- Сейчас активно идёт развитие внутреннего водного транспорта и на Байкале, как пассажирского, так и круизного, - сказал Глава Бурятии на совещании по развитию речного судоходства. - Новые 150-местные пассажирские катамараны уже в этом году спускаются на воду.
В марте текущего года в Иркутске приступили к финальной сборке катамаранов на подводных крыльях HSC150B. Они берут на борт до 150 человек, дальность плавания – не менее 1000 км. Новые суда свяжут юг Байкала в Иркутской области с Нижнеангарском и Северобайкальском в Республике Бурятия.
Как видно, упор будет делаться на собственно Байкале. В прошлом году на прогулочном скоростном катере мы прошли от Максимихи до Ольхона. Так вот, Малое море – часть озера между островом и материком, было очень оживлённым в плане судоходства. Сплошь прогулочные катера с туристами! Прогулка по морю это как в старой советской песне: «Как провожают пароходы? - Совсем не так, как поезда. - Морские медленные воды — Не то, что рельсы в два ряда…»
Ощущения космические! При этом резервы на пассажиропоток просто неисчерпаемые. В потенциальных клиентах у владельцев судов, практически, вся Бурятия. Один мой друг вывез своих одноклассников из Джиды на Байкал и покатал их на катере. На берег они сошли в шоковом состоянии! Оказывается, многие из них никогда не были на Байкале, а прожили на белом свете по более 60-ти годков! Такая же картина и в большинстве других сельских районов, разумеется, не в прибрежных.
Между тем, бизнес на круизах набирает обороты. Капитан нашего катера был из Усть-Баргузина, где эту тему уже хорошо поняли. Нужда заставила. Рыболовство и лесозаготовки для устьинцев стали по разным причинам неактуальны и им приходится искать другие занятия. А на Селенге речные прогулки возобновили только три года назад. Организатор катаний Илья Федоров устраивает вояжи на катере до Поселья, откуда открывается живописный вид на столицу республики. Но, в этом году в связи с реконструкцией набережной ни его катера, ни причала не видно. А между тем, во времена СССР навигация начиналась 30 апреля, а первого мая, не смотря на праздник, речники выходили в рейс. Период навигации у нас слишком короток, а это делает нерентабельным содержание речного флота, поскольку суда больше полугода стоят на приколе.
На прошедшем совещании Глава Бурятии высказал и другое предложение: «В рамках Восточного экономического форума дополнительно хотели бы вынести вопрос по развитию внутреннего водного транспорта на реках Сибири и Дальнего Востока, в том числе с совмещением речных маршрутов с выходом на Северный морской путь. Сейчас логистика меняется, сейчас в Красноярске планируют уже уголь Енисеем везти на север и дальше уходить Северным морским путём. Понятно, что это требует дополнительного рассмотрения. Мы бы хотели дополнительно потом выйти и этот вопрос тоже вам доложить».
Есть версия, что нерпа пришла на Байкал из Северного Ледовитого океана, а значит мы связаны с Северным морским путём через Ангару и Енисей. Хотя, теперь путь к нему закрывает каскад ГЭС. Тем не менее, предложение Алексея Цыденова выглядит заманчивым. Ведь он вёл речь в целом о развитии водного транспорта, в том числе и на нашей Селенге.
А судоходство на ней имеет богатую историю. Активная навигация на Селенге оборвалась быстро и неожиданно. Перестройка, развал СССР и лихие 90-е погубили отрасль. Суда состарились, а судостроительный завод в Улан-Удэ, закрылся. Бывший Глава Бурятии Вячеслав Наговицын называл причины тормозящие судоходство. Селенга (включая ее дельту) входит в перечень водных объектов рыбохозяйственного значения, на которых в период нереста рыбы запрещается использование маломерных судов с момента таяния льда до 1 июля и с 15 августа до ледостава. Разрешенный период судоходства составляет всего полтора месяца. А после распада СССР речные суда были отданы в Иркутскую область. Отсутствует и береговая инфраструктура, обеспечивающая безопасное обслуживание пассажиров.
Однако, теперь появилась надежда на возрождение судоходства и на Селенге. Тем более, что Владимир Путин поддержал инициативы Цыденова: «Я так понял, что Алексей Самбуевич (Цыденов - ред.) как раз говорил об этом, никто из коллег в целом не возражает – нужно только своевременно эти решения принимать».