Было раннее утро, когда я зашёл в старую церковь, знакомую мне ещё по началу 1980-х. Тогда я приходил туда с другом Володей Сташковым, студентом хорового отделения института культуры и который интересовался церковным хором и песнопениями. Это была единственная действующая церковь в Улан-Удэ и меня поразила не похожая ни на что другое атмосфера. В памяти остался свет, льющийся из купола, лики святых, бас священника, взмывающие ввысь голоса хористок и общий дух возвышенности. Храм был полон людей, наверное, это было на Пасху или Рождество.

Литургия
А в этот раз шла Литургия — «…главное богослужение Христианской Церкви, установленное Самим Иисусом Христом на Тайной Вечери. Центральным моментом литургии является таинство Евхаристии — Преосуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы». Ну, а я же наблюдал как верующие, в основном буряты, отбивали поклоны, целовали крест, пили вино из ложечки, преподнесённой священником – Отцом Давидом. После этого православные подходили к стоявшей в сторонке женщине. Она давала им запивку (водичку в рюмочке, дабы запить вино) и просфору (освящённый хлеб). Богослужение шло на церковнославянском и бурятском языках. Я тоже поставил свечку и не крестясь, как не крещённый, постоял, подумал о Боге, тщете всего сущего, юдоли земной и попросил толику Божьей милости.
В трапезной
Служба завершилась, и прихожане потянулись в трапезную при храме. Меня пригласил Отец Давид. На литургию они пришли, не евши с утра, так положено, и после 2 – 3 часов молитвы, довольно напряженного духовного труда им нужно было подкрепиться и отдохнуть. Ели гречневую кашу, блинчики, печенюшки и варенье к чаю. Скромно, но вкусно!
Было видно, что все они – представители разных районов этнической Бурятии, относились друг к другу действительно по братски, вернее по сестрински, поскольку подавляющее большинство это были женщины. Как, впрочем, у русских православных, да и у буддистов. Мне понравилось это непринужденное чаепитие в трапезной, когда отец Давид делился планами, отвечал на вопросы и давал какие-то наставления. Было видно, что им это свободное и дружеское общение с людьми одной веры необходимо. Ведь после чаепития они разойдутся по своим делам и так до следующей Литургии…

Путь отца Давида
Мы остались с отцом Давидом (в миру Лубсанов Баир Бадмадоржиевич, иерей православной церкви Улан-Удэнской Бурятской епархии Московского патриархата). Кроме него, в Улан-Удэнской Бурятской епархии служат такие священники бурятского происхождения как Иерей Базарон Георгий Михайлович, Иеромонах Лука (Архинчеев Петр Владимирович), Иерей Аюшеев Николай Александрович.
Отец Давид поведал о своём приходе к Христу. Родители у него уроженцы Забайкальского края и Кижинги. Он с детства любил читать художественную литературу и книги по естествознанию. Во время службы в армии Баир познакомился с одним верующим человеком, который подарил ему Библию. Он начал читать и увлёкся настолько, что прочитал её всю. Священная книга очень сильно подействовала на него и про себя он решил, что верит в Бога…
Вернувшись на гражданку, он не расстался с этой мыслью и жил, думая, что вера это лишь личная вера каждого и этого достаточно. Но однажды проходя мимо церкви он решил зайти в неё, затем зашёл ещё раз и ещё, пока не принял судьбоносное решение креститься. Так он стал православным. Родственники, традиционные буддисты, восприняли его решение с пониманием. Как говорит отец Давид теперь: «Вера это выбор каждого человека. Каждый человек должен блюсти нравственный закон».
Рукоположение
Ну, а тогда он был ещё просто Баиром Бадмадоржиевичем и снова случай, или может быть Божественное Провидение. Как-то раз священник Евгений Малофеев позвал его помочь во время службы в алтаре и так постепенно он стал алтарником. Это была не простая работа. Это только на первый взгляд делов то - приготовить вино, подавать кадило, открывать и закрывать завесу, включить паникадило, зажигать и тушить свечу, читать молитву и производить ещё массу других действий. Внутренне Баир был готов к служению, обладая необходимыми для этого терпением, добротой, ответственностью, внутренней собранностью и строгостью к себе.
Его заметили и Владыка Савватий рукоположил его в дьяконы, а пришедший на смену ему Владыка Иосиф возвёл Баира в сан священника, и так он стал отцом Давидом. Национальный вопрос здесь не стоял, ведь в Библии сказано: «Поистине, перед Богом нет уже Иудея, ни Еллина-язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3:28)». Перед Создателем все одинаковы, все равны, также как все одинаковы и все равны перед лицом смерти. В христианстве считается ересью создание общины, замкнутой в рамках одной национальности.

Свой храм
В то же время прихожане буряты хотят слушать молитвы на родном языке и церковью это приветствуется, поскольку она должна исполнять заповедь Господню: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28:19-20). А это значит привести человека к вере Христовой, приобщить его к православному образу жизни, передать ему опыт богообщения и вовлечь его в «таинственную жизнь евхаристической общины».
Поэтому недавно православные буряты обратились ко всем добрым людям с просьбой поддержать их стремление построить свой храм в Улан-Удэ. Это позволит им более свободно исповедовать свою веру, слушать проповеди на родном бурятском языке, организовывать трапезы и праздники. Храм станет местом сохранения и обогащения бурятской культуры, где люди смогут получать духовную, моральную и социальную поддержку и помощь. Уже имеется участок в п. Энергетик под строительство храма.
Из истории. В Селенге
На территории современного Улан-Удэ никогда не было православного бурятского храма, но в Бурятии они были. Так в прошлом году в селе Селендума возродили Православный приход Храма в честь Святителя Иннокентия Епископа Иркутского. История церкви берет начало с 1864 года, когда организатором её строительства выступил видный деятель того времени, главный тайша селенгинских инородцев, коллежский регистратор Дмитрий Минеев.
- К сожалению, в начале 20-го века, в связи с изменением общественных взглядов, храм был закрыт, а в 1923 году колокольня снесена. Однако дух и вера народа не угасли. И вот, в 2024 году мы стали свидетелями восстановления Храма, имеющего огромное духовное значение для многих поколений наших земляков, - рассказал тогда глава Селенгинского района Станислав Гармаев.
В Хори, Тунке и Аге
В Хоринской степной думе для крещённых бурят было образовано даже особое родовое управление – Курбинское отдельное общество, которое имело свои церкви. Были они и в других районах Бурятии. Так путешественник Петр Кропоткин побывавший в середине XIX века в Тунке и Оке описывал старую казачью церковь: «В ней можно найти несколько интересных образов, например, Св. Николая, привезенный, как говорят, из русского острожка с Косогола с бурятским типом: редкою бородою и усами, назад зачесанными волосами и медными украшениями в буддийском стиле с неизменным лотосовым цветком».
Великий Пётр Бадмаев, крестник императора, был искренне верующим христианином. Он выступил инициатором строительства Свято-Никольского каменного храма в с. Агинском, построенном на пожертвованные Его Императорским Величеством Государем Николаем Александровичем 10000 рублей золотом и на деньги других православных жертвователей и бурят и стараниями агинских православных инородцев.
P.S. Как сказал мне на прощание один из прихожан Иван Васильевич Башанов: «Для меня наша православная бурятская община нужна как воздух. Это самый родной, самый близкий, самый понятный приход, основа всей моей духовной жизни».

Фото: Александр Махачкеев







