Блоги 1 апр 2023 3119

Геополитика и маленький мальчик Богдо-гэгэн

Как геополитика возродила и возвысила институт высших перерожденцев Монголии и что это значит для российских буддистов.

© фото: © фото: http://savetibet.ru/

Месяц назад Его Святейшество Далай-лама XIV представил нового Богдо-гэгэна Джебцун Дамба-хутухту X-го.  Он, наряду с Далай-ламами и Панчен-ламами, является одним из самых почитаемых институтов перерожденцев в тибетском буддизме. Чем примечателен этот факт для российских буддистов?    

Как и где переродиться

Институт Богдо-гэгэна  распространился в Монголии в ХVI–ХVII вв., и  стал главой буддизма. Его линия считается линией перерождений тибетского философа и ученого Таранатхи Кунга Ньимо, пожелавшего распространять учение Будды в Монголии. Он действительно переродился в ханской семье, был признан первым Джебцун Дамба-хутухтой и жил в ХVII - начале ХVIII в., а его наставником был Далай-лама V.

А вот что написано по поводу практики выявления перерожденцев (ринпоче (тибетск.) и хубилганы (монгол.) в историческом памятнике «Правдивых записях о монголах в Цинской империи»:

«Монголы любят верить красивым словам, если сказать, что лама – святой перерожденец, не будут проверять правда или ложь, сразу бегут усердно молиться, подносят разные дары в виде скота и тому подобное, собрав добродетели думают, как будто будут жить вечно, не думают об уменьшении богатства (дома и имущества)» [8, с. 579].

Империя Цинь и хубилганы

Цинские власти контролировали число официально признаваемых хубилганов. Перерожденцев высокого ранга определяли с помощью процедуры жеребьевки из «золотой урны» с выдачей специальной грамоты. На практике основная масса хубилганов определялась авторитетом ламы более высокого ранга. Это делалось в нарушение цинского законодательства и, соответственно, вновь выявляемые хубилганы не имели официального удостоверения. Но они обладали особым статусом. За оскорбление или противоправное деяние против хубилгана следовало такое же суровое наказание, как за оскорбление нойона.

В то же время ламы должны были строго соблюдать монашеские обеты ради «соблюдения в чистоте учения» и поддерживать решение государственных задач. В «Правдивых записях о монголах Цинской империи» описаны случаи вынесения смертного приговора виновным монахам. Так смертный приговор путем удушения был вынесен ламам Дамба Саржи, Ачиту-гелонгу и Бандзар-рамбджамбе за сокрытие информации о смерти Далай-ламы. Впрочем, в последующем они были помилованы императором.

Подданные императора

А вот смертный приговор за измену в отношении Илагуксан-хутукты, ламы высокого ранга был приведен в исполнение. Монахи, не соблюдавшие свои духовные обеты строго наказывались: «один лама Тушэту-циньвана и один лама джарудского Чин-багатура не следовали религиозным предписаниям, и когда им было велено жениться, не женились, то их оскопили» [8, с. 192].

Богдо-гэгэны были чётко встроены в религиозно-административную систему империи Цин и строго подчинялись светской власти. До тех пор, пока в 1911 г. империя не рухнула под натиском перемен. Монголы провозгласили независимость, а Богдо-гэгэн стал правителем страны. Но после революции 1921 года власть Богдо-гэгэна VIII резко пошатнулась и в 1924 году он скончался. ЦК МНРП посчитал, что роль Богдо-гэгэнов в истории монгольского народа полностью исчерпана и официально уведомил Далай-ламу ХIII о том, что его новое воплощение не следует искать.

Новое рождение

Однако в 1932 году Богдо-гэгэн вновь переродился недалеко от Лхасы. При рождении ему дали имя Намдол Чокьи Гьялцен. Затем факт того, что Чокьи Гьялцен является Богдо-гэгэном IX подтвердила специальная поисковая группа.

В семь лет его определили в монастырь, а в 29 лет он эмигрировал в Индию, где преподавал в монастыре, женился и завёл детей. В 90-х годах Чокьи Гьялцена официально признали реинкарнацией Богдо-гэгэна Джебцуна Дамба-хутухты IX-го и в Дхарамсале для него построили резиденцию.

Тайная встреча

Однажды, будучи в Дхармасале, мы (бурятские паломники) зашли в его двухэтажный особнячок. У него как раз готовили ужин. За столом дружно сидели близкие к иерарху люди: сын, пара хувараков и светских  друзей. В начале нулевых он неоднократно бывал с учениями в Бурятии, поскольку на плечи Богдо-гэгэна была возложена ответственность за возрождение буддийского учения в Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве.

В один из его приездов в Улан-Удэ к нему пришёл на приём монгольский Хамбо-лама Чойжамц и я оказался невольным участником этой исторической встречи. В тот момент я находился у Геше Тинлэя (тибетского проповедника в России) в сотых кварталах, когда мне позвонил ширээтэ лама Иволгинского дацана Дагба-лама. Он попросил узнать: примет ли Богдо-гэгэн Чойжамца? Я переговорил с Гешела (Геше Тинлэй) и он, после консультации с перерожденцем, дал согласие. В течение часа Чойжамц в сопровождении бурятских лам прибыл в особняк.

Джебцун Дамба-хутухта IX-й сидел в кресле, и монгольский Хамбо-лама трижды распростёрся ниц перед ним и совершил ритуал подношения. Это было незабываемое зрелище! Как будто мы оказались сто лет назад в Урге при явлении живого божества Гэгэна: «…толпа немеет, подданные падают ниц и, распростершись, воздают честь своему повелителю». Впрочем, пал ниц только Чойжамц, а наш Хамбо лама Дамба Аюшеев демонстративно вышагивал по комнате, не проявляя ни малейшего почтения к перерожденцу!

Ловушка реинкарнаций

В бурятском буддизме нет института хубилганов, у нас высшим духовным лицом является Его Святейшество Пандито Хамбо лама и по традиции таковым он утверждался императором Российской империи. Хубилганом могут признать только после ухода из этой жизни, да и то по совокупности заслуг. И в этом есть рациональное зерно.

Во-первых, зачем считать божеством едва родившегося мальчишку и заранее предопределять его жизненный путь? Далай лама VI-й не хотел отрекаться от мирских радостей и тайно покидал дворец, пускаясь в любовные приключения и кутежи. А Далай лама ХIV в молодости любил ремонтировать часы и даже автомобили. Во-вторых, сегодня тибетцы сами попали в эту ловушку реинкарнаций и не исключено, что Далай лама ХIV решится прервать цепь своих перерождений, чтобы не зависеть от китайцев…

Национализация Богдо

Частью этого плана по нейтрализации Китая и стала тогдашняя встреча, на которой Чойжамц предложил своему визави (Богдо-гэгэну) переродиться в будущем в Монголии. Тот согласился. В 2010 году Богдо-гэгэн IX получил монгольское гражданство и переехал в Улан-Батор. А в 2011 г. его провозгласили главой монгольских буддистов.

В начале 2012 г., незадолго до его смерти, министр культуры Ё.Отгонбаяр передал ему прошение о будущем возрождении в Монголии. А осенью 2016 года Далай-лама XIV объявил о реинкарнации в Монголии нового Богдо-гэгэна Х-го. И месяц назад, 8 марта,  Его Святейшество представил в Дхарамсале маленького мальчика: «Сегодня с нами перерождение Халха Джебцун Дамба-хутухты из Монголии».

Он из богатой и влиятельной семьи и по некоторым сведениям, является гражданином США. Возможно, по праву рождения. Гражданином США являлся и экс-шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче (признанный в РФ иноагентом).

Геополитические расклады

Комбинация, задуманная тибетцами и  монголами, успешно воплощается в жизнь. Монгол Джебцун Дамба-хутухта поддержит независимость тибетского буддизма от китайского вмешательства и когда придет время, одобрит реинкарнацию следующего Далай-ламы. Тем самым сохранив Дхарамсалу и тибетскую эмиграцию в Индии, для которой, а также и для США это будет идеальный вариант. А для Китая Богдо-гэгэн 10-й становится бомбой замедленного действия…

Что касается России, то в ситуации глобального противоборства с Западом, ей важно сохранить Монголию дружественной или нейтральной страной. Не допустив при этом чрезмерного усиления как китайского, так и западного влияния на нашего южного соседа.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ​

Фото: © фото: http://savetibet.ru/