Проект стартовал летом прошлого года, когда 344 животных, завезённых из Монголии были распределены в Еравну, Баунт, Закамну, Заиграево, Оку, Тунку, Баргузин и Курумкан. Механизм распределения этого скота предусматривается тот же, что и в программе «Социальная отара», в ходе реализации которой создано 116 отар. Фермеры, участники проекта, должны будут делиться приплодом с другими животноводами. И постепенно эта порода должна распространиться по Бурятии на свои естественные места обитания. Уже созданные гурты в районах республики станут базовыми стадами, и между ними будет налажен обмен быками - по определённой и заранее составленной схеме. Это позволит избежать близкородственного скрещивания.
- Цыденжап Бимбаевич, тема «бурятской коровы» в очередной раз стала информационным поводом после ряда мероприятий Буддийской традиционной Сангхи России. А есть какая-то предыстория у данного вопроса?
- Есть, и она связана с первым официальным визитом полпреда по ДФО Юрия Трутнева в Бурятию, когда во время встречи с Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым собственно и обсуждался этот вопрос. Инициировал, понятно, Хамбо лама, рассчитывая на хорошее знание со стороны Полномочного представителя Президента В.В. Путина в ДФО о высокий эффективности проекта социальных отар, и он не ошибся. Ведь именно поэтому понятие «путинские социальные отары» в общественном восприятии Бурятии очень положительное. А к характеристике самого Юрия Трутнева как крупного государственного деятеля достаточно сказать, что на предложение Хамбо ламы он ответил просто и ёмко: «Есть калмыцкая, есть якутская, а почему не должно быть бурятской коровы?». И как принято говорить в таких случаях - процесс пошёл...
- Процесс-то пошёл, но были и закономерные трудности, и те, которые вполне можно было бы избежать?
- Полагаю, время всё расставит на свои места. Поэтому сначала расскажу об ещё одном малоизвестном факте из первого визита полпреда Трутнева в республику. Он посетил музей истории, хотя первоначально в программе рабочей поездки его посещение музея не планировалось. Ведь не секрет, что в Бурятии издавна уже утвердился стандартный маршрут для высоких официальных лиц - авиазавод, Байкал...
А в этот раз было иначе. И Юрий Петрович сам пояснил, зачем он хочет посетить музей истории: «Чтобы дальше работать с народом, я должен знать его историю». К чему это я сейчас говорю? А потому что в музее он попросил более подробного объяснения смысла «Круга Сансары». Поэтому, когда вы напоминаете про разного рода трудности, я полагаю, каждый должен понимать последствия от своих действий. Тем более, когда речь идёт о социально-экономическом проекте.
- Когда вы подчеркиваете, что проект бурятской коровы - это не только экономический проект, что вы имеете в виду?
- Сколько сегодня семей, владеющих социальными отарами, уверенно смотрят в своё будущее и будущее своих детей? Какой доход имеют сегодня семьи от разведения бурятской породы лошадей? Сколько борцов сегодня себя чувствуют уважаемыми людьми не только в силу прошлых или настоящих спортивных заслуг? Поэтому обсуждаемый проект - это социальный проект, и по степени реализации, может быть, более сложный.
- Почему более сложный?
- В силу опасения со стороны наших скотоводов о «возможном обмельчании» поголовья КРС, и здесь волюнтаризм недопустим ни с чьей стороны.
- Вы хотите сказать, что нужна определённая разъяснительная, а может даже и агитационная работа?
- Нужна. Например, в бытность моей работы в Еравнинском районе исингинцы с доброй улыбкой вспоминали, как инициатор завоза калмыцкой породы коров Тюменцев Гавриил Павлович убеждал их в превосходстве данной породы КРС. При этом было общеизвестно о низкой удойности калмыцкой породы скота. Или же в Телембу, совхоз «Комсомольский» завезли породу казахской белоголовой породы КРС, а повышенная затратность содержания данной породы коров тоже была известна. Поэтому и обсуждались плюсы и минусы от подобных проектов. Это в тот советский период, когда благосостояние людей зависело от коллективного труда. Сегодня животноводы воспринимают подобные проекты уже по-другому, не просто настороженно. А осознанно и ответственно, потому что от этого зависит социальное благополучие их семей.
- В ходе недавнего совещания животноводов в Иволгинском дацане действительно звучали такие опасения, но при этом непосредственно сами животноводы приводили очень убедительные примеры превосходства бурятской породы коров.
- Это жизнь, и дальнейшая практическая реализация данного проекта ещё добавит, скажем так, ярких красок и эмоционального сопровождения. Одно понятно, что Хамбо лама после такой поддержки сельчан будет с большей энергией и настойчивостью продолжать работу по дальнейшему претворению в жизнь этого проекта. Благо что энергии и упорства ему не нужно занимать...
И полагаю, уже не за горами то время, когда к понятию «путинские социальные отары» добавится «трутневские гурты». Будем чествовать первых «сотников», тех, кто роздал более ста коров. Ведь буквально три-четыре года назад трудно было представить, что среди нас найдутся люди, способные отдавать тысячи ягнят своим землякам. Поэтому первые сотники, передавшие сто и более телят на создание социальных гуртов, тоже впишут свои имена в историю.
- Несколько пафосно звучит, хотя известно, что вы - человек не особо эмоциональный. И в то же время это действительно так - они вошли в современную историю этнической Бурятии. Удивив не только нас, живущих в республике, но и соотечественников далеко за её пределами, говорят, даже братьев монголов. И в завершение нашего разговора: какие ещё доводы в пользу данного проекта считали бы необходимым привести?
- В Бурятии самая высокая безработица по ДФО, а среди других федеральных округов наш Дальневосточный округ характеризуется большим оттоком населения. Поэтому закрепление, если хотите, удержание, людей на востоке страны - это стратегическая государственная задача, и решать её нужно комплексно. Достаточно напомнить инициативу Сергея Шойгу по строительству городов для развития высокотехнологичного производства.
В то же время, восток нашей страны - это огромные территории с резко континентальным климатом, где выживают улучшенные породы аборигенного скота и при этом обеспечивают достаток и социальное благополучие семей животноводов. Поэтому руководство страны поддерживает начинания Буддийской традиционной Сангхи России в этом направлении и, что особенно ценно, откликаются на это труженики, наши земляки и прежде всего молодёжь. А где ещё в других субъектах нашей страны можно назвать такие, уже не единичные примеры молодежного участия в области сельского хозяйства? Разве что в Туве.
- Действительно, история нашей страны знает достаточно много примеров, когда грандиозные государственные задачи решались с активным участием молодёжи. Поэтому пожелаем всем животноводам и организаторам проекта «социальные гурты бурятских коров» успеха. И, в свою очередь, от себя можем заверить наших читателей, что, учитывая особую социально-экономическую важность данного проекта, будем периодически освещать его. Знакомить с нашими земляками-животноводами, принявшими вызов сегодняшнего непростого времени. И своим трудом и примером доказывающих, что жить на родной земле достойно не только можно и нужно, а становится уже почётно!