Блоги 11 мая 2023 3860

Дацанское импортозамещение

В Иволгинском дацане Бурятии начали производство эксклюзивных освящённых чёток.

© фото: Александр Махачкеев

Процесс организовал Алдар лама Лубсанов, казачий капеллан в звании хорунжего. Родом он из Додо Иволги (иволгинские булагаты с 1702 года влились в казачество после переселения с Приангарья). Непосредственно изготовлением, а это кропотливая ручная работа, занимаются мастера Денис Лыгденов, Лхамажап Раднаев и Игорь (Гарма-Доржи) Девятьяров. Первая партия была выпущена в дни Сагаалха – Праздника Белого месяца и после освящения у Хамбо ламы Итигэлова торжественно вручена ветеранам республики – гостям Хамбо ламы Аюшеева.

Чётки (эрхи на бур.яз.) различаются по размерам бусинок (от 6 до 22 мм.), и по их количеству (от 21-й  до 108 штук). Делают их из дерева, в основном, из кедра, березы, можжевельника и лиственницы. Материал доставляют из разных мест. В том числе с родины Хамбо ламы Аюшеева – Красночикойского района Забайкалья. А вот верующие из села Будулан, Агинского бурятского округа заказали чётки из берёзы, которая  росла рядом с их селом.

Кроме того, предмет культа, а их используют при чтении молитв и мантр, может быть посвящён определённым буддийским праздникам и божествам.  В зависимости от этого выпускаются серии «Баян Намсарай», «Ганжур хурал», «Буряад эрхи» и прочее. Дополнительно их освящают у Нетленного тела Хамбо ламы Итигэлова, после чего чётки приобретают особый сакральный смысл. По крайней мере, так считают ламы Иволгинского дацана.

Подлинность и эксклюзивный характер чёток дополнительно подтверждается специальным сертификатом от мастерской «Мэргэн Дархан», производителя продукции. Например, в его тексте говорится: «Партия изготовлена из материалов, привезённых с мест земного пребывания сахюусана Намсарай, дарующего благополучие и богатство, окрестностей села Шаргальжин Забайкальского края и освящена в Иволгинском дацане». Сертификат индивидуальный, за номером, печатью и подписью. Приобрести эксклюзивно-волшебные чётки можно в визитно-информационном центре дацана, а также в Согчен дугане.

Вообще, производство чёток, благовоний, статуэток, утвари, танка относится к сфере дацанской экономики. Ведь монастыри представляют собой комплекс храмов, хурдэ – молитвенных барабанов, учебных классов, котельной, столовой для лам и хувараков, других жилых и хозяйственных помещений и всё это нужно содержать. А значит монастырь должен зарабатывать. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже.

По итогам финансового года в лидерах обычно Иволгинский, Верхнеберезовский, Санкт-Петербугский и ряд других дацанов. Аутсайдеры - это дацаны из глубинки, откуда жители подались в города за лучшей жизнью. Исключение составляют дацаны, где есть известные святыни, привлекающие паломников. Например, Эгитуйский с Сандаловым Буддой – Зандан Жуу или Баргузинский с Ликом Богини Янжимы.

Не всем дацанам повезло иметь подобный магнит, притягивающий людей. До явления Нетленного тела Хамбо ламы Итигэлова, в Иволгинском дацане тоже были проблемы  с посещаемостью, но с сентября 2002 года (времени явления феномена) они бесследно испарились. К тому же здесь находится резиденция Пандито Хамбо ламы Аюшеева, лидера российских буддистов, а сам монастырь исторически (с послевоенных лет), да и по ряду других существенных причин по праву является центром российского буддизма.

Посему к нему не зарастает «властная тропа» из президентов, вице-премьеров, министров, сенаторов, депутатов, влиятельных бизнесменов и звёзд шоу-бизнеса. Тем более, Хамбо лама известен своей открытостью, гостеприимством и оригинальным юмором. Можно сказать, что ныне в Иволгинском дацане есть два феномена – две точки  притяжения. Это XII-й и  XXIV-й Пандито Хамбо ламы: Итигэлов и Аюшеев.

Что касается производства ритуальных товаров, то, как правило, они завозятся в основном из Китая, реже из Монголии, Индии и Непала. Однако, хватит кормить заграницу, когда бурятские мастера традиционно славились своим мастерством. Чётки из кедра, березы, можжевельника и лиственницы ничем не хуже красного или белого сандала. Они также хороши в качестве лекарства и для воспевания мантр. Ламы Иволгинского дацана говорят, что наши чётки - буряад эрхи - дают отличную физическую и психическую защиту, помогают найти равновесие и покой в душе…

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев