Не наш парень
В первый раз я увидела Дандара багшу в 1978 году в Кижинге. Тогда я училась в 8 классе. В классе ставили бурятский танец и меня не взяли, а поставили в хор. Мы пели: «И Ленин такой молодой и юный Октябрь впереди!» В жюри сидел незнакомый парень и я засмотрелась на него. Всё думала: «Кто же это такой? Вроде бы не наш, не кижингинский?» Я так распелась из-за этого, что не смогла вовремя остановиться, пока меня не толкнули в бок! Так я испортила всю работу с хором нашей учительницы Доры Захаровны…
После 8 класса я пошла в техникум механизации и учёта в Улан-Удэ и там в коридоре снова увидела его: «Ага, кажется это тот самый кижингинский парень сюда поступил!» А вскоре он собрал всех буряток в спортзале, чтобы набрать в танцевальную группу. В числе 34 девочек оказалась и я. Несказанно удивилась! После того как меня не взяли на танец в школе, я решила, что не способна танцевать, что это не моё. И не ходила на репетиции! А он запомнил меня и поджидал возле раздевалки: «Ты, почему Рита не ходишь?» Я молча и гордо отворачивалась и уходила! Тогда он нашёл другой способ заставить меня ходить на репетиции!
Съезд двоечников
Меня вызвали на «съезд двоечников», так у нас называлась работа специальной комиссии, на которой разбирались с отстающими. А у меня были очень большие проблемы по русскому языку, которого я абсолютно не знала. Не могла даже спросить, где, например, такой-то кабинет. Говорила только по-бурятски и естественно, была первой двоечницей. Успевала только по точным наукам и истории.
Сначала я была спокойна, но, когда подошла моя очередь я уже тряслась от страха! Коленки трясутся, ручки потеют, глазки хлопают! На мой разбор я вышла в полной прострации! Буквально, ничего не видела и не слышала вокруг себя! Вдруг, как будто издалека и сквозь сон слышу голос Долгор Базыровны: «Ты будешь заниматься общественной жизнью или нет? Батомункуева, ты будешь танцевать? Да или нет? Если, нет, то лишим тебя стипендии!» А я в то время жила только на одну стипендию! Бабушка, с которой я жила в Кижинге, могла отправлять мне только мясо. Для меня эта угроза прозвучала как гром среди ясного неба! Возвращаться в деревню? Снова идти в школу? Как я буду смотреть бабушке в глаза?
Нехороший человек
Я подумала: «Какие же нехорошие люди есть на свете! Они хотят лишить меня единственных денег, на которые я живу!» И я поняла, что это всё с его подачи – тогда просто Дандара! На уроках по русскому языку я списывала у Наташи Раднабазаровой, а она очень хотела танцевать у Дандара багши! Поэтому я очень зависела от Наташи. Больше списывать было не у кого. И мне не оставалось ничего другого как идти на репетиции! Получилось, что меня буквально волоком привели на танцы. Если бы Дандар багша отпустил меня, я бы с радостью убежала! Но он упорно не отставал от меня!
Подрывная работа
Первый танец был японский. Он делал очень сложные для нас постановки. Сам в них очень хорошо разбирался. Это были два стиля индийских танцев: бахаратнатиям и катхак. Всего в техникуме я выучила четыре танца у Дандара багши. Тогда же, в 1979 году мы выезжали с концертами в Тунку - в Торы, Далахай, Нилову Пустынь, а сами жили в Кырене.
Дандар багша был тогда молодой, но уже настоящий и очень увлечённый руководитель коллектива. Он сам рисовал на ватмане рекламные афиши с красивыми японочками. Он был талантлив во всём. Своими руками смастерил цветомузыку – сделал штатив с лампочкой, а круг вертелся с цветными прозрачными пленками, которые сам раскрасил. Сам делал не только костюмы, но и всю атрибутику. Выкладывался весь. Тогда я этого, конечно, не понимала и вела «подрывную работу». Всё ещё видела в нём своего врага, пытавшегося лишить меня единственной стипендии.
Сладкая месть
Только года через два он частично реабилитировался в моих глазах. Я перешла на второй курс, когда он стал уговаривать меня перейти в его танцевальную группу в РЦНТ: «Рита, мы туда вместе пойдём». На что я гордо и категорично отрезала: «Нет, я туда не пойду!» А про себя злорадно подумала: «Всё! Теперь вы меня не достанете! Я туда ни ногой!»
Но, не тут-то было! Снова нашёлся способ заставить меня следовать его целям! Вдруг, Наташа Раднабазарова заявляет, что не даст списывать по русскому языку! А для меня было всё едино как писать, например, «положить» или «поставить»! А Наташа очень хотела танцевать и поставила условие: «Уговори Дандара взять меня в «Лотос»! Тогда дам списывать!» Делать было нечего и когда Дандар багша спросил меня, на каких условиях пойду с ним в РЦНТ, я попросила взять Наташу. Так мы с ней и «загремели» в «Лотос»!
Не такой уж «плохой» человек
Он часто забирал нас из техникума, мы заходили к нему в квартиру пить чай с ливерными пирожками и шли в РЦНТ. У него дома было множество книг, я спросила у него: «А кто это всё читает?» Он ответил просто: «Я читаю».
Года через два я стала понимать, что он, кажется, не такой уж и «плохой» человек! Но я всё ещё оставалась бабушкиной внучкой, до мозга костей вредной девушкой. Мы были несмышлёными, не знающими жизни девчонками, но считали себя уже взрослыми и самостоятельными людьми.
А в это время о нас, о «Лотосе», уже пошла слава по всей Бурятии. Нам участницам, давали по два билета на концерт, и моя мама очень гордилась, что попала на наше выступление. Концерт был в оперном, режиссёром был Андрей Овчинников, написавший к нему прекрасные стихи, а лишние билетики спрашивали уже с остановки на Советской!
Как отец родной
Когда появилась возможность поехать в Чехословакию я сразу отказалась, у меня не было на это денег. Но Дандар багша нашёл возможность поговорить с моей мамой, и она нашла заветную сумму! После этой поездки я и ещё несколько девочек вышли замуж.
Перед моей свадьбой Дандар багша сделал мне фату, сам ходил и выбирал ткань, сам нарисовал эскиз платья и заказал в «Новинке». Он не только мне помогал, но и всем другим девочкам. Но мне он был как отец. Потом мы, девочки, стали мамами и сидели по домам. А «Лотос» выезжал с гастролями в Японию, Северную Корею и Францию, но я не могла выехать в эти дальние страны. Растила детей.
Ценить прекрасное
Когда взлетал самолёт с «Лотосом», я смотрела ему вслед и на душе у меня было горько – горько! Через много лет я поехала во Францию, смотрела на картины в Лувре и понимала, кто разбудил во мне чувство красоты! Кто научил меня видеть и понимать Прекрасное! Это только Дандар багша!
Он открыл нам глаза на красоту жизни, на красоту движений и чувств. Когда мы репетировали, он говорил нам: «Представьте себе раннее свежее утро, сакура зацвела, а над горой Фудзияма восходит солнце! И вот это состояние души мы должны показать здесь, на сцене!» Я старалась проникнуться этим чувством и передать его в своих движениях, выражении глаз, прожить это мгновение в образе прелестной и далёкой японской девушки.
Взгляд со стороны
А однажды, будучи беременной, я пришла на концерт и со стороны увидела это чудо танца, тот волшебный мир, который мы создавали на сцене! Звучала нездешняя музыка, стлался театральный дым, парили невесомые декорации. В зале, как всегда на выступлениях «Лотоса», был аншлаг, и публика затаив дыхание смотрела на сцену. Вот тогда, наконец, я поняла к чему вёл нас наш Дандар багша! Какие преграды и пустыни он преодолел чтобы создать эту живую и в то же время мимолётную красоту, трепетные мгновения танца!
У нас в то время был самый трудный возраст, у нас было очень много гордыни и как он сумел всех нас выстроить, чтобы мы научились воспринимать Прекрасное в этой жизни и в этом мире!
Нестандартная красота
Когда-то бабушка пеняла мне: «Почему у тебя такое острое и узкое лицо? Почему у тебя такая длинная шея?» Я никак не соответствовала к существующим тогда в нашей Кижинге стандартам красоты. По понятиям бабушки у меня должно было быть круглое луноликое лицо, короткая шейка и крепкие ноги. Дандар багша думал по-другому, у него были свои критерии, и он выбрал меня.
Раньше мы называли его просто Дандар, потом Дандар Жапович, а теперь я называю его только Дандар багша. Он научил меня преодолевать трудности, быть терпеливым по отношению к человеческим слабостям и несовершенству, также как он был бесконечно добр и терпелив ко мне. Сейчас я занимаюсь белой пищей, и я счастлива тем, что вношу свой посильный вклад в развитие бурятской культуры.
Укрощение строптивой
Мы были на гастролях в «Эрдэме» в Селенгинском районе и ночевали в интернате. Я проснулась от холода и вижу, как тихонько вошёл Дандар багша и дополнительно укрывает нас одеялами. Тогда я не придала этому значения, для нас это было само собой разумеющееся. Я снова уснула, только позже, через много-много лет поняла всю его доброту и заботу о нас. Однажды, я подошла к нему, обняла и говорю: «Простите меня, Дандар багша, я столько крови у вас выпила!» А он даже испугался: «Ты что!? Ты что, Рита, говоришь?»
Он удивительно скромный человек. Мне очень повезло в жизни, что я встретила его на своём жизненном пути, и стала его верной ученицей. Он заложил между нами, девочками такую дружбу, что мы до сих пор встречаемся друг с другом. Мы все разные, но мы не только подруги, а как сёстры и с любовью вспоминаем нашу юность, наш «Лотос» и нашего Учителя…