Блоги 14 ноя 2022 2065

Буряты рыбоеды

О том, в  каких местах этнической Бурятии живут самые большие любители рыбы.
Кулинарный блог.

© фото: Александр Махачкеев

Чем выделяется бурятская кухня среди кухонь других монгольских народов? В чём  её региональный, особый, специфический бурятский характер? Однажды, я оказался за одним столом с гостями из Внутренней Монголии КНР, среди них были ханец, эвенк и монголы: харчин, баргут, чахар, горлос и т.д. Ужин проходил в ресторане «Бурятия» и гости охотно угощались нашими коронными блюдами: буузами, отварной бараниной, внутренностями и т.д.

Но, для них они не представляли никакого особого гастрономического интереса, поскольку, то, же самое готовят  как во Внутренней Монголии, так и в собственно, Монголии. Единственное, что они хотели продегустировать это был байкальский омуль. Они были наслышаны об этой легендарной рыбе и, попробовав ее на вкус, были безмерно довольны. Именно байкальский рыбный компонент выделяет бурятскую национальную кухню среди кухонь других монгольских народов, а мнение, что мясные буузы это наше всё -  всего лишь миф!

А однажды, в Баргузин приехали баргуты из Внутренней Монголии Китая. На историческую родину в рамках культурного обмена. После проведения всех положенных официальных мероприятий им предоставили возможность отдохнуть на реке Баргузин и на его многочисленных озёрах. Они жили уединенно, рыбачили сами по себе и это был самый лучший отдых для них. А богатый улов и блюда из него, райское угощение! Оказывается, у них в Китае невозможно поесть вот такую «дикую» рыбу! Только садковая, искусственно выращенная в прудах.        

Самые главные наши любители рыбы живут в Кударе (дельта Селенги и где в Корсаково  поставили памятник сороге), на Ольхоне, Большом Голоустном и почти по всей Баргузинской долине (где в качестве подношения духов предков угощают карасями). В этих местах всегда потчуют рыбой. В какой бы дом ни зашёл, обязательно будут омуль, сиг, карась, сазан, щука, хариус, сорожка или  окунь. В соленом, варёном или  жареном виде. В вяленом – не встречал. В Улюне, в Баргузине пробовал буузы из сазана. Очень вкусно. А ещё соленый омуль, жареный карась, жареная печень налима! Объедение! Хотя налим и тотем эхиритов, наш священный предок. Расколотку из омуля, хариуса или окуня (не любая рыба годится под расколотку) и готовить не надо. Выловил, заморозил, расколотил и готово! С солью и перчиком! И с холодной водочкой! Еще одно быстрое блюдо, которое готовят в горной Оке, что в отрогах Восточных Саян,  это хариус на печке, неочищенную и  непотрошеную рыбу пекут на горячей плите. Чешуя не дает ей подгорать. Пропитавшись изнутри собственным жиром,  хариус тает во рту.  

Знатные едоки рыбы живут в Еравне и на Гусином озере, где в своё время на южном берегу был рыбзавод. Ныне в Еравне начался период многоводья и в тамошних озёрах рыбное стадо быстро пошло в рост, то же самое, говорят, происходит на Гусином озере. По крайней мере, в Тамчинском дацане нынче нас угостили жареной щукой. Во всей остальной Бурятии рыба на столе, в виду отсутствия, это большая редкость.

В Иркутской области активные рыбоеды есть местами, кроме, разумеется, Ольхона и Большого Голоустного. На озере Аляты в Алари есть знаменитый карась зоодэй и конечно, хватает рыбных блюд у тех, кто живёт на самой Ангаре, на Братском море. Это аларцы, нукутцы, боханцы и осинцы. А так, у остальных у иркутских бурят, также как у степняков агинцев, рыбу на столе увидишь не часто или вовсе не увидишь.

Однажды, в тучные нулевые годы я оказался в Агинске. Дней десять прожил в гостинице «Алтан сэргээ» и там же питался. Кормили отлично, в основном бараниной, и у меня быстро округлились щёки. Но, захотелось чего-нибудь полегче, и я говорю поварам в буфете: «Рыбное можно сделать?» Они мне в ответ: «А у нас нет рыбы! Посмотрите по магазинам. Сами увидите». И точно, объехал все магазины и не нашёл ни селёдки, ни красной рыбы, не говоря уже о местной пресноводной.

Однако, в Аге есть заядлые рыбаки и любители рыбы, а живут они вдоль Онона - в Токчине, Гунэе, Будулане и Кункуре. Есть они и в Харашибири, но это выходцы из Кудары, из Корсаково.  Как рассказывают старики, они  переселились в Агу  в 60-х гг. и поначалу страшно тосковали по реке, по рыбалке. Когда стало совсем невмоготу, сколотили за зиму лодку, по теплу выехали на Онон и наконец-то отвели там душу!

 

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев