Три поселения Муйского района и четыре – Окинского района объединены в два муниципальных округа. Решение об этом принято на сессии Народного Хурала во вторник, 17 декабря. Преобразование позволит муниципалитетам повысить эффективность.
При переходе на новую форму организации местного самоуправления в районах учитывалось мнение населения: решение было поддержано жителями всех поселений на публичных слушаниях. Депутаты районных советов и всех сельских поселений закрепили решение о поддержке преобразования ещё в июне-сентябре этого года,
В Муйском районе объединятся сельское поселение «Муйская сельская администрация», городские поселения «Поселок Таксимо» и «Северомуйское». В Окинском районе: «Орликское», «Бурунгольское», «Саянское» и «Сойотское» сельские поселения.
Новая форма организации органов местного самоуправления предусмотрена Федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Матвей Мадасов, Глава Окинского района считает, что переход от двухуровневой к одноуровневой системе управления позволит рационализировать использование ресурсов местного самоуправления: консолидировать финансы и кадры, централизовать организацию работы. Это, в свою очередь, поспособствует укреплению экономической базы: увеличит возможность участия в региональных и федеральных программах и национальных проектах, инвестиционную привлекательность, что позволит муниципалитету более перспективно развиваться.
Что же ныне представляют собой местные поселения, с которых и начинается управленческая пирамида страны? Сегодня в них проживает порядка 40% населения Бурятии. Плюс еще 34% жителей проживают в малых городах с численностью до 50 тыс. чел. А Конституция РФ определяет местное самоуправление, как «обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». На этом, самом нижнем уровне административно-территориальной иерархии государство отсутствует. На межрайонном уровне оно присутствует, здесь есть статистическая служба, налоговая инспекция, межрайонное управление полиции.
Проблемы у местных поселений одни. Бюджетные диспропорции, неразвитость инфраструктуры, отсутствие перспектив карьерного роста, заставляют молодежь уезжать в города, а пенсионеры не могут позволить себе достойную старость. Село как образ жизни утратило привлекательность. В итоге, деревня не только обезлюдела, но и превратилась в придаток города.
Сегодня, поселения, в основном, живут за счет налогов на имущество и землю. Это главная доходная часть, 100% собираемых сумм за них остаются поселениям, в отличие, например, от НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Налог на земли сельскохозяйственного значения небольшой. Плюс поселения получают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Только самые крупные поселки, такие как Каменск или Селенгинск имеют достаточные налоговые поступления от базирующихся там промышленных предприятий.
На эти средства содержится управленческий аппарат: глава, специалисты, бухгалтерия. Численность аппарата определяется существующими нормативами в зависимости от количества населения. Поэтому не положенных по нормативу, но нужных для решения хозяйственных и культурных вопросов сотрудников выводят за штат. В основном, в МБУ – муниципальное бюджетное учреждение.
- Переходный период, с соблюдением всех необходимых формальностей, утверждением новой структуры округа, передачей имущества и выборами главы вновь образованного округа займёт около полугода, - говорит Матвей Мадасов. – Сокращения рабочих мест не будет. Это, по сути, возврат к советской системе управления, когда во главе района стоял первый секретарь райкома и была единая вертикаль.
Аналогию можно провести ещё дальше, когда под властью Белого Царя у бурят установилась устойчивая иерархия, высшим звеном которой были тайши, затем следовали главы родов - шуленги и зайсаны. Обычно власть находилась в руках одного или нескольких семейств, соперничавших за власть между собой. Представители этих династий – нойоны, назывались степной аристократией.
Сегодня, как федеральный центр, так и республиканские власти требуют от территорий большей самостоятельности. Только опора на собственные силы, развитие местной экономики с учетом преимуществ географического положения или наличия сырьевой базы могут расширить доходную базу муниципалитетов. Конечно, за счет налогов от малого и среднего бизнеса или крупных горнодобывающих компаний. И другого выбора у глав районов, а ныне и округов и ведомых ими территорий, нет.