Культура 5 апр 2024 3922

«Совершенная красота»: о спектаклях Бурятского театра оперы и балета

Вряд ли кто-то из любителей искусства мог бы объяснить, почему «Шопениана» и «Кармина Бурана» попали на одну афишу Бурятского театра оперы и балета. Понятно, что они заявлены в один вечер, поскольку каждое из этих произведений нестандартно по временному объёму, чтобы полностью занять вечер.

 Но ведь они такие разные и по стилю, и по художественному оформлению, и по философскому наполнению! Почему художественный руководитель театра объединил их в один спектакль? Да, Владимир Алексеевич Рылов любит насыщать свои постановки особым смыслом, глубоким контекстом, личностным прочтением. Что же он задумал на этот раз? Таким вопросом была озадачена не только широкая публика, стремившаяся на премьерные показы 29 февраля и 1 марта, но и знатоки театральных традиций, музыкальная критика, средства массовой информации.

 То, что мы увидели на сцене, не только снимает «оргвопросы», но и заставляет зрителей пережить настоящее восхищение увиденным, потрясение от глубины философского обобщения, от величия творческого замысла и мастерства его воплощения.

 Как можно в двух словах выразить суть первого акта спектакля - «Шопенианы»? Эти два слова – «рафинированная эстетика». Говоря по-русски - «совершенная красота». Позволю себе напомнить уважаемому читателю, что такое красота. По определению классического немецкого философа И. Канта, красота - это «целесообразность безотносительно цели». Красота - сама себе цель, и она не нуждается ни в пользе, ни в цене, ни в значимости.

Важное свойство красоты - она доступна для понимания и постижения только человеку. Чем выше интеллект человека, тем совершеннее его эстетика, тем больше красоты он способен обнаружить в окружающем мире и усвоить в своём эмоциональном опыте.

 Балет «Шопениана» не имеет сюжета. Его содержание - это любование красотой человеческого тела, движения, жестов, костюмов и - музыки, прекрасной музыки Ф. Шопена, великолепно оркестрованной и мастерски сыгранной. Как приятно, что авторы спектакля не воспользовались экраном и предложили зрителю умело стилизованный задник!

 Нет необходимости отмечать кого-то из интернационального состава исполнителей, все они великолепно справились с задачей, которую поставил перед ними Андрис Лиепа, хореограф возобновления постановки, принадлежащей великому Михаилу Фокину, сохраняемой десятилетиями.

 Второе отделение спектакля было посвящено кантате Карла Орфа «Кармина Бурана». Как известно, это не совсем кантата, и точное определение жанра затруднительно. Это и балет, и пантомима, и драматическая фантазия. Автор, немецкий композитор К. Орф определил это грандиозное сочинение, как «Мирские песнопения для певцов, хора и оркестра и для представления на сцене». Хореография выполнена известным в Бурятии балетмейстером Георгием Ковтуном. Обязательно нужно отметить, что постановка «Кармины Бурана» в нашем театре оперы и балета состоялась много лет назад, и проблему восстановления хореографии достойно решил «балетмейстер возобновления», Главный балетмейстер театра Баярто Дамбаев. Хореография предполагает владение сложной современной пластикой, и то, что её удалось возобновить без потерь, делает честь любому мастеру танца.

Интересна история создания этого произведения. Оно написано на тексты средневековых странствующих певцов и поэтов-вагантов. Тексты эти созданные в ХIV веке, чудом сохранились в старинном баварском монастыре, где их и обнаружили любители старины. Написанные на латинском, французском и немецком языках, они распределялись по темам: мораль, сатира, любовь, застолье, радость творчества, рождение новой жизни. В 1937 году Карл Орф, выбрав наиболее яркие тексты, написал к ним музыку, которая вскоре стала широко исполняться в концертных залах Европы, а после войны получила популярность и в России.

 Дирижёр-постановщик Владимир Рылов сделал из кантаты масштабное полотно, прославляющее человеческую жизнь во всех её проявлениях. Этому способствовали гигантские звучности хора, оркестра и солистов. Обилие ударных инструментов, максимальное расширение хорового состава. Помимо основного театрального хора (под руководством Валерия Волчанецкого и Евгении Сулеймановой), в ложах театра расположились дополнительные хоры Колледжа искусств (хормейстеры Майдар Дамбаев и Александр Саможапов), да ещё в проходе на авансцене примостился детский хор спецшколы им. Бау Ямпилова. Вся эта масса довольно щедро подзвучивалась микрофонами, поэтому впечатление было ошеломляющим. Для чего же это было нужно?

 

Во-первых, нужен был контраст с «Шопенианой»: там - чистая красота, здесь - энергия больших звучностей; там - волшебная небесная эстетика, здесь - мощная динамика жизни; там - хрупкость душевных мечтаний, здесь - победная поступь любви.

Во-вторых, требовалась наглядная реализация известного закона диалектики об единстве и борьбе противоположностей, содействующего духу сопротивления и неизбежной победы.

 В-третьих, целью создателей спектакля было достижение оптимизма, так необходимого сегодня не только бойцам СВО, но и всем гражданам России. Амплитуда значений от «Шопенианы» до «Кармины» переживает различные испытания, но колесо Фортуны катится в сторону гуманизма, красоты, правды и справедливости. Утверждение таких ценностей необходимо человечеству, и высокое искусство динамично способствует этому.

 Отрадно, что Бурятский академический театр стал одним из лидеров такого искусства.

Автор: Виктор УСОВИЧ, композитор

Фото: БГАТОиБ