Блоги 25 апр 2023 2081

О «Записках градоначальника» или «Гвардия умирает, но не сдаётся…»

Вся правда о жизни Геннадия Айдаева от первого лица.

© фото: Александр Махачкеев

Вышли в свет мемуары экс-мэра столицы Бурятии. Воспоминания — популярный жанр, и у нас за последние годы вышли книги Леонида Потапова, Сергея Булдаева, Михаила Семенова, Александра Лубсанова, Матвея Гершевича и Степана Калмыкова.

Приходит время и человек оглядывается в прошлое, пытаясь осознать и осмыслить свой жизненный путь. Когда он расставляет точки над i, признается в своих ошибках и прегрешениях, хотя бы только самому себе, не вынося на всеобщее обозрение, ему становится легче дышать и смотреть в прошлое и в будущее. Эти записки становятся своего рода посланием новым поколениям, тем же ближайшим потомкам – детям, внукам и правнукам.    

Но как это сделать технически? Вариант А — нанять профессионалов пера и надиктовать свои воспоминания. Вариант Б — взяться самому за ручку или за клавиши, если, конечно, есть привычка и умение излагать свои мысли на бумаге. А главное, это желание высказаться, как говорится, излить душу. И сделать это вовремя — не поздно и не слишком рано.

Мемуары названных деятелей — «политических тяжеловесов», схожи в одном, все они люди одного поколения, они вместе пережили и отразили в своих воспоминаниях переломную эпоху в жизни Бурятии. В зависимости от свойств своего характера и опыта они более менее откровенны и, как правило, все они воздержались от резкости и негатива в оценке минувших событий, а главное, конкретных персоналий. Хотя публике было доподлинно известно кто кому приходился врагом или другом. Аргумент железный: «Зачем ворошить прошлое? Сейчас это уже абсолютно неважно».

Единственным человеком, кто не стал придерживаться правил общепринятой политкорректности, оказался экс-ректор БГУ Степан Калмыков. Неслучайно его воспоминания вызвали определённый, если не громкий  резонанс среди читающей публики – наших «пикейных жилетов».  

И, вот, Геннадий Айдаев! Второго такого человека просто нет в постсоветской истории Бурятии. В народе его звали Мэргеном — мэр Гена и отсылка к памятнику Мэргэну (лучнику) на бульваре Карла Маркса, а также просто Архипычем. При нём город неузнаваемо преобразился в лучшую сторону. А сам он всегда отличался неординарными поступками.

Однажды на праздник Белого месяца, в прямом эфире в Иволгинском дацане он признался, что крестился (нашёл же место и время!) и в то же время сделал буддийское гороо (ритуальный обход) вокруг «сердца мира» горы Кайлас в Гималаях на высоте 6 тыс. 600 метров (это способен сделать только духовно и физически сильный человек). Говорили, что он швырнул тарелку в одного генерала в ресторане «Чингисхан». Был аналогичный случай при царе, когда Аларский тайша Николай Матханов кутил в Иркутске и дал пощёчину генералу. За что губернатор посадил его в Александровский централ. Надеюсь, мы узнаем из  «Записок градоначальника», случилось ли это на самом деле? И что сподвигло персонально его на такой нелёгкий труд, как написание книги?

«В 2012 году я сложил полномочия мэра Улан-Удэ и вышел на пенсию, — написал Геннадий Архипович, в предисловии. — Вышел я на «заслуженный отдых» не по собственной воле. Меня убрали, буквально устранили из политической жизни Улан-Удэ и Бурятии. И сделали это внезапно, исподтишка, в тот период, когда после долгих лет работы мэром Улан-Удэ я планировал быть полезным уже на республиканском уровне. Удар, который пропущен внезапно, оттуда, откуда не ждешь, всегда особенно болезненный».

Начало многообещающее, а сама книжка стандартного формата в твёрдом переплёте выглядит просто, не броско, но солидно. Внутри она вмещает не только хитросплетения местной политики и  раскрывает секреты крепкого хозяйственника, но и представляет весь широкий диапазон его богатой биографии и натуры. От разборок со шпаной: «Остановили меня шмидтовские. Меня знали проспектовские, знали урицкие, но шмидтовские меня не знали. Эти парни в кепках и широких рубахах  меня обступили, начали допрашивать, мол, кто такой и откуда?».

До похождений по ночным заведениям Улан-Удэ: «Из городских ресторанов самыми известными были «Селенга» и «Байкал». Была даже шутка такая: нырнул в Селенгу, выплыл в Байкале. Наиболее подходящим был «Байкал», но мы, студенты, пробирались туда только тогда, когда у входа не стояла швейцар тетя Фрося, мощнейшая женщина, милиционер на пенсии. А тетя Фрося  стояла там практически всегда».

Теперь понятно, откуда у Геннадия Архиповича такое глубокое знание городской жизни, улан-удэнских проблем и нестандартные способы их решения. Понятно и другое, по степени откровенности, художественной яркости и мастерства, его мемуары, возможно, превзошли всё, что написано до него его вышеупомянутыми предшественниками: «Вот что я понял благодаря  этой работе: каждый из нас должен написать свою книгу, свои «Записки» - мэра, врача, полицейского, инженера и так далее. Только писать эту книгу нужно всю свою жизнь».

А купить её можно в киоске Национальной библиотеки…  

Наша встреча произошла в офисе Совета ветеранов республики, который возглавляет Геннадий Архипович. В свои 73 года он бодр, свеж и деятелен. «Пять человек выбыли из наших районных структур», -  доложил ему Степан Гаврилович Ефимов, его помощник.  «По естественным причинам?», - спросил я. «Не все, слава Богу, - ответил Айдаев. – Только один».

P.S.  Кажется, это генерал Камброн из армии Наполеона сказал в битве при Ватерлоо: «Гвардия умирает, но не сдаётся!»...? 

 

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ​

Фото: Александр Махачкеев