Культура 21 фев 2024 5051

Масштаб, торжество, страсть

Ежегодный фестиваль «Созвездие молодых» вновь собрал талантливую молодёжь Бурятии на главных площадках Улан-Удэ.

© фото: предоставлено Колледжем искусств им. П.И. Чайковского

Фестиваль «Созвездие молодых» приобрел значение одного из знаковых событий в музыкальной жизни нашей республики, и причина тому не только в масштабности мероприятия. Проект колледжа искусств включал четыре концерта, собрав на сцене более 15 молодых музыкантов - студентов и выпускников различных творческих вузов России и Монголии. Все мероприятия прошли при поддержке министерства культуры Бурятии в сотрудничестве с театром оперы и балета под непосредственным руководством его худрука В.А. Рылова.

Причину немеркнущего интереса к проекту и его жизнеспособность составляют сами артисты - еще молодые, но дерзновенные, покоряющие своим обаянием и талантом. Конечно, не все выступления оказались удачными, где-то сыграла свою роль неопытность, в чем-то проявилось волнение. Однако после всех концертов осталась твердая убежденность в огромном потенциале каждого выступающего и уверенность в их будущности.

Открыли «звёздный небосвод» два сольных концерта музыкантов, чья деятельность сегодня прочно связана с концертной и педагогической жизнью республики. За их плечами успешное обучение в ведущих учебных заведениях страны (Сибирский государственный институт искусств им. Хворостовского, Новосибирская государственная консерватория им. Глинки), звания лауреатов различных конкурсов. Теперь они сами являются преподавателями колледжа искусств им. Чайковского и делятся своим опытом с юными музыкантами. 

РИСК ИЛИ НОРМА? 

Концерт Баира Борбоева удивил заявленной программой, содержащей весь курс истории развития музыки - от Барокко до джазовых композиций ХХ века. Обычная практика проведения клавирабенда зачастую ограничивается определенным принципом, например, посвящением конкретной эпохе (романтизм или ХХ век), определенному композитору и даже жанру. И обязательно включает какую-то «фишку», то есть общепризнанный шедевр, отвечающий амплуа музыканта. Потому, видимо, стоит отнести Баира Борбоева к рисковым исполнителям, ведь такой стилистический разбег программы является достаточно сложной задачей. Лично для меня в исполнении Баира предстали два портрета - с одной стороны, аккуратный, несколько сдержанный, умеренный в своей выразительности «денди» в произведениях XIX века, с другой - неожиданный и непосредственный в прелюдиях Гершвина. 

КОНЦЕРТ СРЕДИ КАРТИН 

Тесное сотрудничество колледжа искусств и художественного музея имени Сампилова, предоставившего площадку для сольного концерта Алексея Петрякова в одном из выставочных залов, не может не радовать. Проведение концерта в камерных условиях в окружении картин, конечно, благотворно воздействует на зрителя, способствуя его благосклонности. Однако проблема сурового, взыскательного слушателя вряд ли знакома Алексею Петрякову, ведь каждое его выступление, будь то музейная салонная обстановка или большая сцена оперного театра, сопровождается самыми бурными овациями и теплым приемом у публики. Так и здесь, обаяние этого исполнителя собрало полный зал, в котором среди слушателей были ученики самого Алексея Романовича. Видеть своего наставника на сцене - необходимая часть образовательного процесса.

Впечатляюще выглядела не только блестящая игра на баяне или технически сложная, насыщенная программа, но и организация концерта - Алексей поделился интересными историями о произведениях, которые могут быть известны лишь малому кругу музыкантов. Речь - первое средство коммуникации и отражения человека. Умная мысль, грамотно выраженная, ценится всеми. И подобная манера проводить концерт действует особенно подкупающе.

Третий концерт, объединивший всех студентов творческих вузов на сцене колледжа искусств, прошел в теплой, даже камерной обстановке (несмотря на внушительные размеры концертного зала). Почти все участники - воспитанники колледжа искусств, и выступление в стенах alma mater, собравшее всех родственников, учителей, напомнило о значении и ценности всего фестиваля - прочной сцепленности прошлого и будущего. Ведь с одной стороны, это своеобразный итог огромной работы преподавателей, вложивших столько сил в своих учеников, чьи успехи сегодня составляют большую гордость. С другой, это будущие профессиональные кадры, которые уже планируют связать свою деятельность с Бурятией, включающую педагогическую работу в колледже.

Конечно, среди выступающих сразу выделились студенты постарше, в чьем исполнении уже ощущается уверенность - обратили на себя внимание Карина Тумурова, студентка V курса Московской государственной консерватории, Юлия Синюк, студентка V курса Сибирского государственного института искусств им. Хворостовского, а также студенты вокального отделения - Алдар Дампилов, Золто Балданов, Николай Маланов, Мунко Батомункуев.

Подлинное упоение красотой, бархатистостью тембра морин-хура содержала композиция Лудуба Очирова, исполненная самим автором. За творческой судьбой молодого композитора следит вся Бурятия, искренне радуясь его успехам.

АПОФЕОЗ ФЕСТИВАЛЯ 

Период молодости нередко грешит некоторой легковесностью, являя собой противоположность опыту, сложности и глубине, однако в нашем случае выступления музыкантов действуют пленяюще своей дерзновенностью и энергией. Три фортепианных концерта с оркестром, известные арии и всюду - самые настоящие хиты. Это ли не дерзость?

Все также стабильно приводит в восторг публику Карина Тумурова, чья игра абсолютно свободна от ученической скованности - это выразительное, полное и осмысленное исполнение, в котором уже слышна индивидуальность исполнительского лица.

Удачно прозвучал броский, эффектный Концерт С. Прокофьева в исполнении Раминты Шличайте, студентки II курса Московской консерватории. Большой неожиданностью стал Концерт № 2 С. Рахманинова в исполнении Тумэна Дашеева, самого младшего из участников концерта. Претензия на известное, миллионократно звучащее произведение, конечно, похвально. Однако вопрос стоит не только в способности технически осилить сочинение, но и осознавать его содержание. В целом, форма была удержана и все, что требовалось выиграть, - сыграно. Но впереди еще длинный путь, и мы желаем терпения и успехов молодым музыкантам!

Бурятия, действительно, одарена прекрасными голосами - бурные аплодисменты вызвали Алдар Дампилов, студент IV курса Сибирского государственного института искусств им. Хворостовского, Золто Балданов, студент IV курса Казанской государственной консерватории им. Жиганова. Стоит отметить, что самые громкие овации сорвали арии, исполненные студентами IV курса Новосибирской государственной консерватории им. Глинки Николаем Малановым и Мунко Батомункуевым.

Внимания заслуживают выступления Валентина Шагжиева (альт) и Инны Доржиевой (скрипка), в исполнении которых прозвучали произведения, которые требуют, вероятно, самого сложного и ценного для каждого исполнителя - умение петь на инструменте. 

Всегда любопытное явление составляет соединение национальной практики с возможностями симфонического оркестра - так, органичного слияния достигли студенты I курса Монгольской государственной консерватории Сэлмэг Дамшаева (морин-хур), исполнившая сочинение П. Дамиранова, и Амгалан Янданов, в исполнении которого прозвучали три бурятские песни молодого композитора Татьяны Андриевской.

Внушительная программа первого отделения концерта, состоящая из золотой классики, полностью прозвучала под руководством студента II курса Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Николая Мазаева. Один лишь объем исполненных произведений делает ему честь. Рвение и усердие молодого дирижера ощущал весь зал, увлеченный ретивыми взмахами дирижерской палочки. Однако экспрессивная манера дирижирования окупалась слаженностью оркестра, уверенно ступающего согласно дирижерскому жесту. Отдельных аплодисментов заслуживает симфонический оркестр театра оперы и балета, на долю которого выпала такая насыщенная программа.

Масштаб, торжество, страсть - таково послевкусие фестиваля. Конечно, еще есть куда расти, стремиться, однако невероятный потенциал, вдохновляющий публику сегодня, - уже налицо. И самое главное, фестиваль - это огромная поддержка, ценный опыт и значительный стимул для самих музыкантов. Курс, по которому следует колледж искусств, руководимый Баиром Борисовичем Турбяновым, абсолютно верен - это достойная площадка и надежная опора для становления профессиональных музыкантов, составляющих будущее музыкального искусства и образования Бурятии. 

Автор: Светлана Бубеева, музыковед, педагог колледжа искусств имени П. И. Чайковского

Фото: предоставлено Колледжем искусств им. П.И. Чайковского