной любви к лучшему городу на земле, городу на берегах быстрой Уды и  красавицы Селенги.

© фото: Из архива Аркадия Мурашева, Александра Махачкеева

В августе в Улан-Удэ приезжал из Москвы писатель и историк Аркадий Мурашев.  В дар Национальной библиотеке он преподнёс свою новую книгу «Князь Волконский. Сергей М. Биографические зарисовки». Годом ранее,  там же, прошла презентация другой его книги «Простая русская семья…» (семейный портрет баронов Врангелей по мотивам писем О.С.Пушкиной, Ф.М.Достоевского, А.А. фон Лампе, Марджаны М. И не только). Эту книгу, как, впрочем и все другие, написанные им,  он также подарил Национальной библиотеке.

При этом все они выпущены неизвестным в Бурятии издательством «Верхнеудинский острог»!?  А это личный электронный адрес Мурашёва: [email protected]! И в довершение, его творческий псевдоним, снова: U.-U. d`Ensky!!! Что значит - «Улан-Удэнский»! За все годы существования нашего города с таким названием никто, абсолютно никто не брал себе такой звучный и греющий душу коренных улан-удэнцев псевдоним!

 Нетрудно догадаться, что Мурашёв наш земляк, человек испытывающий настолько глубокую и искреннюю любовь к  родному городу, что его безо всякого преувеличения можно назвать «патриотом до мозга костей»!  (Потрясающий контраст с моим другом, тоже нашим земляком, небезызвестным писателем и актёром Янданэ (в миру Пётр Янданов), который на вопрос об Улан-Удэ переспрашивает: «А это где?» Впрочем, у Янданэ есть свои причины ненавидеть Улан-Удэ и лелеять мечту срыть его до основания  (https://burunen.ru/blogs/91401-vrag-1-ulan-ude).

Так кто же он Аркадий Мурашёв, он же U.-U. d`Ensky? И почему всё же «Улан-Удэнский»? Ведь  он покинул город уже почти полвека назад и в котором, за это время всё поменялось. Наступила другая жизнь. Пришли другие люди. И прежнего не вернуть, ни той жизни, ни тех людей. Разве, что в воспоминаниях…

Обратимся к его  воспоминаниям в альманахе «Не только «Вэшники», или 40 лет спустя». Он был издан в Улан-Удэ, в 2015 году, а его выпуск приурочен к 40-летию окончания средней школы №20 города Улан-Удэ «вэшниками» 1965 – 1975 годов обучения (https://burunen.ru/bur/blogs/91756-veshniki-iz-dvadtsatki/).

U.-U. d`Ensky. Из раннего детства

«Я родился в Улан-Удэ, спустя месяц с лишком после известного указа (от 7 июля 1958 года) за подписью – Ворошилов-Георгадзе – о переименовании Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики в Бурятскую АССР. Появился на свет в Улан-Удэнском роддоме, где меня поджидал будущий одноклассник Сережа Берлов, родившийся на день раньше. Первый адрес – коммунальная квартира (на две семьи) на улице Жуковского, 16. Отроческие годы – родители с энтузиазмом трудились на благо Родины – прошли на «пятидневках», в кабинах «хлебовозок» (мама работала на хлебокомбинате), а также в уральском городе Кушва,где моя замечательная бабушка Александра Андреевна Тетюхина (урожд. Макушина) купила корову для пропитания своего единственного внука.

Переезд в январе 1965 года в «обкомовский дом» (ул. Терешковой, 20«а» –28) предопределил поступление в школу № 20, где волею судьбы оказался в 1 «В». Вместе с соседями по подъезду – Володей Назаренко (кв. 31) и Эдиком Санеевым (кв. 34), а также Сергеем Имековым из третьего подъезда (кв. 49) и, разумеется, Сергеем Берловым (дом № 18). С Таней Меньшиковой свел знакомство еще в детском саду фабрики ПОШ».

U.-U. d`Ensky. «Не трожь рабоче-крестьянскую кровь…»

«Первая учительница – Наталья Артемовна Клементьева, первые книги – вместе с Володей и Эдиком записались в республиканскую библиотеку – «Аленький цветочек» С.Аксакова и «Крайний случай. Повесть-сказка про солдата» И.Туричина.

Морозы в третьей четверти (три недели подряд, исключая понедельники) с отменой занятий в школе. Впрочем, часам к десяти мы были уже на горке у телецентра (санки, лыжи), неслись вниз, стараясь не угодить в бараки. А, между тем, ясли и детские сады функционировали. 

Прием в пионеры. Торжественное обещание (герб переводился на бумажный лист с 20-ти копеечной монеты). Галстук. Завет-оберег – на случай приставания хулиганов – от пионервожатой:

«Не трожь рабоче-крестьянскую кровь.

Она была пролита в октябрьскую ночь».

U.-U. d`Ensky. «Стой, кто идет?...»

Март 1969 – конфликт на острове Даманском. На уроках пения (у В.В.Шалыгина) с грозным энтузиазмом: «Вот, кто-то крадется в кустах у колодца / Стой, кто идет? Стой, кто идет? / Никто не пролезет, никто не пройдет…»

В 1969-м Наталья Артемовна передала нас на руки Филиппу Алексеевичу Орлову, биологу и классному руководителю и наблюдателю (где-то его «Альбом(ы)» нашего класса?).

Домашний телефон «73–47» (поначалу один из двух, установленных в нашем «обкомовском» доме). Слова папы: «О нас теперь пишут в книгах», при виде своего имени в телефонном справочнике.  Его учеба (заочно) на историческом факультете Бурятского педагогического института – учебники по истории Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима… + «Сто рассказов из русской истории» С.Алексеева – предопределила мой выбор профессии.

В старших классах – занятия туризмом (в поход на Байкал в июне 1972 года Филипп Алексеевич взял Володю Назаренко, Веру Полуновскую и меня), спортивным ориентированием. В последнем мы («ашники», «бэшники» и «вэшники») особенно преуспели – в 1974-м последовательно взяли 1-е место по городу и республике, но, увы, на первенство России в Саратов не попали (нам «забыли» купить билеты).

Однопартницы – Валя Зятькова, Наташа Зорина и N***, а также – на уроках английского – Лафа.

Первый заработок – рукоделие (изготовление коробок для конфет) на кондитерской фабрике – потрачен мамой на покупку костюма.

U.-U. d`Ensky. Жизнь после школы. Москва

В 1976-м стал студентом исторического факультета МГУ. Общежитие на проспекте Вернадского («Кресты»)… Соседка – Вера Башкеева (училась на филологическом факультете), гости – Володя Сергеенко, Володя Назаренко, Гоша Манзанов, Паша Буинов, Эдик и Андрей Санеевы… В 1979-м женился на однокурснице, в следующем году родился сын Дмитрий, который сделал свои первые шаги в феврале 1981 года на родине отца и в квартире (ул. Фрунзе, 13–52), у своей изумительной прабабушки Александры Андреевны.

По окончании истфака – аспирантура и преподавательская деятельность в московских ВУЗах, а сегодня счастливый дедушка (сын Митя одарил Василием, а по размышлению – Федором и Борисом) свободное от аудиторных занятий время обожает проводить в библиотеках и сочинении книжек, в общении с друзьями, посещении памятных мест, а также в археологических экспедициях.

P.S. Вопросы от «Буряад унэн» к U.-U. d`Ensky (Улан-Удэнский)

Аркадий, каждый год вы приезжаете в Улан-Удэ, на Байкал. У вас так сильна тяга к родным местам? 

Притяжение родного города – основан в 1666 (!!!) году – дома, где протекали детские и отроческие годы (ул. Жуковского, 16; ул. Терешковой, 20а  и бульвар К.Маркса, 29), школа № 20 «двадцатка» («зауда», «чанки», «горьковцы»), знаменитые трамваи (и их извечное «одностороннее движение»), голова Вождя на площади Советов (в ноябре 1971 года присутствовал на открытии памятника), столовая «Саяны» (в выходные дни чудесным образом в ресторан превращавшаяся), «Дом торговли» (шариковые ручки и долгие годы стоявший в витрине 38-дорожечный магнитофон «Садко») и т.д.

Здесь – любовь к отеческим гробам – упокоены мои бабушки, отец, дядя (он прожил 13 лет и меня назвали в память о нем)…

И, разумеется, мои замечательные одноклассницы и одноклассники…

Школьное дружество никогда не прекращалось… («Был в высшей степени одухотворен – догоняя одноклассников – на исторической сходке одноклассников (07.11.74) на квартире у Сергея Сутурина, и несколько инертен – на «мартовских посиделках» (1975) у Ларисы Поляковой»).

И в студенчестве, и в годы, когда нарабатывался трудовой стаж, и, наконец, во времена, когда мы обрели почтенный пенсионный статус… Пленительные воспоминания об учителях и учебе (и не только) в нашей знаменитой «двадцатке»… А наши дети (со временем и внуки) – рассказы о них – лишь добавляли теплоту в общение «вэшников».

Аркадий, потому-то и вышел в свет альманах «Не только «Вэшники», или сорок лет спустя» (Улан-Удэ, 2015), а в 2020-м, появились «Не только «Вэшники», или, еще анкор» (издание 2-е, дополн.)…?

В 2014-м явилась мысль положить на бумагу наши воспоминания о школьных годах. В инициативную группу – Ольга Макашина (в девичестве Новолодская), Наташа Хабдаева, Таня Меньшикова, Эдик Санеев – вошли не только «вэшники»: Лиля Кальмина («ашница», выпускница 1972 года), Вера Башкеева («бэшница», выпускница 1975 года), Сергей Спирин («ашник», выпускник 1975 года)…

Все – люди, состоявшиеся в своих профессиях – например, Эдик Санеев, доцент БГТУ (лауреат премии Ленинского комсомола), Лиля Кальмина, д.и.н. (БНЦ), Вера Башкеева, д.ф.н., профессор БГУ и т.д. 

К юбилейной сходке, состоявшейся 31 июля 2015 года в стенах родной «двадцатки» – ее участники держали в руках Альманах – «Не только «Вэшники», или сорок лет спустя», а в 2020-м, появились «Не только «Вэшники», или, еще анкор» (издание 2-е, дополн.) –  аналогов которым – в России – насколько я знаю – нет…

P.S. P.S. Кажется, дорогой читатель, мы нашли ответ на вопрос: «Почему всё же U.-U. d`Ensky (Улан-Удэнский)?»?  

Фото: Из архива Аркадия Мурашева, Александра Махачкеева