
Принёс, говорит, обувку на ремонт, а мастер отвечает: «Возни много!» и показывает на кучу в углу: «Вон сколько нужно сделать, а некому!» Коллега продолжил: «Делов-то, бегунок на замке сделать! Не выбрасывать же из-за этого сапожки, тоже денег стоят и не малых!» Он продуманный человек, заботится о своей обуви заранее. Летом несёт зимнюю обувку, в морозы летние туфли, а на даче носит лапти для здоровья.
А я хожу к одной мастерице, набойки набить или латку сбоку поставить. Мастерица хорошая, хотя я поначалу удивлялся, разве сапожник – это женское дело? Однако, эмансипация и плюс - развитие специальной техники сделало это нужное ремесло возможным и для женщин. Ведь они теперь уже не работают, как раньше, только вручную…
Не буду припоминать совсем уж ветхозаветные времена, а вот после войны у нас в городе этим промышляли исключительно китайцы. Приведу воспоминания нашей землячки - писательницы и краеведа Галины Ивановны Варфоломеевой из её автобиографической книги «Двойная спираль»: «Вдоль рыночного забора и вверх по улице Свердлова располагались китайцы-сапожники, их было великое множество. Все китайцы выглядели одинаково: примерно одного пожилого возраста (я не помню среди них молодых лиц), смуглые, морщинистые, в серых одинаковых фартуках, все на низких табуреточках, с одинаковыми наборами мелких гвоздей и инструментов. Спокойные и молчаливые, они никого к себе не зазывали, а терпеливо и покорно ждали, когда сам клиент выберет мастера и присядет напротив него. Работали китайцы быстро, за работу брали недорого, но неизбалованный изобилием народ обувь чинил часто, поэтому заработок у китайцев был стабильно высоким. Китайцы-сапожники исчезли все разом, как вымерли, когда в Китае началась «культурная революция», и у нас испортились отношения с этой страной».
После них в Улан-Удэ этим делом занимались в Домах быта и отдельных сапожных мастерских. Например, в центре города были Дома быта на Колхозном рынке и на ул. Ербанова, там, где теперь деловой центр «Куб». Всего около 17 – 20 мастерских по всему городу под крышей Обувного объединения «Труд» на Гвардейской. Тогда обувщики занимались не только ремонтом, но и пошивом – индивидуальными заказами. Сырьё – хром и его высший сорт «шевро» получали из кожевенного завода в Чите. Некоторые заказчики привозили кожу для себя из Монголии. Шили в массовом порядке и унты. Этим занимались зэки на зонах в Южлаге и Тунке.
Свой профессиональный праздник обувщики отмечали в День работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства. В современной России его отмечают в третье воскресенье марта. А отдельный - Международный день сапожника отмечают 26 ноября! Число работников службы быта в Бур АССР достигало 27 тыс. человек. Внушительный отряд! Об это говорит и такой забавный факт как существование такой группы парильщиков в Первой бане на Смолина - как бытовики. Они конкурировали с группой рабочих с кондитерки. У дверей перед открытием бани скапливалась толпа и, только двери открывались, народ шёл на штурм. Однажды в 72-м мой друг Алексей Салтыков как положено, отстоял очередь за билетом и вошел в раздевалку, а перед ним двое прорвались вперед и рванули наверх без билетов, мимо кассы! Он заходит в мойку, а тазов-то и нет! Эти двое, которые вперед прорвались, разобрали тазы и выдают только своим – бытовикам и кондитерам. Что делать? И вот лидер кондитеров кудрявый Аркаша спрашивает у Салтыкова: «Будешь в моей команде?» Он, конечно, с готовностью отвечает: «Буду!» А куда деваться, мыться-то надо! Аркаша сует ему шайку: «На!» Видно, так и так была лишняя!
В те далёкие годы, когда в кинотеатре при показе шикарного кино обрывалась лента и как обычно на самом интересном месте, раздавались свист, топот и крики: «Сапожник!» Так кричали на киномеханика в будке, как на последнего бракодела и халтурщика. А дело в том, что в отсутствие ацетона для склейки киномеханики брались за иголку с ниткой, и поэтому крики «Сапожник!» нисколько не уничижают это вполне респектабельное и прибыльное ремесло.
Но сегодня при массовом производстве обуви эта когда-то столь уважаемая профессия перестала быть привлекательной для молодых людей. Хотя пока люди носят обувь, им будут нужны сапожники и обувщики, которые сделают в том числе туфли ручной работы и высококачественный ремонт. Однако, это будет, если уже не стала, редкая профессия, очень редкая...
Фото: фото скриншот из Якутия 24