Блоги 8 июн 2023 1533

В Бурятии брендируют черемшу

Сельчане стали активнее рекламировать свою продукцию, в том числе и дикоросы

© фото: Александр Махачкеев

7 июня в Закаменском районе состоялся первый фестиваль «Наша черемша» среди ТОС. Его провели в местности «Аэропорт» села Дутулур. В программе фестиваля были заявлены: конкурс «Лучший резчик черемши», творческие конкурсы, спортивные соревнования, мастер-классы по засолке черемши и приготовлению из неё различных блюд, «Шагай наадан» и бурятская национальная игра «Дунды», экскурсия по обновлённому селу Дутулур, ярмарка-продажа черемши и праздничный концерт. Победители и призёры конкурсов и соревнований были  награждены дипломами, ценными подарками и денежными призами.

- Идею проведения фестиваля мы вынашивали уже давно, - рассказала Людмила Санжеева, председатель Закаменского Райсовета. – Но вмешалась эпидемия Ковид и нам пришлось откладывать. А в этом году весна  поздняя, холодная, если раньше уже 15 мая вовсю ели черемшу, то сегодня только сейчас наступает пик сбора дикороса. У нас в районе два бренда. Первое - это легендарное, мраморное закаменское мясо, а второй бренд, вот наша черемша. Наша цель это популяризация этих продуктов и расширение их рынка сбыта. Сегодня это стабильный источник дохода для сельских жителей. Собранный урожай они продают оптовикам, которые приезжают в сёла к вечеру, когда сборщики спускаются с гор.

Всего в фестивале участвовало полторы тысячи человек,  представлявших большинство ТОСов района. А непосредственно фестиваль организовывали семь ТОСов из Дутулура. В самом главном конкурсе – «Лучший резчик черемши», участвовало 17 человек. Лучшим стал Ревомир Батуев, который быстрее всех (за 2.08 секунды) нарезал один килограмм растения. При этом жюри смотрело и на качество нарезки, чтобы было чисто и тонко. Закаменцы первыми в республике запатентовали бренд черемши. Впрочем, по праву, поскольку именно горная Закамна является его основным поставщиком.  

Действительно, у закаменцев самый раскрученный бренд - это закаменская говядина. Внутри самого района она существенно различается. Будучи в разных селах и заимках, дегустировал их мясо, но самый бесподобный вкус был в Санаге.  Тем выше на альпийских лугах пасётся скот, чем вкуснее мясо и чем выше в горах растёт черемша, тем больше в ней витамина С. Есть такая любопытная закономерность. Не зря Высоцкий пел: «Лучше гор могут быть только горы…».

Черемша - отличная закуска к мясным и рыбным блюдам

Впрочем, это касается говядины и черемши, а вот насчёт баранины то здесь впереди уже соседка Джида.  На подходе широко разрекламированный гастрономический фестиваль «Боргойская баранина». Его проведут 24 июня в местности Атаган Булаг в Джидинском районе. Организаторы планируют проведение конкурсов, мастер-классов, показов этномоды, традиционных игр, катание на лошадях, спортивные состязания, родео (укрощение необъезженных коней), выступления творческих коллективов из Бурятии и Монголии, гастрономическое шоу «ArtGer» от монгольских шеф-поваров.  Организаторы обещают, что в день фестиваля вся Боргойская степь будет заполнена бесчисленными отарами овец, стадами коров и табунами лошадей.

Мы уже стали привыкать к великолепию фермерских продуктов на различных сельскохозяйственных ярмарках и выставках, когда яркое солнце освещает вкуснейшие сыры, мясные деликатесы, выпечку, душистый мед, целебные чаи и травы, свежие ягоды и грибы. Не хватало только закаменской черемши!  

Другое дело, что формат гастрономического фестиваля несколько отличается от обычной сельскохозяйственной ярмарки. Прежде всего это праздничная атмосфера, весёлые концерты, нарядные входы и прилавки, ароматы шашлыков, плова и бууз. Организаторы попадают в яблочко, если они создают карнавальный кипиш. Ещё римляне знали, что главное это «Хлеба и зрелищ!».

Как видно, наши сельчане стали активно брендировать свою продукцию. И безусловно, это происходит при активной поддержке Минсельхоза республики. Так племенные хозяйства Бурятии смогут получать отныне субсидии на содержание молочного скота. Новая мера государственной поддержки введена в соответствии с задачами национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». Его реализация означает расширение площадей под кормовые культуры и закупку породистого молочного скота. А это неизбежно приведёт к росту производства молока и его переработке, а значит и появлению новых, на этот раз молочных брендов и фестивалей.  

 

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев