- Замысел написать книгу, посвященную роду Гушад из большого этноса хори-бурят, возник много лет назад, так как мой отец, уроженец с. Нарин-Ацагат, выходец из рода Гушад Раднаев Цыретор Раднаевич, как и другие его одноулусники Дампил Базаров, Юндун Цыренов, Жалсарай Нимаев, чтобы не прерывалась связующая нить гучитского рода для будущих поколений, много лет работали над записями родословной таблицы, основателем которой, известно, был XI Пандито Хамбо-лама Ч.-Д. Иролтуев, - рассказала руководитель проекта Ганжитма Жалсанова. - Родословие бичурских гушитов в основном представлено записями Бадмацыренова Б.Б., И.Н. Мадасона (Дольен Мадасон). Летописцы из Усть-Обора, с берегов многоводной реки Хилок, У.О. Ринчинов, Н.Ц. Цыбенов, Г.Ц. Цоктоев, Д.Ц. Цыбенов, Ж.Т. Эрдынеев, Д.Т. Хандажапов передали потомкам богатейшую и славную историю хилокских гушитов. Собрала по крупицам сведения об иркутских гушитах Людмила Калиновна Александрова, мужественная и дальновидная женщина. Через столетия после великого переселения с Ольхона в Забайкалье гушиты составили официальную историю рода Гушад.
Руководитель проекта Ганжитма Жалсанова с Василием Чимитовым из Усть-Обора (Забайкальский край) и Болотом Шагжиевым, уроженцем Бичуры
Кто такие гушиты?
Среди других хоринских родов гушад являются одним из самых малочисленных и составляют 2 хухура (Шара и Хара), хотя считается, что имена еще 3 хухуров неизвестны. Возможно, этим объясняется стремление гушитов в целях самосохранения проживать компактно, вместе, одной большой семьей на своих обжитых территориях. «Однажды довелось мне услышать реплику о том, что гушитов было совсем немного, их, наверное, уже нет среди бурят, - говорит Ганжитма Цыреторовна. - Возможно, это одна из многих причин, которые подвигли нас к активному поиску истории рода. История ‒ это, прежде всего люди, созидающие эпоху прошлого, настоящего и будущего».
Расселение гушитов
Исторически сложилось так, что гушиты, некогда покинув остров Ольхон, расселились по берегам Уды, Тугны, Хилка, вдоль трехречья Унги, Обор и Мундэртэй в селах Ацагат Заиграевского района, в Обор-Унго Петровско-Забайкальского района Забайкальского края, в селе Гушит Эхирит-Булагатского района Усть-Орды, обосновались по северному побережью реки Хилок в нынешнем Бичурском районе в селах Айха, Хайцыгыр (Покровка), Хугтэ (Судутуй), Алташа (Гочит), Амгаланта, Хайранга, Баруун Нарин Гутай (Новостретинка).
Громкие имена
Панорама и хроника жизни героев книги охватывает период с XIX по XXI века. Среди них такие известные в республике имена как Хамбо лама Иролтуев, ламы Эрдэм Инкеев, Зоригто Батуев и Сергей Саможапов, политики Валерий Доржиев, Галсан Дареев и Баир Жалсанов, оперные певицы Ольга Аюрова и Валентина Цыдыпова, композитор Юрий Эрдынеев и др.
Жизненный путь старшего поколения, людей сильных и стойких, сумевших сохранить свои традиционные ценности и ставших самодостаточными в любых условиях и местах, где бы они ни находились, служит сегодня ярким примером подражания для молодежи. Наряду с ними представлено и молодое поколение успешных гушитов живущих во благо родины. И все они и стар и млад, сородичи из Ацагата, Обор-Унго, Усть-Орды и Бичуры собрались на презентацию книги. Это была радостная и душевная встреча! Большой гушитский суглан через века и расстояния!
Ниже представляем предание о переселении гушитов с Ольхона и Приольхонья в забайкальские степи записанное этнографом Иосифом Тугутовым в 1962 г. от Дамбы Цыбенова, уроженца улуса Унго Петровско-Забайкальского района Читинской области.
Иркутские гушиты из села Гушит Эхирит-Булагатского района Усть-Ордынского округа
Потомки Номто и Нэмхэ
Братья Ногто и Нэмхэ происходили из рода Гучит. Гучит считался одним из одиннадцати сыновей Хори, или Хорёдоя. Того самого Хори, именем которого стало называться целое племя хоринских бурят.
Ногто вырастил семерых сыновей, а Нэмхэ ‒ пятерых. Одни их сыновья населяли остров Ольхон, самый большой на Байкале, а другие кочевали со своими стадами на берегу, на большой земле. Островитяне видели своих братьев на том берегу. Их разделял дугообразный пролив ‒ Ольхонские ворота.
… Пришло время, когда могучие орлы стали страшной угрозой для жителей острова. На лету схватывали они цепкими когтями ягнят или даже новорождённых телят и улетали в свои гнёзда. Там они терзали свою жертву, кормили орлят и ели сами.
Призадумались однажды братья Ногто и Нэмхэ со своими сыновьями, как им дальше жить на побережье Байкала и на Ольхоне? Не хотелось им покидать землю отцов. Ведь здесь прожило не одно поколение потомков Гучита.
… Чтобы спасти свои стада, Ногто и Нэмхэ надумали сняться со своих насиженных мест и перебраться на ту сторону Байкала, откуда восходит зимнее солнце. И вот братья Ногто и Нэмхэ вместе со своими сыновьями навьючили весь свой скарб на степных лошадок и погнали свои стада по льду Байкала. А лёд между торосами был скользок. По нему не было ходу ни лошадям, ни коровам, ни овцам с козами. Тогда разобрали вьюки и расстелили свои войлочные юрты по льду, чтобы по этому войлочному настилу прошёл скот. Долго пересекали ледяной Байкал. Подошли к Селенге. Отсюда погнали свои стада ещё дальше до самого Ацагата, где кончалось крутогорье с густой тайгой и проглядывала степь. Долгий путь через льды озера-моря, через горные хребты и глухую тайгу утомил пятерых сыновей Нэмхэ. Вместе с женами и детьми быстро раскинули они свои кочевые войлочные юрты, соорудили на скорую руку стайки да загоны для скота.
К своим двоюродным братьям присоединился ещё Горье, старший сын Ногты. Он также остался жить в Ацагате.
Ногте же не пришлось по душе заболоченная степь Ацагата. Он погнал свой скот дальше на юг в солнечную сторону. Вместе с ним неизменно следовали шестеро его сыновей: Атрай, Хунгэр, Ногосон, Нури, Манхай и Ашхан. …Со своими сыновьями Ногто дошёл до широкой Тугнуйской долины.
‒ Степь-то широка, да речка Тугнуйка больно вяло течёт, из неё скот не напьётся досыта, наши дети будут страдать от безводья, ‒ говорили старшие сыновья Ногты. И отсюда перебрались через таёжный хребет Заган, по залитому солнцем склону опустились на степной простор. Остановились на опушке сосняка. Никто не знал, как называется этот простор за хребтом Заганским.
‒ Что тут ломать голову, ‒ сказал Атрай, один из сыновей Ногты, ‒ назовём это место именем нашего далёкого предка Гучитом. С тех пор к этому кочевью пристало название Гучит.
Одни сыновья Ногты погнали свои стада ещё дальше, в южную сторону. Нашли себе пристанище на берегах речки Унго, левого притока многоводного Хилка. На лето часть семьи Ногты укочевывала к устью другой светлой речки Обор, правого притока Хилка. Сыновья Ногты ‒ Атрай, Хунгэр, Ногосон, Манхай и Ашхан ‒ больше никуда не укочевывали с берегов трёхречья. Их брат Горье остался с дядей Нэмхэ в Ацагате, а другой брат – Нори, по воле отца, пошёл на поиски нового кочевья. С невысокого увала открылась перед ним отлогая зелёная долина. Нори мысленно сказал себе:
‒ Вглядись хорошенько – Хайса хара! Какая красота. Облюбовал он эту долину, назвав её словами, первыми пришедшими на ум: «Хайсхаром». Так он остался жить в Хайсгаре, благословляя свой выбор.
Три столетия умножались юрты потомков Гучит.
Не все потомки Ногто пристали к новой вере ‒ буддизму. Они помнили, что их предки Ногто и Нэмхэ, живя на Байкальском острове и на берегу Малого моря, поклонялись «Отцу Ольхона» ‒ могучему орлу. Был шаманом Манхай, сын Ногты. В Унге он устраивал тайлган в честь «Отца Ольхона» ‒ орла. После кончины Манхая его сын Таблай стал шаманом высшего звания ‒ зарином. Зарин Таблай передал своё звание Питану. От Питана дар передался сыну Цыдыпу. Лет 50-70 назад Цыдып считался признанным шаманом в улусе. В Унге и сейчас живут старики, в детстве которых освящал по шаманскому обряду найжа Цыдып. После кончины Цыдыпа в роду Ногты еще было два поколения шаманов.
(И.Е. Тугутов и А.И.Тугутова. 1992. С 181-186).