Культура 22 мая 2024 1128

Сценический путь Баярмы Бургутовой: от табуретки на ферме до театра «Байкал»

Если бы у нас в Бурятии проводились музыкальные премии подобные Грэмми, то эта артистка, как минимум победила бы в номинации «Открытие года». Я имею ввиду молодую, яркую и харизматичную певицу, солистку театра «Байкал» Баярму Бургутову. Сегодня мы познакомимся с ней поближе.

© фото: Из архива Театра "Байкал"

Для начала краткие сведения об этой самобытной певице. Как и многие артисты Бурятии она родом из села. Малая родина Баярмы – село Ташир Селенгинского района. Папа тракторист, мама ветеринар и домохозяйка. Самая младшая из 4-х детей. Как говорят буряты – отхончик. 11 классов закончила в родной деревне, подумывала поступить на политолога, однако судьба решила отправить её в музыкальный колледж им. Чайковского в Улан-Удэ. Успешно закончив его, по квоте Министерства культуры Бурятии, поступила в Монгольский государственный университет культуры для того, чтобы научиться протяжному пению. Завершив обучение, Баярма возвращается на родину, где практически сразу устраивается в театр «Байкал». Именно здесь, по-настоящему начинается её творческая карьера. Это сухие факты. А за ними, как у любого человека, стоят интересные истории, переживания и сомнения, муки выбора, моменты грусти и счастья. Надеюсь, именно этими моментами и поделится с нами сегодня Баярма.

Сейчас у Баярмы горячая пора, но мне, как коллеге, было легко поймать её. Не мудрено - через несколько дней у неё состоится первый сольный концерт, первая встреча со зрителем один на один. Но об этом чуть позже. Хочется, чтобы это интервью стало первым большим интервью в жизни Баярмы. Для этой беседы я предложил ей оторваться от бесконечных репетиций и немного развеяться на свежем воздухе.

На площади Советов ярко светит солнце и уже устанавливают летние инсталляции, белоснежными хлопьями расцвела черёмуха…

Надеюсь, у тебя нет аллергии на цветение черёмухи? – спрашиваю у Баярмы.

С взлохмаченными волосами, одетая в тренч графитового цвета, широкие голубые джинсы, белые кеды Баярма, глядя из-под темных очков, отвечает: "Нет, и надеюсь не будет… Ты знаешь, я же завела кошку, её зовут Фрося, так вот я всегда мечтала завести себе питомца и смогла воплотить эту мечту только когда обрела свой уголок. Это счастье. Я боялась, что у меня будет аллергия на шерсть. Но слава богу всё обошлось."

-Итак, тебе скоро обратно на репетицию, времени у нас с тобой не так много. Начнём беседу, Баярма. Расскажи о своём детстве?

-Ой, как все серьёзно. Да, в принципе всё как у многих людей у нас в республике. Папу зовут Лошон, маму Маша. Они у меня работяги. Брат Зоригто и две сестры - Катя и Сержуня. А я отхончик.

-Есть мнение, что младшие всегда избалованы и больше других окружены любовью. Это про тебя?

-Не сказала бы, что я капризная неженка. Но то, что всегда была окружена любовью родных это правда. А моё появление на свет так вообще было не совсем обычным. Я родилась на нашей стоянке, на ферме. То есть не в роддоме. А роды принимал мой папа. Это было много-много лет тому назад, конец августа, глубокая ночь, ещё даже не светало, электричества не было, источником света была только старая керосинка…

Баярма снова смеётся. Вообще хочется заметить, что Баярма всегда улыбчива и очень заразительно смеётся.

-Да ладно? - удивлённо спрашиваю я.

-Всё именно так и было, помню, как вчера. (снова смех). Не мне тебе говорить, но у бурят есть такое сакральное понятие как «тоонто» - малая родина. По древнему обычаю в том месте, где родился человек закапывали его послед. И он навсегда остаётся связанным с родной землёй своей пуповиной. И где бы он ни был, куда бы ни ездил всегда возвращается к священной для него земле. Так вот, мой папа, ранним утром, с трехлитровой банкой моего последа, взяв ружьё, пошёл в сторону леса связывать меня с моей землёй. Моя пуповина зарыта в местности Харуул Хүнды, рядом с истоком реки Юрөө (русское название Ирой).

-Вот это да! То есть у тебя по-настоящему, не в переносном смысле, есть тоонто? Это очень круто. А это было преднамеренное желание рожать тебя дома?

-Конечно, нет. Просто вдруг я решила, а не появиться ли на этот белый свет прямо сейчас?

Фирменный смех Баярмы похож на гогот чайки, поэтому в этот момент мы громко смеёмся вместе. Прохожие смотрят с недоумением.

-Про своё рождение ты говорила – «много-много лет назад». Стесняешься возраста? Ты ведь не относишься к поколению зумеров?

-О нет, я классический миллениал. Мне 30 лет. И мне замечательно. У меня нет каких-либо предрассудков относительно возраста. Скажу банально, самое главное то, как человек сам ощущает себя. Можно в 50 быть по-детски непосредственным и радоваться всему, а в 20 быть как пожилая брюзга.

-Знаешь, миллениалов часто называют слишком беззаботными, эгоцентриками, инфантильными, потребителями…

-Ну, наверное, так нас называют те, кто совершенно не знает нас. Да, и вот так, под одну гребёнку сгрести целое поколение и сотни миллионов людей по крайней мере очень странно.

-Полностью с тобой согласен, это я тебе как миллениал говорю. Расскажи про твой первый сценический опыт? Ты всегда мечтала быть артисткой?

-Ну, наверное, да. Представь классическую детскую сцену...

-Эмм…

-Ну, Жаргал, табуретка! Вот на ней то и происходили мои первые сольные концерты! А вообще первое выступление на публику случилось, когда мне было пять лет. К нам в Ташир приехала хореограф из Улан Удэ, очень строгая женщина. Ставили эвенкийский танец. И было задание каждому ребёнку сшить костюм. Это было феерично. Кто во что горазд. Мне сшили костюм из картофельного мешка. Помнишь, были такие коричневые из грубой ткани? А верх был из собачьей шкуры. Пахло ужасно. Но выглядела я аутентичнее всех.

-А дальше? Ты не пела? Не танцевала?

-Это был мой первый опыт. Вплоть до поступления в колледж. Я ведь все старшие классы собиралась стать политологом.

За это время мы успели обойти парковую часть Площади Советов. Однако подул неприятный ветер, цветы черёмухи начали разлетаться, как хлопья снега. А длинные волосы Баярмы взъерошились ещё сильнее. Мы решаем укрыться и выпить по чашке кофе. Переходим дорогу возле Прогресса, отправляемся в одну из ближайших кофеен.

-Как неожиданно - политолог. Я в школе и слова то такого не знал.

-Да и я особенно видимо не понимала. Наверное, слово понравилось.

Весело смеясь, мы заходим в уютный зал и за бодрящим напитком продолжаем разговор.

-Так или иначе уже в момент подачи документов в БГУ я словно почувствовала будто иду не туда. И как-то неожиданно, взяла и поступила в колледж имени Чайковского. 4 года пролетели махом. Всё было в новинку. Уроки вокала, сольфеджио, вся эта музыкальная и творческая атмосфера. Я сразу поняла, что мне нравится.

-Ты с отличием оканчиваешь колледж и тебя закидывает в Монголию. Как ты поняла, что тебе надо именно туда?

-Я понимала, что мне в любом случае нужно продолжать обучение, мне словно чего-то не хватало и по совету Елены Намсараевны Мохосовой, моего педагога в колледже, и при поддержке нашего Минкульта я поступила в СУИС в Улан Баторе (прим. Университет культуры и искусства Монголии). И это, конечно, были невероятные страницы в моей жизни. Во-первых, и самое главное – незнание языка.

-Подожди, но ты ведь селенгинская бурятка и должна была заговорить на монгольском слёту? Мне хватило пары месяцев.

-Понимаешь, у тебя изначально была хорошая база родного языка. А у меня её не было. В школе и колледже мы говорили только на русском. На бурятском - дома, и то не всегда. Я думаю, причин почему так получилось, много. Это в целом проблема изучения бурятского языка, его интеграции в повседневную жизнь и так далее. Не хочу сейчас задевать сложных и даже грустных тем. Но обращаюсь ко всем ребятам – пожалуйста, разговаривайте на родном языке. И ни в коем случае не стесняйтесь какого-то акцента, ошибок. Тем более не стесняйтесь родного диалекта. Ведь диалекты, наоборот украшают наш язык. От этого он становится только богаче. Смотрите контент на бурятском, слушайте песни. Мои, например... Заговорщицки улыбается.

-Ты как будто моими мыслями говоришь, Баярма! Чем особо запомнилась учёба в Монголии.

-В наших ВУЗах частенько преподаватели бегают за студентами. Там же наоборот. При всей строгости преподаватель никого не заставляет ходить на пары, учить материал. Не сдал экзамен - иди на пересдачу. А пересдача стоит денег. Они даже говорят: «Не хочешь учиться - не учись. Это ведь ты платишь за учёбу». В этом есть зерно. Там ведь ещё и конкуренция огромная.

-Ок. 2018 год. Ты возвращаешься домой. Не было желания остаться там?

-На самом деле, нет. Я училась по квоте. И обязана была вернуться. Практически сразу, я попала в театр «Байкал». И вот тут-то как говорится «понеслась». Это наверно был один из ключевых поворотов в моей жизни.

-Да, я помню твоё появление. Маленькая, скромная, как будто даже испуганная…

-Так и было! Порой у меня ноги подкашивались и казалось, что теряю сознание. Ведь у меня в принципе не было сценического опыта. А тут сразу «Байкал»! Более того – открытие сезона. Кажется, 77-го сезона. Я пела монгольскую протяжную песню. Бурхан, как я волновалась!

-И это я тоже помню. За кулисами ты ходила бледная как мел, почти ни с кем не разговаривала. Разве что с Баттулгой. Но выйдя на сцену собралась и сорвала аплодисменты! (прим. Галмандах Баттулга – музыкальный руководитель театра «Байкал»)

-Я почти не помню это выступление. Но помню, как Баттулга подбадривал меня. Все эти годы мои руководители очень поддерживают меня. Я бесконечно благодарна им. И тебе, Жаргал, кстати, тоже.

-Спасибо, Баярма. Итак, начинается твоя, по-настоящему, творческая жизнь и служба в театре. Расскажи нашим читателям.

-То, что происходит в жизни артиста каждый день, это действительно работа. Ежедневная, кропотливая, порой даже скучная и утомительная работа над собой. Это как тренировки спортсмена, мне кажется. Хотя, наверное, у них еще сложнее. Я имею ввиду принцип работы. Первое время я адаптировалась и «разгонялась». Узнавала для себя совершенно новые вещи.

-Новые? Но ведь ты пришла, как профессиональная народная певица.

-Та база, которую я получила в колледже и в Монголии, безусловно очень важна. Но для нашего театра этого недостаточно. Я поняла это с первых рабочих дней. Бурятская народная песня только на первый взгляд может показаться простой. Это не так. В нём столько нюансов и тонкостей, начиная с той же мелизматики.

-Понимаю. К примеру, разница между той же «Алтарганой» и «Хадын хурса ногоон». Небо и земля.

-Да. И многое, да что уж, почти всё в бурятской народной песне я постигала с нуля. Безумно благодарна моим руководителям. Дандар Жапович даёт такие потрясающие уроки по специфике исполнения народных песен, он как ходячая энциклопедия. Благодарна Баярме Цыремпиловне, нашему хормейстеру, которая изо дня в день кропотливо разбирает с нами все песни. После работы с ними я по-настоящему начала понимать, что такое настоящая база, а мне нужно ещё учиться и учиться. (прим. Дандар Бадлуев – директор театра «Байкал», Баярма Овчинникова – хормейстер театра.)

-Понимание того, что ты многого не знаешь, наверное, первый шаг к мудрости…

-Ну, не знаю на счёт мудрости, но то, что знаний много не бывает – факт… (В этот момент Баярма делает нарочито умный вид, поднимая указательный палец, затем хихикнув продолжает)

-А то, как я впервые пела под наш оркестр? Ай бурхан, с одной стороны это невероятные ощущения, а с другой так страшно подвести целый оркестр. Ох как поначалу они намучались со мной. Спасибо, Жаргалу Фридриховичу, за терпение и поддержку. Теперь я думаю, как я пела до этого? Ну, когда ставится фонограмма. Петь под живой оркестр – это просто другой уровень ощущений.

-Не наезжаю, конечно, но что ты имеешь против фонограммы? Ведь все твои последние хиты это именно фонограмма…

-Нет, ты что, просто это две разные вещи. И без фонограммы конечно никуда. Всё зависит от песни, её аранжировки.

-Раз уж речь пошла о хитах. Я вспомнил твой первый запоминающийся образ с той нереальной причёской? Я называю её антенной.

Наверное, мне уже стоит перестать упоминать, что Баярма смеётся при любом удобном случае.

-Жаргал, как только не называли эту причёску… И антенна, и редиска, и … Её, кстати, как и многие стильные штучки в моих образах придумал Баттулга.

-Можно ли Баттулгу назвать твоим продюсером?

-Да, конечно. И Жаргала Жалсановича, нашего художественного руководителя. Благодаря их идеям, необычному видению у меня начал складываться свой собственный образ. Они словно чувствуют меня. И это самый настоящий мэтч. (прим. Жаргал Жалсанов – художественный руководитель театра)

-Очень часто молодым и талантливым людям бывает нужна рука опытного человека. Человека насмотренного и наслушанного.

-И они именно такие люди, настоящие профи. Удача, что жизнь свела меня с ними, со всеми вами – родным коллективом. За последние пару лет я приняла участие в стольких проектах театра, начиная от Золотого голоса Байкала. Мой первый настоящий клип на песню «Ёхор» - клип с антенной, появился в рамках фестиваля «Ночь ёхора». Затем клип «Яссам яссам». И позавчера вышел еще один новый клип.

-Новый клип уже в рамках сольника?

-Да. И к сольнику готовится очень много новых песен и премьерных номеров. Я каждый раз поражаюсь тому, как эта огромная машина – театр «Байкал» слаженно работает над любым проектом в целом и над моим сольным концертом в частности. Наш оркестр, весь балет, мои коллеги вокалисты, дизайнеры, концертный отдел и все службы сейчас нацелены сделать мой концерт на высоком уровне. Моя главная задача быть на их уровне. Я очень стараюсь.

-О чем, помимо успешного сольного концерта, ты мечтаешь?

-Ты знаешь, о самом простом, но как мне кажется одновременно главном – о мире во всём мире, об истинной гармонии между людьми. А если прямо здесь и сейчас, то хочу перестать волноваться.

-Баярма, у тебя всё получится, я не сомневаюсь!

В этот момент Баярме позвонили и вызвали на репетицию. Разговоры подождут. Главное – подготовка к самому первому и важному событию в творческой жизни. Мы попрощались и Баярма, допив кофе, не побежала, а будто полетела на репетицию.

Вообще, с уверенностью могу сказать о том, что Баярма очень интересная личность. Живая, по-хорошему простая, от природы необычная и яркая. Она влюблена в народную музыку и песню, поклонница творчества Намгар Лхасарановой, слушает альтернативный рок, например японскую группу «One ok Rock». Её сольный концерт - это возможность убедиться в этом вживую. Когда артиста можно разглядеть, как под микроскопом.

Без творчества молодых народная культура не может развиваться. Творчество и креативность молодых, их идеи равно новый подход к традиционному искусству. А это в свою очередь делает его более живым и актуальным. В концерте Баярмы будет достаточно того, о чём я сейчас говорю, но и аутентичные номера, то, чему она училась много лет не исчезнут. Это и бурятские народные песни, протяжные песни в классическом исполнении. Зрителей ожидает огромное количество премьерных номеров и новых костюмов. Как Баярма и говорила, в концерте примут участие музыканты Национального оркестра Бурятии, солисты и балет театра, а также детский хор им. Бау Ямпилова.

Если вы хотите увидеть одну из самых ярких певиц нового поколения исполнителей бурятской песни, то вечером 25 мая вы просто обязаны быть в русском драматическом театре. Именно там, в 18:30 и начнётся первый сольный концерт солистки театра «Байкал» Баярмы Бургутовой. Увидимся!

p.s. На мой вопрос какой ты видишь себя через 10 лет Баярма со смехом ответила – «Такой же»! Ну, а я не сомневаюсь. Уверен изменится только то, что она станет известнее, опытнее и профессиональнее. И если смех действительно удлиняет жизнь, то после этой беседы она у нас точно стала чуточку длиннее.

Жаргал Бадмаев

 

Фото: Из архива Театра "Байкал"

Читайте также