А у нас во дворе
Очень многое закладывается в детстве: семья, улица, школа. Мне повезло, родительские гены по бабушке это Хомоновы, по дедушке это Бутухановы и по линии отца (он был офицер Буркавдивизиона, участник ВОВ) это: работать не покладая рук, усидчивость, настырность, верность, дорожить дружбой.
С улицей все сложилось. Сделала уроки, выполнила всю домашнюю работу: натаскала воды, наколола дрова, натопила печь к приходу родителей, уже дальше твое время. Игры в лапту, выжигалы, прятки, монеткой об стенку, городки столько было игр во дворе. Было очень интересно, родители с трудом загоняли нас домой.
Соседями были семьи Дондубон, Янгутовы, Имехеновы, Дырхеевы, Овдины, Поделинские, Шульгины, Булнаевы, Посельские, Ербановы, Петоновы, Петровы. Во дворе было три дома. Жили дружно, когда родители уходили, то оставляли нас маленьких детей друг другу.
Школьные годы чудесные
И со школой тоже сложилось удачно. Все самые главные жизненные позиции закладываются в детстве и юности: гражданские чувства и понятия, представления о людях, о жизни, ответственность перед обществом. Именно школа, учителя закладывают все это.
Мои начальные классы в школе N3, лучшая учительница города Ольга Преловская. Мальчики и девочки учились отдельно. После постановления Совета Министров СССР от июля 1954 г. за №1342 часть нашего класса перевели в первую школу, а мальчиков из школы № 1 перевели в шк.№3.
Школа № 1 была первой мужской гимназией, с июля 1954 г. стала смешанной средней общеобразовательной школой. Когда нас объединили, директором школы был И.П.Арский (1943-1949; 1952-1956). Иван Петрович был назначен директором в 1943 г. Через 12 лет, сделав школу лучшей в городе, а может быть и республики Арский был уволен.
Повод нашелся, даже два. 1 мая 1956 года директор не вывел школу на демонстрацию! Мы должны были пройти по площади в белой кофточке с короткими рукавами, легкой юбке и белых носочках, а тут – снег и промозглый ветер, не переставая. Заставить детей идти раздетыми, было рискованно, могли заболеть. Был и другой момент: перевернулся грузовик со старшеклассниками. Одному из них придавило ногу, пришлось ампутировать. Так молодой человек стал инвалидом, но он не сломался духом, стал известным архитектором, защитил кандидатскую диссертацию по архитектуре, стал автором многих зданий и памятников в городе.
1960 год. 10 "а" класс
Наши учителя
Моими учителями и наставниками были: классный руководитель Леонид Григорьевич Пастернак, Арон Павлович Подашов, Яков Аронович Подашов, Иван Петрович Арский, Вульф Моисеевич Дергин, Антонида Леонтьевна Бестужева, Мария Григорьевна и Михаил Данилович Донские, Валентина Алексеевна Коварская, Галина Васильевна Кузьминова, Валентина Ароновна Малышева, Георгий Прокопьевич Шестаков. Это они дали знания, вложили в нас энергию и крепость духа, что хватит не на одно поколение.
Наш Леонид Григорьевич (1907-1986 гг.) заслуженный учитель РСФСР, член Географического общества СССР, интеллектуал, образованнейший педагог, эрудит, необыкновенный рассказчик. Он после окончания в 1931 году 2-го МГУ (позднее это МГПИ им. В. Ленина) начал работать в Троицкосавском (с1934 года г.Кяхта) педагогическом техникуме, затем с 1940 г. в Улан-Удэнской средней школе № 1.
В класс он входил с указкой, картами, портфелем, набитым журналами, альбомами, книгами. Помимо интереснейших уроков географии, он нам рассказывал о своих встречах во время учебы в Москве Борисом Пастернаком (как говорил Леонид Григорьевич, их деды жили в одной деревне Могилевской области), Вл. Маяковским и другими, организовывал в выходные выезды на природу, устраивал географические диктанты.
Леонид Григорьевич как классный руководитель, в наших дневниках каждую неделю выписывал оценки за этот период и записывал, какое место занимает в классе. В понедельник сообщал, раздавая дневники. Это подстегивало к хорошей учебе. Учитель живет жизнью своих учеников. Таким был и Леонид Григорьевич. После окончания института я встретилась с ним. Конечно, говорили о нашем классе, так он знал о моих одноклассниках гораздо больше, чем я. Кто и где живет, кто уже имеет семьи, детей, кто приезжал. При разговоре напомнил об однокласснице, в школе, как нам казалось, была полная и неуклюжая. Он стал возражать: «Нет, нет, она была складная и ловкая. Обратите внимание на ее глаза, какие они выразительные». Рассказал, что она вышла замуж, родила дочь. Леонид Григорьевич говорил со мной на равных, так поступает тонкий психолог с добрым и мудрым сердцем, собеседник, уважающий своих учеников.
Учебная эстафета
Учитель математики Яков Аронович Подашов для закрепления пройденного материала проводил соревнования. На учительском столе раскладывал четыре стопки задания по пройденной теме. Мы сидели по партам в четыре ряда вдоль стен класса. Последний сидящий из каждого ряда подходил к столу брал листок. Когда решал задание хлопал впереди сидящего, тот забирал его ответ и бежал к столу за листком и так до первого ученика в ряду.
Яков Аронович быстро проверял ответы и конце урока сообщал, какой ряд победил. Обязательно было какое-либо поощрение, в виде дополнительного задания на дом для тех, кто проиграл. А выигравшие ученики радовались этому. Возил нас по школам республики и устраивал там соревнования по математике.
Хор и физкультура
Я по болезни была освобождена от уроков физкультуры, но чтобы я не чувствовала себя вне класса, учителя Панин и Воронцова всегда чем-то меня нагружали, например, на соревнованиях записывала время как пробежали, кто забил или забросил мяч.
Коренев В. студент БГУ организовал школьный хор. Он был на практике в школе. Я очень хотела быть в хоре, у меня музыкальный слух и голос отсутствует, но он меня взял. При этом просил при выступлении хора на школьных мероприятиях, чтобы стояла со всеми, открывала только рот, не пела. Он мог бы отстранить меня в это время от хора. Вот такие были наши учителя.
Не все так гладко
К сожалению моему, был и курьезный случай, да простит меня школа. Учительница английского языка была увлечена Шерлоком Холмсом. И половину каждого урока читала выдержки про него. Так продолжалось четыре года. Нам в то время было тоже интересно, да и не спрашивает по теме урока. Но скоро мы опомнились, что надо будет сдавать экзамен. Да и английский обязательный вступительный в институт. Стали просить заменить учительницу, конечно учительницу оставили.
И мы решили действовать. Наливали чернила, рассыпали кнопки на стул перед ее приходом в класс, демонстративно не отвечали на уроках, кидали жеванные кусочки бумаги по классу. В общем, кто во что горазд. Пока она сама не отказалась от нас. Нас взяла Галина Васильевна Кузьминова, учитель от бога. За девятый и десятый класс по своей особой методике она дала нам учебную программу за пять лет. Благодаря ей мы успешно сдали английский в лучшие вузы страны.
2000 год. Встреча одноклассников
Как они быстро летят, школьные годы
Дружбу со школьной скамьи сохраняем до сих пор. «Ашек» и «вэшек» теперь нет. Обязательно встречаемся, когда кто-то приезжает в Улан-Удэ. Поддерживаем связь по телефону и по электронке. К сожалению иных уж нет, память сохраняет годы, проведенные с ними. Вот такая вышла история. За десять лет наберется на солидную и занимательную книгу школьной жизни.
На главном фото: 4 класс "а", 1954 год.