Блоги 16 мая 2025 3854

Как внучка монгольского министра нашла в Бохане «чудесную землю» и «родственные души»

В апреле на бурятскую землю в Бохане впервые ступила нога Саруул Агвандорж - внучки легендарного Эрдэни-Батухана (Никиты Федоровича Бутуханова).

© фото: Из архива Галины Мададаевой, Зинаиды Даниловой, Саруул Агвандорж

Это был её личный поиск своих корней. Саруул 14 лет прожила в Германии, училась, защитила докторскую диссертацию по философии. Из старших в её семье почти никого не осталось и спросить об истории своей семьи было не у кого. Саруул стала писать в соцсетях о своей проблеме, что она «булагад, эхэрэд» и хотела бы найти своих родственников. Писала в монгольских пабликах на монгольском языке и откликнулась лишь Зинаида Дашиева (Данилова). Она наша землячка и живёт в Монголии. Они встретились в Улан-Баторе и Саруул рассказала, что её дед и бабушка с Бохана – Нижней Тарасы и Укыра.

Из рода эхирит

Но почему эхирит? Если в Бохане живут булагаты? Оказывается, в семье Саруул помнили, что Бутухановы принадлежат к эхиритскому роду ользон. Прадеда Никиты Бутуханова звали Хаахай. В поисках лучшей доли он пришёл в Тарасу из Баяндая. Сначала батрачил, а затем женился и пустил корни в Бохане. Был приписан ко второму готольскому роду.         

Саруул попросила Зинаиду найти её родню в России и сказала: «Увези меня в Тарасу и Укыр». Она не понимала тогда, где это находится. По её представлениям это была Бурятия – Буряад Улс, а не Иркутская область. Зинаида энергично взялась за поиски и довольно быстро нашла сестру Саруул – Монику в Иркутске, а в Улан-Удэ - брата Владислава. В Укыре нашлась и самая близкая родственница – троюродная сестра Дина Иннокентьевна Ергонова. И уже в апреле Саруул и Зинаида выехали в Бохан…

Зинаида и Саруул

Одной крови

В Иркутске их встретил сын Дины Баир. Это была незабываемая и волнительная поездка со множеством мистических знаков и удивительных открытий! В Тарасе их встретили мэр Боханского района Эдуард Коняев и директор школы Денис Сушкин (школа носит имя Никиты Федоровича Бутуханова). Встреча была неожиданной и приятной для гостей, с вручением подарков. Дальше они поехали в Укыр к сестре Дине. Там уже собралась вся многочисленная родня Бутухановых, встреча получилась очень тёплой.

 Саруул обратила внимание, что все они были, также, как и она с выдающимися носами. А позднее, глядя на совместные фотографии, заметила, что они похожи друг на друга и решила: «Мы все одной крови, одной породы!» Но главным было не внешнее сходство, а внутреннее. После многих лет жизни в Германии Саруул была приятно удивлена встретив таких же открытых, по-европейски светских и образованных людей. Словом, нашла родственные души в сибирской глубинке!  

В Тарасе ей подарили картину, специально написанную в 2017 г. для Агвандоржа – её отца (который собирался, но не смог приехать в Бохан), с видом родового места Бутухановых – Хахэрэг. Когда ей дарили это полотно, Саруул, от внезапно нахлынувших чувств, заплакала. А дома у неё висела другая картина. Так вот, каким-то необъяснимым образом, накануне её приезда домой, она упала на пол! Тем самым освободив место для картины с видом Хахэрэг!  

Чудесная земля

Уже из Монголии Саруул написала по-русски, а затем на монгольском:

«Земля Эхирит Булагат для меня просто чудо!

Уйлаад л байсан, хүмүүс нь гоё шулуухан, хөгжилтэй, хоол унд онцгой, эрүүл.

(Я плакала, люди здесь милые, простые, веселые, еда исключительная и здоровая).

Олон газар руу аялсан, харин энэ үнэхээр онцгой.

(Я побывала во многих местах, но это место действительно особенное).

Тэгээд орой нь шууд Иркутск гарсан, би үгээр хэлж чадахгүй байнаа, бүр ид шидтэй газар очих гэж байгаа юм шиг санагдаад байсан шүү

(А вечером мы уехали в Иркутск, и я не могу передать словами, было такое ощущение, будто мы едем в какое-то волшебное место).

Энэ аялалыг их хүлээсэн, маш удаан. Укыр, Тараса тосгоныг Google- ээр их хайж зураг хардаг байсан

Эхирит, Булагат гээд зөндөө их судалсан.

(Я долго ждала этой поездки. Я искала в Google деревни Укыр и Тараса и смотрела фотографии. Я много изучала материалы про Эхирит и Булагат)».

Но почему иркутская земля – родина предков стала для Саруул открытием? Ведь в отличие от Китая граница с Монголией весь ХХ-й век была открыта? Ответ кроется в истории её семьи…

Никита Бутуханов на переднем плане в фильме "Ущелье Аламасов"

История деда

Никита Федорович Бутуханов - Эрдэнэбатхаан; 1888 — 5 января 1942) — второй министр народного просвещения МНР. Отец монгольской актрисы и драматурга Эрдэнэбатын Оуюн.

Родился в 1888 году в улусе Нижняя Тарас-Баханского хошуна Балаганского района Иркутской губернии Российской империи. В 1914 году приехал в Ургу. В 1920 году на свои средства издал 5 000 экземпляров учебников чтения для школьников. 24 марта 1921 года был назначен первым секретарём монгольского Народного правительства. В ноябре 1921 года в качестве переводчика присутствовал на переговорах В. И. Ленина и Д. Сухэ-Батора с С. Данзаном по подписанию советско-монгольского договора о дружбе.

В 1924 году стал членом Малого государственного хурала, а в декабре был назначен министром просвещения МНР. В 1926 году лично сопроводил 35 учеников первой монгольской средней школы на дальнейшую учёбу в Германию и Францию. В советском полпредстве Берлина, куда Батухан приехал за школьным оборудованием, познакомился с гражданской женой Максима Горького М. Ф. Андреевой, которая посоветовала ему обратиться к Горькому за советами по вопросам организации образования в МНР. В результате завязавшейся переписки в августе 1926 года Батухан приехал к Горькому в Сорренто.

В 1929 году, как инакомыслящий, был вместе с Цыбеном Жамцарано выслан из Монголии. Будучи доцентом ленинградского Восточного института, снимался на киностудиях «Востокфильм» и «Союздетфильм». В 1937 году его арестовали в Крыму. 2 года пробыл в тюрьме, а в 1939 г. был приговорён к 8 годам лагерей. Скончался в январе 1942 г. на лесозаготовках в Вятлаге.

Ложь во спасение?

Его жене Ульяне Афанасьевне Трубачеевой (Сэсэг Тугудэй) с пятью детьми (два сына и три дочери) было отказано в выезде из Монголии. И только спустя четыре года, во время краткосрочного приезда в 1933 году, Эрдэни-Батухану удалось навестить свою семью. А затем он сгинул, сгинул навсегда! Это было в порядке вещей в то страшное и трагичное время. Жене власти объявили, что её муж остался в СССР и завёл там другую семью.

Опровергнуть эту чудовищную ложь никто не мог, а может быть, не хотели говорить, что его уже нет в живых? От него же самого не могло быть никаких известий, и несчастная беззащитная женщина осталась одна в чужой стране с пятью детьми на руках! Хотя почва для подозрений была, Никита Федорович был видным и обаятельным мужчиной, успешно снимался в кино и всегда нравился женщинам. Ульяна Афанасьевна запретила детям говорить о нём и молчание об отце установилось на долгие – долгие годы…

Неотвратимость судьбы

Из-за него же, думали они, семья попала в опалу, их притесняли и выселили из центра города на окраину, в хашан. Чтобы выжить, Ульяна Афанасьевна завела маленькое хозяйство - коров, а молоко продавали. Но этого властям Монголии показалось мало, и они отправили их в ссылку в далёкий западный аймак Хубсугул. За них стали хлопотать друзья Эрдэни-Батухана и через какое-то время семье разрешили вернуться в город. Старшая дочь - Оюун Эрдэнэ пошла работать переводчиком в театр, а младшие учились.

Жизнь, казалось, постепенно налаживалась, но настоящие перемены наступили только после смерти Сталина в 1953 году. В СССР наступило время глубоких реформ и невинных жертв политических репрессий реабилитировали. Однако, документы о реабилитации Эрдэни-Батухана семья увидела ещё через десять лет, уже в 1963 году. Только тогда они узнали всю правду о трагической судьбе отца. А через два года, в 1965 году Ульяна Афанасьевна ушла из жизни…

Она умерла со спокойной душой. В глубине сердца Ульяна Афанасьевна никогда не сомневалась в его верности. Она не допускала ни малейшей мысли о том, что её любимый муж Никита мог так подло бросить их и уйти к другой! Нет, он не мог! Он не такой! Она хорошо знала его сильную и благородную натуру, чистоту его помыслов, чтобы допустить банальное предательство с его стороны. Лишь против неотвратимости судьбы их любовь и верность были бессильны. Жернова истории неумолимо и безжалостно перемалывают всех, кто попадёт под них, независимо от статуса, пола и возраста…   

Родная Монголия

Все его дети состоялись в родной им Монголии. Дочь Оюун стала драматургом и актрисой, народной артисткой МНР. Дочь Карма - педагогом, заслуженным работником образования Монголии. Третья дочь Зандармаа, доктор ветеринарных наук, преподавала в сельскохозяйственной Академии. Сын Раднаа, был доктором педагогических наук и ректором пединститута в Улан-Баторе. А младший сын Агвандорж, заслуженный энергетик Монголии, был директором ТЭЦ – 3 в Улан-Баторе.

Э.Агвандорж, его супруга Ичинхорлоо, и трое детей. Слева направо А.Саруул, А.Цэлмэг, А.Тувшин

Все они ушли уже в мир иной, но оставили Никите Федоровичу и Ульяне Афанасьевне 40 внуков и 15 правнуков. Кроме Монголии они живут в Швейцарии, США и Австралии.

Дочь Агвандоржа Сэлэнгэ с детьми

В последний раз Никита Федорович побывал в Бохане в 1933 году. По дороге в Монголию. Тогда он приехал с богатыми подарками. Привёз сепаратор, сервиз, шубу и ткани в сундуках. Видно, купил на гонорары от преподавания и съёмок в кино.  В голодные военные годы сестра Марфа обменяла эти вещи на продукты, но сами сундуки сохранились. А Ульяна Афанасьевна так и не смогла приехать на родину. Сначала не выпускали из Монголии, а потом она уже сама не захотела бередить старые раны.

P.S. Скоро лето – время родовых обрядов, время отдать дань памяти предкам. Саруул уже собирается приехать вновь в Тарасу, на этот раз с внучкой. Её ждут большая родня и чудесная земля предков... 

На главном фото: Никита Федорович Бутуханов и Ульяна Афанасьевна Трубачеева

Фото: Из архива Галины Мададаевой, Зинаиды Даниловой, Саруул Агвандорж