Общество 9 июл 2024 8083

Кунделинг Тацак Ринпоче: «Люди будут жить в благополучии, я это ощутил и почувствовал...»

В июне 2024 года Досточтимый Кунделинг Тацак Ринпоче прибыл в Россию по поручению Его Святейшества Далай-ламы. С визитом он побывал в Москве, Санкт-Петербурге, в республиках Калмыкия, Тыва, Бурятия и Агинском бурятском округе в Забайкальском крае. В течение месяца он дал обширные Посвящения и Учения.

© фото: Светлана Добрынина

Мне как члену оргкомитета Учений в Бурятии, довелось взять интервью у Досточтимого Учителя Кунделинг Ринпоче.

— Вы целый месяц провели в России, было много встреч, дали Учения и Посвящения. Спасибо Вам за терпение и доброту, которые Вы проявили к нам! Наверное, Вы устали, тем не менее, какие у вас остались впечатления о поездке.

— Я отношусь с глубоким уважением к монгольскому миру. Я много раз приезжал в Россию, посещал три буддийских региона — Бурятию, Калмыкию, Тыву. У меня здесь много знакомых, поэтому я очень рад, что смог снова приехать в Россию.

Конечно, постоянно нужно было торопиться, ехать дальше, но, я не испытывал каких-то трудностей и усталости.   

Я посетил Бурятию, Калмыкию, Тыву и ощутил, что здесь живут очень глубоко верующие люди, приверженцы буддизма. У меня появилось ощущение, что Учение Будды, которое распространено в Бурятии и других регионах России, будет долго пребывать и процветать, люди будут жить в благополучии, я это ощутил и почувствовал...

Часто люди спрашивают, что же такое буддизм и кто может считать себя буддистом?

— Независимо от того, человек только вступает в буддизм или уже давно считает себя буддистом, главное понять в чем ценность буддизма. Если сказать, что буддизм является мировой религией и у него много последователей, то это не есть абсолютная ценность буддизма. Многие увлекаются буддизмом, потому что в какой-то момент это стало модным. Поэтому бывают случаи, когда некоторые разочаровываются и отказываются от буддизма.

Поэтому надо понимать, что буддизм — это все-таки практика улучшения своего внутреннего состояния, связанная с эмоциями. Когда мы усиленно практикуем учение Будды, начинает улучшаться наше сознание, зарождаются благие мысли — это является основой и ценностью буддизма.

Есть, например, люди, которые много знают о буддизме, называют себя буддистами, но не практикуют постулаты буддизма, поэтому таких людей сложно назвать буддистами.

Исходя из этого можно сказать, что результатом буддийских практик является зарождение счастья. Если мы будем основываться только на внешнем факторе, на достижении материального благополучия, мы не сможем достичь полноценного счастья.

Чтоб принять буддизм, вести буддийскую жизнь, необходимо понять – приносит ли пользу учение Будды или нет. Если приносит, то каким образом, как его зародить и практиковать. Если коротко, чтобы стать буддистом, сначала надо понять ценность буддизма.

Кунделинг Тацак Ринпоче

— Говорят, чтоб стать буддистом надо принять прибежище в Трех Драгоценностях – Будде, его Учении – Дхарме и Сангхе. Почему?

— Чтоб принять прибежище необходимо понять страдания Сансары, здесь не имеются в виду какие-то личные мелочные страдания. Когда мы начинаем понимать природу страданий и что мы находимся во власти этих страданий, появляется желание освободиться от них. Избавиться от этих страданий можно, полагаясь на Три Драгоценности. Таким образом появляется надежда, что мы можем избавиться от страданий в этой жизни, а также рождений в низших мирах (мире животных, голодных духов, ада, пр.)

Иногда мы полагаемся на хозяев местности, обоо, нагов и др. и с их помощью стараемся избавиться от каких-то трудностей. Да, временные проблемы они могут решить, но избавить от Сансары они не могут.

Должно быть понимание кто может нам помочь освободиться от этих страданий. Безошибочный путь к освобождению показал нам драгоценный Будда, поскольку Будда является той личностью, который сам избавился от Сансары, достиг освобождения. Если проводить аналогии, то Будда подобен врачу.

Помимо того, что он сам избавился от Сансары, он показал нам путь к избавлению от Сансары, передав Учение — Драгоценную Дхарму. Это Учение избавляет от омрачений и освобождает от Сансары. По той же аналогии Учение Будды есть лекарство.

К Драгоценностям Будды и Дхармы, нужна Драгоценность Сангхи. Почему? Потому что, полагаясь лишь на врача и лекарства, мы не можем избавиться от болезни. К ним нужен медбрат — для этого необходима Драгоценная Сангха.

— Его Святейшество Далай лама часто на своих Учениях говорит о необходимости зарождения бодхичитты и развитии сострадания. Какая существует взаимосвязь между ними.

— Они очень сильно взаимосвязаны. Чтоб зародить бодхичитту, необходимо зародить сострадание. Бодхичитта — это  устремленное сознание, желающее помочь живым существам выйти из круговорота Сансары.

Зародить бодхичитту можно двумя способами: замена себя на другого и семь причинно-следственных наставлений, описанных в Ламриме. Прежде, чем зародить такое неподдельное устремление избавить всех живых существ от страданий, необходимо принять живых существ очень близко к себе. Например, когда у матери болеет ребенок, она хочет, чтобы ребенок избавился от этих страданий. А если у другого человека заболел ребенок – да, жалко… Почему так получается?  Потому что собственный ребенок все-таки ближе, поэтому появляется желание спасти его.

Когда мы приближаем к себе близко другое живое существо, у нас появляется желание освободить его от страданий. Например, возьмем человека, которого мы вообще не знаем, и он испытывает трудности. Мы желаем ему помочь, когда человек это ощутит, он начинает воспринимать нас как близкого человека. Когда начинает такое проявляться, мы становимся ближе. Точно также надо относиться ко всем живым существам – представлять, что это моя мать или мой ребенок.  

Из существующих семи причинно-следственных наставлений, Цонкапа говорил, что важно, прежде всего, основываться на сострадании, великодушии.

Если мы будем созерцать великодушие, у нас появится желание выразить благодарность, доброту, любовь как своей матери, т.е. принять живое существо как свою мать.

— Спасибо вам большое! Будем с нетерпением ждать новых встреч с вами!

Выражаем благодарность Жаргал багше Дугданову, проректору Буддийского университета, за помощь в переводе и организации интервью.

Жаргал багша Дугданов, Кунделинг Тацак Ринпоче и автор материала Оюнтуя Алымбаева

Кунделинг Тацак Ринпоче с членами оргкомитета Учений в Улан-Удэ

Автор: Оюнтуя Алымбаева

Фото: Светлана Добрынина