В обсуждении участвовали представители Минобрнауки, Центра занятости, учебных заведений, работодателей и глав муниципалитетов.
Дефицит рабочих рук в АПК вынуждает предприятия конкурировать за специалистов, а это открывает окно возможностей для молодежи. Работодатели готовы оплачивать целевое обучение, оказывать поддержку и гарантировать трудоустройство после выпуска. В этом году БГСХА выделила 119 целевых мест для студентов аграрных специальностей.
Это не так мало, как может показаться на первый взгляд, главное, чтобы получив специальность выпускники прибыли по месту назначения и успешно закрепились там. А то на одном из ТГ-каналов вспомнили старые байки: «Помню, что ещё 20 лет назад говорили, что БГСХА - кузница кадров для бурятской милиции. Потому что после окончания этого аграрного вуза никто и на пушечный выстрел не шёл работать в сельское хозяйство. А уж почему из Сельхозки выпускники сразу шли работать в милицию/полицию мне неведомо, это какая-то местная загадка».
Собственно, никакой загадки в этом не было и нет. В 2022 году в рамках исполнения гранта «Литературная карта Приангарья» я объехал большинство сельских школ Аларского района в Иркутской области. На встречах со старшеклассниками расспрашивал их о выборе профессии, будущем трудоустройстве и ни один из них не сказал, что вернётся в родную деревню. А один и вовсе заявил: «А что здесь делать? Хвосты коровам крутить?»
Я попытался переубедить их, рассказав, как фермеры используют электропастухи – изгороди под лёгким напряжением, а их жёны сидя за монитором компьютера наблюдают за комбайном, который на автопилоте убирает урожай. Или как дроны разбрызгивают удобрения и пасут овец. Да мало ли сегодня технических новшеств в сельском хозяйстве и возможностей для устройства комфортного проживания в сельской местности?
Однако, это же применение новейших технологий и интенсификация производства приводит в конечном счёте к постепенному выдавливанию населения в города. Однажды, сельчане рассказали мне о своих взаимоотношениях с крупным арендатором их земельных паёв. Весной прибывают его механизаторы на больших тракторах, обвешанных навесными механизмами, и зараз пашут, боронуют, сеют, культивируют все окрестные поля. В прошлом все эти операции выполнялись отдельно с дополнительной тратой сил и ресурсов.
Современный уровень механизации позволяет сделать всё это одним махом и отбыть восвояси. На лето арендатор нанимает объездчика, который на коне или мотоцикле охраняет посевы от потравы скотом. Осенью прибывают зерноуборочные комбайны с самосвалами и убирают урожай, часть которого перепадает деревенским в качестве платы за земельные паи. Сами же они в сельскохозяйственном производстве не заняты и могут жить и работать в комфортных условиях в городе, что, собственно, и делают сегодня.
Подобная ситуация характерна повсеместно, но с региональными особенностями. У нас в Бурятии, практически, нет больших площадей пахотных земель для крупных вертикально интегрированных агрохолдингов, как, собственно, и их самих, как таковых. В прошлом году посевная площадь зерновых культур составила более 74 тысяч гектаров, к уборке подлежало порядка 70 тысяч гектаров и несколько тысяч гектаров посевных земель были списаны из-за погодных условий. В то же время за последние несколько лет цена на запасные части, на ГСМ, другие расходы аграриев выросли практически в два раза, а цена на зерно и пшеницу упала, из-за чего рентабельность по зерновым культурам стремилась к нулю.
Какой же выход из сложившейся ситуации? Это опять же модернизация производства, улучшение технологий, переход на новые виды сельхозпроизводства. А это снова оптимизация кадров с упором на привлечение высокомотивированных специалистов. Не случайно, зарплата механизаторов в некоторых хозяйствах превышает ныне 100 тыс. рублей.
Как пример можно привести ООО «Гарантия – 2» Сергея Пашинского. Во-многом благодаря этой компании республика почти на сто процентов обеспечена картофелем. В своих интервью Сергей Миронович всегда указывал на кадровую проблему. Очевидно, что только объединив усилия и используя возможности программы «Кадры в АПК» нацпроекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», мы сможем обеспечить республику специалистами.
Фото: Александр Махачкеев