Блоги 27 фев 2023 1716

Тувинский коридор

Плюсы и минусы вероятного транзитного пути через тувинские Саяны

© фото: Александр Махачкеев

В своём послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин сказал, что Россия будет уделять внимание открытию новых транспортных коридоров, в том числе мультимодальным. Глава Республики Тыва Владислав Ховалыг отреагировал мгновенно, заявив, что: «Оперативно подключимся к выработке решений по итогам послания. Будем и дальше продвигать инфраструктурные проекты, как, например, организация трансграничного коридора через Туву в Монголию и Китай". А СМИ Тывы прокомментировали, что основной трансграничный маршрут в Центральную Азию планируется проложить через их территорию.  Действительно ли Президент предложил провести основной транспортный коридор в сопредельные страны через соседнюю республику? 

Как известно, дыма без огня не бывает и уже в конце текущего года планируется запустить после реконструкции пункт пропуска «Хандагайты», что на границе с Монголией. Этот пропускной пункт четыре года назад стал конечным пунктом маршрута федеральной дороги «Енисей». Дорога соединяет Красноярск, Хакасию, Тыву и Монголию, а обустройство пункта «Хандагайты» и продление федеральной трассы до китайского города Урумчи откроет прямое сообщение между регионами Сибири и третьими странами.

В прошлом году Владислав Ховалыг сообщал, что: «Мы сейчас заканчиваем технико-экономическое обоснование, чтобы открыть там особую экономическую зону. Там будет строиться вблизи от этого пункта транспортно-логистический центр, где будет, соответственно, инфраструктура, сейчас мы в поисках якорного инвестора. После этого в очередь выстроятся резиденты и начнется активная работа, я полагаю, все это будет в 2024-м году».

Напомним, что только в 1944 году Тыва вошла в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, на правах автономной области. Позднее вхождение в состав России и объясняет особенности национальной культуры тувинцев. По сравнению с бурятами, которые уже более трёх веков живут вместе с другими народами евразийской державы, они лучше сохранили свои традиции, язык, религию и культуру.

Республика находится в стороне от Транссиба. Это естественный изолят, природный, национальный и культурный заповедник, в котором (а не только в истории), кроется загадка тувинской самобытности. Но здесь же и причина глубокой социально-экономической отсталости региона. И вполне очевидно желание как самой республики, так и федерации открыть Тыву миру, интегрировать в общероссийское пространство и воспользоваться её географическим положением в центре Азии.

И вот как отреагировал на эту новость экономист Алдар Бадмаев:

«В тексте выступления президента РФ 21.02.2023 года не было сказано ни слова про «…основной трансграничный коридор через Тыву». Было сказано буквально следующее: «Будем расширять перспективные внешнеэкономические связи и выстраивать новые логистические коридоры. Уже принято решение продлить скоростную автомагистраль Москва – Казань до Екатеринбурга, Челябинска и Тюмени, а в перспективе – до Иркутска и Владивостока с выходом в Казахстан, Монголию и Китай, что в том числе существенно расширит наши экономические связи с рынками Юго-Восточной Азии».

И далее: «В наших планах – ускоренная модернизация восточного направления железных дорог, Транссиба и БАМа, наращивание возможностей Северного морского пути. Это не только дополнительные грузопотоки, но и основа для решения общенациональных задач по развитию Сибири, Арктики и Дальнего Востока». Транссиб и БАМ проходят по территории нашей республики. В отличие от Тывы.

Сейчас усиленно лоббируется «кратчайший» маршрут из Новосибирска в Монголию и Китай. Но, строить придется через горы и тайгу, а железной дороги нет.

Тыву нужно соединить наземным транспортом с «Большой Землей». Но для этого нужны гигантские средства. А трудности с пополнением бюджета РФ на фоне санкций Запада, просто не позволят пойти на такие траты. Россия уже и так зарыла сотни миллиардов долларов в неработающие газопроводы в Европу.

А Бурятии и Забайкалью есть, что предложить. Хотя одного зернового терминала в Забайкальске и мизерного расширения переходов в Наушках и Кяхте будет мало, чтобы опосредовать гигантский транспортный поток между Европой и Китаем.

Нужно серьезное и системное движение на Восток, нужна серьезная экспертная проработка...»

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев