Блоги 27 мар 2023 1970

Прелести измены

Как боролись с изменщиками и блудницами во времена Бур АССР

© фото: Аркадий Батомункуев

Любовь не подвластна никаким запретам и перегородкам, будь то национальные, религиозные, идеологические или социальные. Во времена СССР власти пытались контролировать даже это светлое чувство, но вопреки всему люди влюблялись, сходились, расходились и изменяли друг другу как и везде и во все времена. Но тогда принципы морального кодекса строителя коммунизма были далеко не пустым звуком. Большинство советских людей искренне блюли «нравственную чистоту, простоту и скромность в общественной и личной жизни».

 В партком и сельсовет

Обращение в инстанции было делом позорным, но не редким: «Что я расскажу по этому поводу, - конфузясь и в то же время со смешинкой начала Вика. – Вот у нас Трощихин. Да, в городе его все знают!.. Жена написала на него жалобу, его вызвали куда следует, а он и говорит: «Я же её, дуреху, жалею. Опять на аборт соберется. Здоровье и так никудышное…» (Белоглазова. Горожане. 1987. с.225).

Этот случай из романа - случай из жизни. Такую же находчивость проявил реальный юбошник в одном из сельских районов. У него уже было два строгих выговора, и третий означал лишение партбилета и крест на всей карьере. И когда на бюро райкома ему прямо задали вопрос: «Ты когда прекратишь ходить по бабам?» Он ответил: «А всё, больше не буду. Съездил в Читу и спиральку поставил!» Кабинет взорвался от хохота! Первый секретарь: «Болиишта! Спиральки ставят только женщинам!» Но обстановка уже разрядилась, и партийцы простили шутника. А наблюдатели отметили, что накануне ходок нырял к первому секретарю (своему другу), и, видимо, это была заранее спланированная и хитроумная заготовка!

В конце 80-х был такой случай в Новой Бряни в Заиграевском районе. Девушка скоропалительно вышла замуж, а муж через три дня взял да уехал на Балтику служить. Моряк. Она и загуляла с горя. Загуляла отчаянно. А деревенские мужики что? Им того и надо! Обделённые и обиженные бабёнки собрались у колодца, посудачили и пошли с жалобой в сельсовет.

Поступили они весьма гуманно. Новая Брянь - это семейское село, а у семейских в прошлом с блудницами не церемонились. Их привязывали к телеге и прилюдно наказывали бичом. Вот и сельсовет не стал медлить (а не то бабы и до райкома бы дошли), и дал ей 24 часа на сборы. Красотка быстро собрала чемодан и подалась восвояси, а в деревне воцарилась тишь да благодать…

Невинный инструктор райкома

В городе было проще завести интрижку, но тогда Улан-Удэ был «большой деревней», хотя и сегодня далеко не мегаполис. И тайное рано или поздно становилось явным. У каждого сильного мужчины есть его слабое место - это его женщина. Обычно жёны и сдавали своих мужей, чтобы сохранить семью.

На один из небольших заводов назначили нового директора – бурята с самой распространенной в стране фамилией Иванов. Он завёл интрижку с молоденькой секретаршей, а его супруга (женская интуиция и наблюдательность, или особо достоверный источник информации под кодовым названием «одна бабка сказала» (информагентство ОБС)) прознала про это и пожаловалась на неверного супруга в партком. На заседание комитета райком направил инструктора с отдела пропаганды – незамужнюю, не целованную девушку.

Как следует «пропесочив» изменщика, его призвали к ответу: «Ну, что вы скажете в своё оправдание, товарищ Иванов?»

- А что тут говорить? Как только выпью - он тут же встаёт! Ничего с собой поделать не могу, - поделился тот со своей бедой. Мужчины понимающе заулыбались, а женщины захихикали. Только инструктор пропаганды, сама невинность, ничего не поняла. - Кто это «он»? И зачем «он встаёт», - наивно стала допытываться она.

Никто вразумительно ответить не смог. Официально в СССР секса не существовало и секс-просвет в школах не проходили. Тут один из старых, опытных коммунистов шепнул на ухо соседу: «Надо выручать начальника! Поддержи-ка меня». Ветеран откашлялся: «Разрешите мне взять слово!» Начал издалека – о значительном росте производства с приходом нового директора, а закончил предложением ограничиться выговором и не лишать его партбилета. На том и порешили. Директор остался, хотя с любимой секретаршей пришлось расстаться.

Подковёрные игры бульдогов

Но не всем адюльтер так легко сходил с рук. За «порочащие связи» снимали даже секретарей обкома и председателей совета министров. Особенно, если за этим крылись подковерные игры бульдогов в борьбе за власть. Однажды, в обком пришла супруга одного из высших руководителей республики. Пожаловалась на мужа, на его похождения на стороне. А ей говорят: «Конечно, нужно постараться сохранить семью. По-товарищески поговорим с вашим мужем. Вы только письмо напишите в адрес бюро обкома. Хорошо?»

Она и написала. Как только письмо поступило, незамедлительно провели заседание бюро и неверного супруга сняли со всех постов. Факт был налицо, а изменщик и не отпирался. В дальнейшем, будучи талантливым организатором, он ещё проявил себя, но карьера была разрушена, и в итоге человек застрелился…

Соблазны тлетворного Запада

Комсомол считался хорошей школой жизни, и таким он и был. Но когда пришли 80-е годы, наступил самый пик разложения советского общества, и бурятский комсомол не стал исключением. Особенно трудно было устоять против буржуазных соблазнов! Во время поездки во Францию не устоял даже первый секретарь городского райкома ВЛКСМ. Он сходил таки в публичный дом! Увидеть Париж и умереть!

По возвращении об этом, конечно, доложили, и его персональное дело рассмотрели на бюро обкома. Всё было предельно ясно. Ему вменялись политическая близорукость, моральное и нравственное разложение. И это - комсомольский вожак! Ещё один шаг и вот вам измена и предательство с просьбой о предоставлении политического убежища! Но члены бюро подумали: «А что, если бы я очутился на его месте?» и влепили товарищу только строгий выговор с занесением! Но любителя продажной любви было уже не исправить. После падения СССР этот окончательно «морально разложившийся человек» уехал на «загнивающий Запад» и преуспел там…

Верхняя Березовка и блат-хаты

В советские времена не было такого обилия саун и гостиниц с почасовой оплатой, и как любовники выходили из положения? Излюбленным местом таких встреч была Верхняя Березовка, с множеством потаённых уголков в лесу. Там же располагались дачи, дома отдыха, профилактории и санатории. Особенно хорошо была знакома влюбленным парам и городским таксистам опушка леса недалеко от вышки «Орбита».

Но это в тёплое время года. В остальное время использовали салоны автомобилей (годилась даже компактная «Нива» с откидным сиденьем и высоким потолком), и занимались любовью на работе. Так однажды сторож застукал за этим занятием девушку - секретаря райкома ВЛКСМ с любовником прямо на рабочем месте, то есть на письменном столе.

Но чаще делились ключами от квартир, домов, флигелей, дач и комнат в общагах и коммуналках. Такие свободные от родителей и соседей помещения в 60-е годы стали называть блат – хатами и их специально снимали. В компании веселых друзей в них можно было выпить, покурить, потанцевать, использовались они, конечно, и для интима. Типичная улан-удэнская блат-хата хорошо описана в знаменитой повести «Ритка» Раисы Белоголазовой, изданной Бургизом в 1974 г. Здесь она используется и как бандитский притон.

Был такой случай. Четверо друзей подцепили молодух и поехали на квартиру к одному из них, у которого жена была в отъезде. Четыре на четыре! Отличный расклад! В разгар веселья хозяин услышал, как в дверном замке проворачивается ключ! Жена вернулась! Он тут же бросился в спальню, сорвал одежду и юркнул в постель. Будто бы спал сном праведника, а друзья с бабами сами ввалились! Но тут на него посыпался град ударов скалкой! Уж слишком хорошо жена знала своего муженька, и до экспромта с алиби дело просто не дошло!

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Аркадий Батомункуев