Канистра тарасуна
В 2014 году мы собрались ехать на празднование 200-летия Аларского дацана. Дорога предстояла неблизкая, расстояние более 600 километров где-то в центре Иркутской области, и к тому же с нами ехал Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев. Без участия главного буддийского иерарха невозможно было представить юбилей одного из старейших дацанов не только Иркутской области, но и всей этнической Бурятии. Как высокого гостя его сопровождали наши уважаемые старейшины - Борис Васильевич, а также экс спикеры Народного Хурала Михаил Иннокентьевич Семенов и Александр Гомбоевич Лубсанов.
Общий сбор нашей колонны из порядка десяти автомобилей прошёл на посту ДПС в Сотниково. И тут Данилов выносит канистру и ничтоже сумняшеся предлагает на дорожку брызнуть тарасун – молочное вино! Все посмотрели на Хамбо ламу, что скажет он? На святое дело едем, понимаешь! Не хухры-мухры! Но иерарх лишь засмеялся: «Сами решайте! Вы хозяева, а я только гость!» Все радостно загомонили и стали доставать стаканы. Визит в Аларь обещал быть нескучным!
Сам Борис Васильевич ехал в машине с депутатом Хурала Цыденжапом Батуевым, его земляком по Иволге, где он родился и провёл своё детство. Им, бывшим комсомольцам и партийцам, было, о чём поговорить. Оказывается, как потом рассказал Цыденжап Бимбаевич, накануне Данилов встретился с тогдашним директором молокозавода Тармаевым, и тот налил ему в дорогу целую канистру нашего национального слабоалкогольного напитка! И вот попивая его мы с удовольствием проехали 600 километров до самой Алари…
По дороге в Аларь с Александром Лубсановым и Михаилом Семеновым
Парень из «гортопа»
По своей натуре Борис Васильевич был очень деятельным человеком, способным на неординарные поступки и движения. «Мне было интересно всё, что окружало, хотелось во всём этом принимать активное участие» (Данилов. С.19). В юности он не сидел дома, а жил жизнью своих сверстников – участников молодёжных группировок деливших между собой Улан-Удэ. Тогда он поступил на исторический факультет БГПИ и примкнул к группировке «Гортоп», одним из лидеров которого, был его двоюродный брат. К тому же многие «гортоповцы», также, как и юный Данилов занимались боксом. Поэтому он без проблем влился в их ряды.
«Гортоп», ЛСТ‑63, «проспектовские» – это были группировки, состоявшие в основном из отпрысков родителей с более высоким социальным статусом. Соответственно и внешний вид у них был не простецкий: прямые проборы причесок, брюки-трубочки, дефицитные джинсы и т. д. Разница между ними и «чавами» из рабочих предместий была отчетливо видна в «огороде», как называли тогда танцплощадку в Горсаду – эпицентр ночной жизни тогдашнего Улан-Удэ.
Но почему «Гортоп»? Эта группировка не была привязана к определённой территории и «топала» по городу в поисках драк и других приключений. Когда я писал книгу «Криминальная история Бурятии» Борис Васильевич поделился воспоминаниями об этом периоде своей жизни и дал мне общую фотографию своих друзей из «Гортопа». Называя имена, клички, он рассказывал их во многом схожие истории. Уличная романтика, кривые жизненные дорожки, поломанные судьбы, ранняя смерть…
"Гортоп". 70-е. Улан-Удэ
«Наезд по беспределу»
Одну из таких историй, когда он сам оказался на волоске, я услышал от него самого. Однажды, будучи в юности, Борис Васильевич поехал в деревню на родину отца в Иркутской области и ждал автобус на автовокзале в Черемхово. Это был шахтёрский город, известный на всю Иркутскую область своими криминальными традициями. Этот город был хорошо знаком и мне. Сюда я часто приезжал с отцом на базар в начале 70-х. Одним из любимых занятий местных гопников был мелкий грабёж и трое таких черемховских «наехали» на Данилова:
– Слышь ты, откуда будешь?
Он отвечал, как «нормальный пацан» из Улан-Удэ: «А с какой целью интересуешься?» Говорил без агрессии, а одну руку держал в кармане, где лежал случайно прихваченный сапожный нож. Борис не собирался его применять, но в то же время ножик придавал ему спокойствие и уверенность, а нужно было тянуть время до прихода автобуса. Но разговор стал быстро принимать серьёзный оборот: «Ты че такой дерзкий?» - «Это наезд по беспределу?» - «А ты че вопросом на вопрос отвечаешь? Западло с пацанами побазарить?».
В какой-то момент Борис представил, как он выдёргивает руку с острым как бритва, ножом и резко выбрасывает её вперёд! При этом у него непроизвольно сощурились глаза, в них появился холодный и жестокий металлический блеск, а губы сжались над стиснутыми зубами. Сейчас он был похож на сжатую, готовую распрямиться вмиг пружину.
От его противников, опытных в уличных переделках, с обострённым ощущением приближающейся опасности не ускользнуло это нарастающее напряжение. Их заводила, вперившийся в глаза Бориса, бросил острый взгляд вниз и вдруг догадался: «А че руку-то в карман засунул? Пику держишь?» Троечка попятилась назад, напоследок пригрозив: «Ну, смотри бурят, берегись, ты от нас не уйдёшь». И парни быстро исчезли за углом…
В это время подошёл автобус, и Борис запрыгнул в него вместе с другими пассажирами. И как раз вовремя, на автостоянке уже рыскала толпа черемховских. Видевший их наезд на него, видно, бывалый мужчина толкнул его в плечо: «Паренёк, кажется тебя ищут? Пригнись! Я тебя прикрою». Один из гопников окинул взглядом салон со ступеньки автобуса и не найдя Бориса, выскочил. Раздался свист, и толпа бросилась в закоулок. Водитель дал ход, и машина неспешно покатила в Аларь…
По-пацански, по-путински
Одну из таких разборок на Элеваторе, когда ему сильно разбили голову, и трагические потери друзей юности (Баир Бадмажапов, Гришкин, Мишаня, Вакула, Абрамыч, Колян и др.) Борис Васильевич описывает в своей книге «Непричесанные мысли». Но, ему самому удалось пройти по «лезвию ножа» своей «бесшабашной юности» и выйти на широкую дорогу жизни. Видно, судьба хранила его для других, более высоких целей…
Девять лет назад в ходе дискуссии в клубе «Валдай» президент Путин отрезал: «Еще 50 лет назад ленинградская улица научила меня правилу: «Если драка неизбежна, бить надо первым». Также и Данилова закалили занятия боксом, уличные приключения и армейская жизнь. У него был твёрдый внутренний стержень, позитивный настрой и, наверное, врождённая доброта, позволявшие ему при любых обстоятельствах сохранять достоинство и честь.
Земляки
С Борисом Васильевичем я поддерживал сначала деловые, а затем и дружеские отношения с тех пор, как он стал полномочным представителем президента РФ в РБ. В 2009 г. когда у него случился очередной крутой поворот в судьбе, Данилов позвал меня в Усть-Орду. Там губернатор Мезенцев представил его активу округа, из Улан-Удэ я был один. Но особенно сблизился с ним уже после его отставки и окончательного выхода на пенсию.
Город маленький и мы постоянно где-то пересекались, а особенно часто по земляческим делам. Он был активным членом как иволгинского, так и аларского землячеств. Данилов, как и Александр Гомбоевич Лубсанов, не рос в Алари, но они оба испытывали к земле своих родителей самые искренние сыновние чувства, постоянно бывали там и помогали, чем могли своим землякам. И как они признавались оба, в компании с улан-удэнскими аларцами, не признающими чинопочитания и лишних церемоний, чувствовали себя особенно комфортно и непринуждённо.
С женой Зиной и вся жизнь впереди...
На литературном поприще
Ещё одна тема, сближавшая нас это его занятия литературой. Как я уже отмечал, Борис Васильевич предоставил мне фотографию для книги «Криминальная история Бурятии» пристрастным читателем которой он стал. На этой почве мы много говорили и о его автобиографической книге.
«Непричесанные мысли» вышли в 2016 году. Эта его автобиография осталась практически незамеченной. Она выгодно отличается от большинства подобных мемуаров, выпущенных в последние годы нашими известными в прошлом политиками. Она написана его собственной рукой, а не профессионалами пера. Борис Васильевич в своё время являлся собственным корреспондентом газеты «Наука в Сибири», да и сам занимался наукой.
Его воспоминания о детстве, юности и начале взрослой, самостоятельной жизни читаются легко и с неослабевающим интересом. Это была только первая часть воспоминаний, остальное осталось неизданным в рукописях. А другая, большая часть его книги, это стихи, посвящённые друзьям, коллегам и своей семье. Среди них есть и строки посвященные моей скромной персоне. Стихи нескладные по форме, но очень глубокие по содержанию, написанные человеком, умудрённым жизнью, тонким и внимательным наблюдателем.
Поэтому «Непричесанные мысли» и остались недооценёнными в Бурятии, поскольку посвящены не его личной истории, а тем, кто был рядом и шёл с ним по его, увы, недолгому жизненному пути. Таким он и был по жизни Борис Васильевич, всегда думал о других, а не о себе самом. И только в самых глубоких снах к нему приходило предчувствие судьбы, как в этом его пророческом стихотворении:
Заглядывая в завтра…
В последнее время
Снится мне, что я «ушёл»!
Совсем, надолго, на года?
Отсюда мысли мрачные всегда –
А как там вы? И без меня?
Жалею сразу я себя.
Почему так рано и до срока?
Совсем не так, как я хотел, без подготовки,
Внезапно, сразу и зачем?...