Культура 21 мар 2024 3532

Русский аналог Шелкового пути

К 300-летию Кяхты в 2027 году.
Через пустынные пространства Центральной Азии и глухие леса Сибири два столетия на верблюдах, санях и в речных лодках везли из Китая в Россию чай, поэтому этот трансъевразийский путь был назван чайным.

© фото: Александр Махачкеев

Вместе с чаем перевозились и другие товары, а в караванах перемещались не только купцы и приказчики (менеджеры), но и ученые-путешественники, дипломаты, специалисты. Чайный путь был торговой дорогой, но он также способствовал контакту народов Запада и Востока, их экономическому развитию и культурному обмену. О великом Чайном пути рассказывает писатель, журналист и художник Сергей Кутейников.

Немного истории

Первые русские проникли в Китай еще в 16-м веке, но только через столетие после освоения Забайкалья начинает развиваться приграничная торговля в Урге (ныне Улан-Батор) и Науне.

Первое торговое соглашение между Россией и Китаем в 1679 году в Нерчинске. После долгих переговоров московскому послу Головину удалось склонить китайских сановников разрешить пропуск русских караванов в Поднебесную.

С тех пор ежегодно в Китай отправлялись значительные купеческие караваны. Они везли сибирские меха, кожи, серебро, оружие и всякие мелочи, которые попадали в Россию из Европы через Архангельск. Обратно караваны возвращались груженые шелком, фарфором и чаем, который перевозился в больших кувшинах. Поначалу чай не был основным товаром. Он уступал первенство тканям. Особенно экзотической сравнительно недорогой ткани с примесью бумаги, которая в России получила название китайки.

В 1727 году между Россией и Китаем был заключен Буринский договор, открывший новые перспективы в торговле двух стран. Однако вплоть до 1768 года русско-китайская торговля шла вяло. Китайская администрация не раз нарушала соглашения и притесняла русских купцов. Известны инциденты 1717, 1718 и 1762 годов, когда китайские чиновники налагали запрет на торговлю и русские купцы высылались из Пекина.

Златокипящая Кяхта

Согласно статье 5 Буринского договора для торговых операций были избраны два приграничных пункта: Цурухайта и Кяхта. Со временем последний пункт оказался более удобным. Торговля к 1768 году сосредоточилась в Кяхте и в дальнейшем шла очень успешно. Так, за 32 года (с 1768 по 1800 год) товарооборот вырос с 230 тысяч до 4 миллионов рублей в год. В это же время произошли коренные сдвиги в ассортименте торговли. Чай, который до средины 18-го столетия играл не значительную роль в товарообмене, становится основным предметом китайского экспорта.

Китайские экспортеры продавали чай за серебро. В тоже время в России сложилась ситуация, когда серебра не стало хватать для печатания национальной монеты. 15 марта 1800 года вышли новые российские правила торговли, которые допускали лишь меновую торговлю с Китаем товаром на товар. Несмотря на такие ограничения, более полувека Кяхтинская торговля находилось на высочайшем уровне.

Кяхта преображалась вместе с изменением ее статуса. Не большой поселок в степи стал поселком миллионеров. Свой фасад Кяхта развернула в сторону Китая. И сейчас путешественники, подъезжая к границе со стороны Монголии, издалека вдруг видят силуэт Петербурга. Шпиль Кяхтинского гостиного двора напоминает адмиралтейский, а контуры храма прямое подражание Исаакиевскому собору. На главке храма – земной шар, как отражение амбиций кяхтинских купцов.

Вслед за ящиком чая

Чайный путь начинался в Калгане, куда с чайных фабрик Южного Китая свозили чай для дальнейшей отправки в Россию.

Калган – ворота Китая в прямом смысле этого слова.  Город расположен сразу за Великой Китайской стеной, отделяющей Поднебесную от степных пространств Гоби. Перед городскими воротами, устроенными в Великой Китайской стене располагалось  торговое предместье, где размещались торговые представительства крупнейших русских чайных фирм. Здесь же в предместье формировались караваны.

От Калгана караваны груженные чаем шли через Гоби к Урге (ныне Улан-Батор). Дорог через Гоби было несколько, и караваны часто переходили с одной на другую, отыскивая более свободный путь. Движение по Гоби, очень интенсивное осенью, зимой и весной, полностью замирало летом. Монголы (а именно они были основными подрядчиками перевозок на этом участке) отпускали верблюдов в степь нагуляться и восстановить силы.

В Урге товары проходили поверхностный осмотр и переправлялись дальше в Кяхту.

В гостином дворе Кяхты караваны разгружались. Ящики с чаем осматривались и зашивались в сырые бычьи шкуры шерстью вовнутрь. Такой тюк носил название «цыбик». По сырой коже резцом цыбики маркировали. Рабочих, зашивавших тюки, называли ширейщики. Они работали в связке с савошниками – рабочими, которые осматривали, перетаскивали, а затем и маркировали тюки.

С тюками, в которых перевозились дорогие сорта чая, работы было мало. Они были упакованы в три слоя: бумага, свинцовая фольга и ящик, плетеный из бамбуковых волокон. Дешевые сорта чая поступали в ящиках без фольги, поэтому на товаре часто появлялась плесень. Савошники вскрывали ящики. Если там был кирпичный чай, то разворачивали каждый кирпич и счищали плесень. После чего чай снова заворачивался в бумагу, укладывался в ящик, а ящик зашивался в бычью шкуру. Такая упаковка предохраняла чай от влаги. И даже если тюк (цыбик) падал в реку, он не промокал.

В Кяхтинском гостином дворе цыбики грузились в сани или телеги и отправлялись дальше.

От Кяхты до Байкала шли две дороги. Самая короткая, Удунгинский тракт, проходила через Хамар-Дабан. Однако этот путь был проложен только во второй половине 19-го столетия. До этого, а также после в качестве альтернативы использовался старый Иркутский тракт через Селенгинс и Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ). Оба тракта замыкались на станции Мысовая, расположенной на берегу Байкала. Оттуда грузы перевозились через Байкал до станции Листвиничное. В зимнее время – по ледовой дороге на санях. Летом – судами.

Из Листвиничного чайные караваны прибывали в Иркутск. Изначально здесь был перевалочный пункт, но с 1861 года в Иркутске появляется таможня, на которой с каждого тюка чая взималась пошлина, поступавшая в казну государства. После взимания пошлины на каждый цыбик ставился штамп, удостоверяющий факт, что товар поступил на российский рынок. С пошлиной цена на чай поднималась.

Из Иркутского таможенного поста до Ирбитской ярмарки тысячи километров и несколько маршрутов. Самый старый и испытанный по сибирским рекам через Енисейск, Тобольск в Тюмень. Другой путь – Сибирским трактом через Красноярск, Томск, Тюмень. А уж от Тюмени до Ирбитской слободы рукой подать (по сибирским меркам).

Чайные караваны торопились попасть на Ирбитскую ярмарку, которая проходила два месяца февраль-март в Ирбитской слободе Пермской губернии. Сроки проведения установились в первый год открытия ярмарки в 1646 году.

Ирбитская слобода жила от ярмарки до ярмарки. Многие дома и здания, такие как гостиный двор, биржа, большую часть года пустовали. Зато в феврале слобода наполнялась торговым людом. Жизнь кипела. Шла бойкая торговля. На торговой и Сонной площадях устраивали представления балаганы, приезжал театр. Обороты ярмарочной торговли в конце 19-го века доходили до 30-50 миллионов рублей. Чайная торговля составляла около 20 процентов.

Конкуренцию Ирбитской составляла Макарьевская, а потом и Нижегородская ярмарки. На последней чай был ключевым товаром. Ярмарка не начинала торги на прибывшие товары, пока не были выставлены цены на чай. С этими ценами соотносили стоимость и других товаров.

Контрафакт и контрабанда

По мере развития российско-китайских торговых отношений стороны все больше узнавали друг о друге. Случались инциденты.

Так русские купцы открыли, что китайцы наряду с чаем высокого качества продают и поддельный чай. Вот, например, что пишет в 1841 году архимандрит Поликарп одному из чиновников таможни: «Посылаю Вам ящичек поддельного чая. Если это не имеет никакого отношения к торговле, то по крайней мере весьма любопытно как черта китайских нравов. Я получил этот чай в Пекине под именем байхового, но его справедливее зазвать зеленым (чжулангом)».

Один из распространенных способов подделки чая описал в 1876 году англичанин Томпсон: « Мелкие торговцы собирают через слуг ресторанов и зажиточных домов  спитый чай, мешают с листьями растения похожего на чай, высыпают пыль и остатки настоящего чая и прибавляют для запаха несколько душистых цветков».

После ряда скандалов за китайскими купцами закрепилась слава обманщиков и аферистов. На самом деле «нечистоплотность» китайцев была слишком преувеличена, так как поддельный чай продавался дешево (они и не скрывали подделки). В то же время русские купцы не раз убеждались в том, что крупные китайские торговые дома отличаются чистоплотностью и порядочностью, что не всегда присуще нашим соотечественникам.

В Забайкалье процветала контрабанда. Когда таможня базировалась в Кяхте в обход ее проходили целые караваны с чаем. Очень сложно было контролировать сотни километров степной границы. К тому же караваны перевозили нелегально дешевый плиточный чай, который потреблялся в основном в Сибири. Но когда через границу миную таможню караванами стали возить черный чай, поступавший в Европейскую Россию, правительство предприняло экстренные меры. В 1861 году таможня была перенесена в Иркутск, а на территории Забайкалья была установлена зона свободной торговли.

Другим путем

В связи с развитием морских перевозок появилась серьезная альтернатива Чайному пути. Так на конец 19-го столетия стоимость доставки пуда чая на Нижегородскую ярмарку морским путем через Одессу составляла 12 рублей 60 копеек, а Чайным путем через Кяхту – 18 рублей 60 копеек.

Кяхтинские купцы начали распускать слухи о том, что чай пропитывается  соленым морским воздухом, что ухудшает его качества. Потом они обратились к правительству с предложением увеличить пошлины на ввоз чая морским путем. Причем был веский аргумент – сибирские крестьяне лишатся дохода от извоза, что приведет к их обнищанию. Правительство откликнулось на просьбу, и ввело такой уровень пошлины, чтобы цена выровнялась.

Однако эти меры лишь отсрочили кончину Чайного пути. Он передал эстафету Транссибирской железнодорожной магистрали. Новый рельсовый путь прошел мимо Кяхты, что предопределило закат чайной столицы.

Автор: Сергей Кутейников

Фото: Александр Махачкеев