Статус решает всё
«Эту страницу биографии Данилова мало кто знает. Это было в 1998 году, тогда Борис Васильевич уже год как был назначен первым и единственным представителем президента России в Республике Бурятия. Время было тяжёлое, когда страна вкатилась в «дикий капитализм» и ещё только с трудом, потом и кровью нащупывала пути выхода из разрухи и хаоса. Учреждение института полпредства было одним из таких шагов по укреплению роли федерального центра в жизни страны.
А я был директором Бурятско-Турецкого лицея, и мы должны были элементарно выживать. Выживать и развиваться. А тогда ни в одной школе не было не только компьютеров, но и нормальной мебели! Поэтому нужно было максимально эффективно использовать имевшийся у нас статус бурятско-турецкого лицея и вот тут как нельзя кстати был бы Борис Васильевич в качестве полпреда президента Бориса Ельцина в Бурятии! Это сразу подняло бы нашу очередную делегацию Бурятии в глазах турок!
«Никогда я не был на Босфоре…»
И я, как старый друг, попросил его съездить в Турцию. Поможешь, говорю, нашей школе. И мы поехали, турки подготовили насыщенную программу, в том числе встречи на уровне департамента образования Стамбула. А это город с 16 млн. человек населения, третий в Европе после Москвы и Лондона.
Мы побывали во многих школах, углублённо изучали их образовательные программы. Борис Васильевич, как педагог по образованию и опытом практической работы стал внимательно вникать в их образовательный процесс. Он пришел к выводу, что они учатся по европейской методике и в итоге значительно повысил свой педагогический багаж.
Турецкая свадьба
Были конечно и ознакомительные экскурсии, другая культурная программа, но мы хотели точечно использовать Данилова, а именно для встреч с самыми важными персонами. И однажды партнёр Бурятско-Турецкого лицея, наш крестный отец в Турции Саддеттин Башер, говорит, что нас приглашают на свадьбу. Мы согласились, почему бы и нет? Глубже узнаем традиции и обычаи наших партнёров!
На другой день нас привезли на окраину Стамбула. Это был небольшой частный аэропорт, рядом с которым расставлены 5-6 больших шатров. Женился сын одного из братьев Улькер, большого клана, королей кондитерской продукции. В небе низко пролетает маленький самолёт и буксирует огромное полотнище, с незамысловатой формулой: «Ахмед + Лейла = любовь!», яркие брызги конфетти, взмывают воздушные шары, все хлопают!
Мэр Стамбула
И вдруг прилетает вертолет. Нам сообщают, что прилетел мэр Стамбула, чтобы засвидетельствовать своё почтение к этой влиятельнейшей семье и лично подписать Акт о создании семьи. Сама процедура бракосочетания прошла на специальном подиуме. Нас, как гостей из России, посадили за стол с самыми почётными гостями, то есть с мэром Стамбула, а это был сам Реджеп Тайип Эрдоган! Я говорю Боре: «Для нас это шанс, чтобы договориться о чем-то существенном!»
Через переводчика мы говорили о нашей общности, что когда-то наши предки жили рядом, родстве нашей культуры и языков. Было видно, что ему эта тема очень интересна, ведь не случайно историю и происхождение монгольских и тюркских народов невозможно разделить, настолько тесно они переплетены.
Общие корни
Кстати, в одной из школ Стамбула мы увидели галерею портретов великих турков и один из них, это изображение Чингисхана. Как нам пояснили турки: «Это наш великий полководец!» Возможно, со своей точки зрения они правы, поскольку в своей основе империя Чингисхана была тюрко-монгольской. А у бурят об этом говорят общие культы волка и лебедя, одни и те же роды в составе наших народов, те же тюрки сойоты у бурят. Мы сфотографировались на память, Эрдоган пригласил нас в мэрию, сел в вертолёт и улетел…
Фуры с компьютерами
Борис Васильевич был взволнован, он, конечно, не ожидал этой встречи, что такой уровень будет. А через два дня нас пригласили в департамент образования, которому мэр дал необходимые поручения по цели нашего визита. Вот так Бурятско-Турецкий лицей-интернат №61 подписал с мэрией Стамбула соглашение о сотрудничестве.
Как результат, спустя некоторое время к нам прибыли фуры набитые компьютерами, мебелью и другим школьным оборудованием. Мы первыми в Улан-Удэ сумели оснастить компьютерами наши классы, а качественная турецкая мебель стоит в школе до сих пор.
Так, высокий статус Бориса Васильевича Данилова, его дар общения, умение найти общий язык с совершенно разными людьми помогли нашей школе укрепить материально-техническую базу и стать одной из лучших в городе. Мы же внимательно следили и следим за карьерой "заклятого друга" России Реджепа Тайипа Эрдогана, который покинув пост мэра Стамбула, возглавил правительство в качестве премьер-министра, а затем был избран президентом Турецкой республики и стал одним из влиятельнейших деятелей мировой политики.
Прыжок в бездну
После трудов праведных нас повезли отдохнуть на море и там произошёл примечательный случай, который характеризует Данилова как человека и как мужчину. Мы вышли на прогулку в море на катере и решили искупаться там. Я, как человек выросший на Ольхоне, нырнул с палубы и жду Борю, когда же он прыгнет за мной. А он стоит наверху и как будто сомневается, прыгать ли ему вообще? Я давай подначивать его, что же ты, давай вперед, не трусь… И он прыгнул! Ушёл солдатиком в глубину и не выныривает. Где Боря? Нету Бори! Я спрашиваю у нашего переводчика Фатиха: «А он не вынырнул с другой стороны катера?» - «Нет», - отвечает он. И тут после томительных мгновений, казавшихся долгими минутами, вынырнул Борис!
Он вдоволь наглотался солёной воды, прежде чем вынырнуть над поверхностью. Мы помогли ему взобраться на палубу и отдышавшись он рассказал, как ушёл в бездну и там, как будто, нечто скользкое, но хваткое, крепко схватило его за ногу!
Оказывается, там были подводные течения и в этом месте нельзя было плавать! А вот ещё один случай, который характеризует Бориса как мужчину, как человека способного на отчаянные поступки…
По канату, по канату,
Натянутому, как нерв.
Это было в 1973 году. На «заре туманной юности» Бориса в Курумкане. В период ухаживания за Зиной Онхотоевой, которая станет его женой и любовью всей жизни. Студенты второго курса пединститута поехали «на картошку» в колхоз. Однажды, мы шли с полевого стана и нам нужно было перебраться на пароме через Баргузин. Паром был причален на другом берегу, а паромщика нет и помочь некому! Разве, что кто-то осмелится и бросится вплавь? Или же перебраться на тот берег по тросу, натянутому над рекой?! Вызвался Данилов! Вызвался «не за славу, не за плату».
Он одел перчатки и цепляясь сапогами за трос, одновременно перебирая руками, двинулся через реку. Пошёл без всякой страховки! За ним, затаив дыхание, следила вся наша группа, человек тридцать. Всё было как в песне Владимира Высоцкого:
«Посмотрите — вот он
без страховки идёт.
Чуть правее наклон —
упадёт, пропадёт!
Чуть левее наклон —
всё равно не спасти!
Но должно быть, ему очень нужно пройти
четыре четверти пути…»
Боря благополучно прошёл середину реки и уже почти приблизился к другому берегу, когда силы окончательно покинули его! Он рухнул в Баргузин! Хорошо, что начиналась отмель и барахтающегося Бориса вынесло на сушу! Отдышавшись и придя в себя, он подтянул паром к нам, и мы благополучно переплыли реку.
Уже потом он рассказал, что его отец, будучи на расстоянии в Улан-Удэ, почувствовал что-то неладное с ним и сам провёл нужный обряд - помолился. Возможно, это его и спасло! Когда Боря вернулся домой, отец строго спросил: "Что у тебя там было связанное с водой?" и конечно, отругал сына.
Однокурсница Зина
Этот подвиг Бори навсегда остался в анналах истории нашего курса. А это известные в нашем городе и республике люди - Саша Бочеев, Валера Цыремпилов, Таня Тармаханова, Сережа Гармаев, Саша Пакеев, Саша Болдонов, Костя Петонов и другие наши однокурсники. Одни далече, а иных, увы, уж нет на этом свете…
Этот романтический случай немало поспособствовал личной судьбе Бориса. Ведь он прошёл по тросу и ради того, чтобы завоевать сердце нашей прекрасной однокурсницы Зины. И это ему удалось!
P.S. Таким был мой друг Боря Данилов. Светлая ему память…»