Блоги 18 ноя 2020 436

​Эрдэм Дагбаев - мыслитель и общественный деятель

© фото: Фото из архива

С Эрдэмом Данзановичем меня связывала многолетняя дружба и сотрудничество. Особенно тесно мы общались с ним в последние годы, и поработе и вне ее, встречаясь в неформальной обстановке. С ним интересно было разговаривать, в первую очередь, как с умным и всегда интересно мыслящим человеком, а уже затем как с журналистом, политологом и общественным деятелем.

Эксперт и политолог

Мы были знакомы с начала 90-х годов, в его бытность редактором газеты «Бурятия». Но более тесно наше сотрудничество стало развиваться уже в нулевые годы, когда я активно привлекал его в качестве эксперта политолога. Будучи сначала преподавателем кафедры политологии, а затем, после ухода Бориса Крянева, заведующим кафедрой, Эрдэм Данзанович давал развернутые комментарии по тем или иным событиям в политической жизни республики и Байкальского региона. В них мне импонировали объективный, беспристрастный и всегда научный подход.

Как эксперт он выступал в моих обзорах и интервью в газетах «Информ Полис», «МК в Бурятии», «Бурятия», в авторских телевизионных программах «Нейтральная территория с Александром Махачкеевым» на телеканале «Мир – Бурятия», а также «В фокусе Александр Махачкеев и…» на ГТРК «Бурятия». Безусловно, в качестве эксперта он был широко востребован у других моих коллег по журналистскому цеху и, можно сказать, буквально не сходил со страниц газет, журналов, экранов ТВ, радиоэфиров и интернет изданий.

Общественный деятель

При этом, бесспорно, это не была сугубо академическая отстранённая позиция профессора Эрдэма Дагбаева, заведующего кафедрой политологии и социологии БГУ, доктора социологических наук. Он всегда был живо заинтересован в течении социально-экономических и политических процессов в республике. Подтверждением чему было непосредственное участие его самого, его коллег и студентов в некоторых политических кампаниях в Бурятии. Вполне закономерным была его работа в политико-консультативном совете при президенте РБ, в том числе и в роли председателя.

Вместе с ним, а также с Борисом Вандановичем Базаровым, Анатолием Григорьевичем Кушнаревым и Ларисой Кимовной Иринцеевой мне приходилось ездить на форумы Общенародного фронта в Москве и в Ростове-на-Дону. Позднее мы вместе с ним не один год участвовали в работе республиканского штаба ОНФ. Напомню, что Эрдэм Дагбаев был назначен доверенным лицом Президента РФ Владимира Путина и, вероятно, в этом качестве участвовал в работе съезда партии «Единая Россия», а также в ходе избирательных кампаний в Государственную Думу РФ и в Народный Хурал РБ.

Национальный лидер

Как мы видим, это была действительно активная и деятельная жизненная позиция, особенно ярко проявленная им в работе Всебурятской Ассоциации развития культуры (ВАРК) в качестве первого вицепрезидента организации. И конечно, в должности генерального директора – главного редактора ИД «Буряад үнэн». Именно в этот недолгий, но плодотворный период его деятельности, мне довелось работать вместе с ним в одном коллективе.

ВАРК и «Буряад үнэн» обладают высоким статусом в общественно-политической и культурной иерархии не только республики, но и всей этнической Бурятии. И, безусловно, избрание в их руководство это признание авторитета и потенциала человека, его вклада в развитие бурятского народа. В случае Дагбаева, в том числе, в качестве Президента Фонда Агвана Доржиева и активного члена Хоринского и Заиграевского землячеств.

Мыслитель

В связи с этим, думаю, необходимо осветить вкратце взгляды Эрдэма Дагбаева на наиболее важные проблемы жизни нации, отражающие мейнстрим бурятской национальной общественно-политической мысли. Как ученый он долго занимался этнополитической и этносоциальной проблематикой. Еще его кандидатская диссертация была посвящена этой теме. Размышления Дагбаева о судьбе бурятского народа - это его точка зрения с позиций конструктивных и позитивных интересов бурят.

Наследие профессора Дагбаева включает в себя большое количество научных статей, опубликованных в различных сборниках, и ряд его авторских книг. Наиболее важными и концептуальными трудами стали, на мой взгляд, его книги «Институциональный дизайн политических процессов в Российских регионах внутренней Азии и Монголии» (Улан-Удэ. Издательство БГУ. 2011), и особенно «Буряты. Главные вопросы бытия» (Улан-Удэ. НоваПринт. 2016). За ее написание он стал дипломантом конкурса научных работ российской ассоциации политической науки за 2016-2017 годы. В номинации конкурса «Междисциплинарные исследования» ему был присужден диплом третьей степени. Это был диплом самого авторитетного профессионального политологического сообщества страны.

Буряты, а не бурят-монголы

Книга была написана в преддверии последнего Всебурятского съезда, когда в обществе обострились дискуссии по самым животрепещущим вопросам развития бурятского народа. Высказывалось множество мнений, необъективных, ненаучных, которые уводили к неправде и в конечном итоге наносили ущерб самому этносу. В этой книге Дагбаев выделил около двенадцати наиболее злободневных вопросов, которые волнуют всех представителей бурятского этноса. Они и стали названиями разделов книги: «Кто мы — бурят-монголы?», «Буряты. Вхождение или присоединение?», «Зачем и почему был создан ВАРК?», «Что изменилось у бурят за последние 25 лет?», «Нужны ли нам автономные округа?», «Сохраним ли мы бурятский язык?», «Кого считать лидерами бурятского народа?», «Где наши корни?», «Почему буддизм является нашей верой?», «Что ждет бурят впереди?». Содержание книги Дагбаева - это тезис о том, что буряты уже давно сформировались в единый этнос, с общим языком, культурой, символами, психологией и территорией. Буряты имеют общую идентичность. Это означает, что буряты сами должны вырабатывать пути к единству — сохранить литературный язык с одновременным развитием диалектов, уникальную культуру, но это ни в коей мере не изоляционизм. Учитывая высокий уровень и потенциал образования, культуры, науки, спорта, экономики и внутренний дух народа, его мудрость, конечно же, буряты уверены в реализации оптимистического сценария — что не только сохранимся как этнос, но и добьемся мощного рывка вперед.

От этноса к нации

Каждый этнос развивается в конкретных исторических условиях. И здесь нужно вспомнить, считал профессор Дагбаев, как и каким образом сформировался наш этнос из четырех-пяти племен и множества родов, которые оказались на территории России. Автономию буряты получили в результате революции и гражданской войны, что позволило, прежде всего, при поддержке государства, создать престижные институты национальной государственности и развить консолидационные процессы.

Но республика никогда не была этнонацией, говорил Эрдэм Данзанович, то есть буряты не были единственными представителями республики, и нынешняя Конституция принята всем многонациональным народом Бурятии. Сейчас в связи с развитием образования, науки и культуры все сегменты бурятского народа получили возможность пристально всматриваться в свою историю, возрождать свои особенные традиции и обычаи. Появились среди них свои лидеры, а значит, буряты вступили в новую фазу, когда каждый из них претендует на свою долю в общем нациестроительстве, на ресурсы власти в этнической нише. Эта внутренняя конкуренция, по законам жанра, даже жестче, чем с другими этносами.

По мысли профессора Дагбаева, эта фаза должна завершиться естественным образом. Когда придет осознание того, что есть более важные общие признаки, которые надо сохранить — язык, общая универсальная культура, общие институты. На это повлияют экономическая целесообразность, религия, глобализация. И само государство будет постепенно превращать этнос в нацию.

P.S. Прошло уже два года с тех пор, как Эрдэм Данзанович ушел от нас. Ушел так неожиданно и быстро, что до сих пор с этим сложно примириться. Но нам нужно осознать не только его безвременный уход, но и понять его интеллектуальное наследие. И это самое главное…

 

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Фото из архива