Культура 17 апр 2024 6465

Идинские буряты в XIX в.: этнический состав и расселение

Б. З. Нанзатов
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Статья посвящена исследованию этнического состава и расселения идинских бурят, входивших в состав Идинской степной думы. На основе историколингвистического анализа макроэтнонимов предложена авторская версия происхождения этнических групп, сформировавших этнотерриториальную группу идинских бурят. Ярким примером консолидации булагатов из племен монгольского, тюркского и тунгусского происхождения являются этнонимы. Выполнена реконструкция распространения бурятских этнических групп на исследуемой территории в XIX в. Это позволило представить наиболее полную картину расселения идинских бурят.

© фото: Из архива Александра Махачкеева

Введение

Идинскими принято называть бурят, входивших в XVIII и XIX вв. в состав Идинской степной конторы и в дальнейшем Идинской степной думы. Основные территории расселения идинских бурят располагались на правом берегу р. Ангары и в долинах ее притоков – рек Ида, Оса, Каха, Обуса и Уда. Население было представлено преимущественно булагатами и примкнувшими к ним племенами. Небольшой анклав идинских бурят также располагался на юге Нельхайских степей, где они проживали совместно с балаганскими и аларскими бурятами. Существование этого анклава было обусловлено внешними факторами, а именно крестьянской колонизацией низовьев р. Ида, где был поставлен Идинский острог.

 В настоящее время идинские буряты занимают территории Боханского, Осинского, УстьУдинского и Аларского районов Иркутской области. В настоящей работе при составлении карты расселения идинских бурят в XIX в. нами использованы материалы переписи 1897 г., обработанные С. К. Паткановым [Патканов, 1912]. Картографической основой является карта Балаганского округа Иркутской губернии, опубликованная в рамках материалов по исследованию землепользования и хозяйственного быта населения Иркутской и Енисейской губерний [Материалы по исследованию … , 1890]. Границы управ и административных родов показаны по состоянию на 1890 г. Названия бурятских улусов даны в современной бурятской орфографии в соответствии с собранным полевым материалом автора [ПМА]. Представленные ниже таблицы составлены на основе работы С. К. Патканова [Патканов, 1912, с. 462–501].

Административное устройство бурятских территорий бывшей Идинской степной думы Идинская дума была расформирована в 1890 г., как и другие думы Иркутской губернии, а на ее месте образовано 5 ведомств: Боханское, Укырское, Бильчирское, Улейское и Молькинское (рис. 1).

Боханское ведомство.

Боханская инородная управа располагалась на юго-западе бывшей Идинской степной думы. Ее территории граничили с Евсеевской, Идинской и Буретской волостями на западе и юге, с востока к ней примыкала Укырская инородная управа, с севера – Осинская волость и Бильчирская инородная управа. Кроме того, в состав Боханского ведомства входили земли, находившиеся в совместном землепользовании с бурятами Нельхайской инородной управы (бывшей Балаганской степной думы) и Куйтинской инородной управы (бывшей Аларской степной думы). Соответственно эти территории граничили с этими двумя ведомствами, а также с Черемховской волостью. Население Боханского ведомства (табл. 1) было представлено готольским племенем и примкнувшим к ним эхиритским племенем тогто. Среди готолов известны следующие подразделения: тудэй, тургэн, тудхэн, составившие основу I, II, III Готольских административных родов. Эхириты племени тогто/тогот на общеэхиритском древе находятся на одной ветви с племенами баяндай и олзон и имеют два подразделения: аргаhан и абаша.

Укырское ведомство.

Укырская инородная управа располагалась на крайнем юго-востоке думы и непосредственно примыкала к территориям кудинских бурят. Она была составлена из бурят племени шаралдай, разделенных на два административных рода: Шаралдай I, или Дээдэ Шаралдай и Шаралдай II, или Доодо Шаралдай (табл. 2). В середине XIX в. два шаралдаевских рода переходили в ведомство Кудинской степной думы [Нанзатов, 2015, с. 42], однако позже вновь вернулись в состав Идинской степной думы. Переход в состав Кудинской степной думы, по-видимому, был также обусловлен близкородственными связями этого племени с харанутами и бубаевцами, вместе с которыми шаралдаевцы были известны в XVII в. как племенная группа батлай (батулинцы).

Бильчирское ведомство.

Основная часть населения бывшей Идинской степной думы после раздела оказалась в составе Бильчирской инородной управы. Ее территории располагались в верхнем и среднем течении р. Оса, а также в долинах ее притоков – Обусы, Кутанки, Орлока и Кахи. Территория Бильчирского ведомства граничила с Балаганской волостью и Улейской инородной управой на северо-западе, Удинской волостью – на севере, Укырской инородной управой – на юго-востоке, Осинской волостью и Боханской инородной управой – на юге, Идинской волостью – на юго-западе, Нельхайской и Унгинской инородными управами – на западе.

На территории Бильчирской инородной управы были расселены представители четырнадцати административных родов (табл. 3), составленных из восьми бурятских племен. Костяк населения состоял из бурят племенного объединения обогониолон. В это объединение входили буряты племен хоогой, онгой, ирхидэй, холтубай, онхотой, булут. Из них, за исключением последних двух племен, были составлены девять административных родов: хоогой (Кахинский), Онгой (I, II, III, IV), Ирхидэй (I, II), Холтубай (I, II). На западе, на побережье р. Ангары, напротив Осинского острова были расселены представители Муруевых (I, II) административных родов. В долине р. Кутанка проживали буряты II Ноётского административного рода, долина р. Орлок была занята IV Готоловым административным родом, а на востоке, в верховьях р. Оса, были расселены буряты Янгутского административного рода.

На южной окраине территории янгутов с ними соседствовало племя манхолют, представлявших одноименный улус. Помимо крупнейших племен, на основе которых были составлены административные роды среди бурят Бильчирской управы, в ней числились буряты племен буин, сэгэнут, зомот, хулдат, хордут, хамнагадай. Улейское ведомство. Улейская инородная управа была расположена между Бильчирской инородной управой и Балаганскими городскими землями. На севере ведомство также граничило с Молькинской инородной управой. Бурятское население было разделено на три административных рода (табл. 4): Булут и Онхотой I, II. Оба племени входили в булагатское объединение обогониолон.

Молькинское ведомство.

Молькинская инородная управа находилась в северном ареале бурят бывшей Идинской степной думы, примыкала к р. Ангаре, а также занимала долины в среднем течении Уды, притока Ангары. Население ведомства составляли административные роды Ноёт I, II, III, Барай I, II, III и Холтубай III, IV. Составы родов образованы представителями одноименных бурятских племен (табл. 5).

Этнический состав

Основу этнического состава идинских бурят составляют булагаты. Готолы являются одним из старших булагатских племен. К булагатам батлаевскому (батулинскому) объединению принадлежат шаралдай, занявшие земли в верховьях Иды. Среди идинских булагатов особая группа племен пред ставлена объединением обогониолон, в состав которой входят хогой, онгой, онхотой, ирхэдэй, холтубай, а также булут. Примкнувшими к булагатам являются племена янгут, ноёт, барай, манхалют, зомот, сэгэн, хордут, хулдат, обондой и другие этнические группы, представленными осколками других племен и племенных объединений, входившие в состав административных родов Идинской степной думы (рис. 2).

Шаралдай.

Этноним булагатского племени шаралдай произошел от монгольского шаралдай – «желтый цветок» [Бурятско-русский словарь ... , 1973, с. 721]. В целом, как имя нарицательное, «шаралдай» означает другой термин «шара дайда» – «желтая степь». Таким образом, носители этнонима скрывали в нем значение «жители желтой степи». Следует отметить, что этноним «шаралдай» нигде, кроме как у западных бурят, не встречается. Упоминание данного этнонима в хоринской генеалогии может указывать на то, что пять шаралдаевских хоринских племен прежде проживали в пределах расселения булагатского племени шаралдай либо западнобурятские шаралдаевцы – это осколок хоритуматов, сохранившихся в пределах Прибайкалья. Полагаем, что они могли сохранить надплеменной этноним ввиду малочисленности его составных частей.

Готол.

Готолы были расселены в долине рек Ида, Буреть, Тараса, а также в Нельхайских степях. Территории готолов были рассечены землями крестьян, занявших низовья Иды. Этноним «готол» можно попытаться расшифровать с помощью эвенкийского языка. Слово «гōта» имеет следующие значения: 1) ограда, изгородь; 2) перегородка; 3) огород; 4) ночная загородка вокруг очага; 5) рефракционный круг вокруг солнца [Эвенкийско-русский словарь … , 1958, с. 93]. Вторая часть – лā, лē, лō – суффикс при имени в конце слова [Там же … , с. 765]. Примечательно, что слово «гōта» распространено в диалектах западных эвенков, с которыми и контактировали западные буряты. О существовании у западных эвенков подобного имени свидетельствуют и русские документы XVII в. В них упоминается, что во главе ичериль в 1630 г. стоял Готал Мултин, сын Мулты, предводителя топорков [Ермолова, 1999, с. 110]. Кочевья этих тунгусов находились в районе р. Тасеева [Ермолова, 1999, с. 106], впадающей в Ангару. Семантика антропонима «Готал~Готол», возможно, сводится к солнцу – «рефракционный круг вокруг солнца», т. е. «солнце». По-видимому, в данном случае в этнониме проявились отголоски солярного культа. О переходе -а во втором слоге в -о мы уже упоминали на примере: стп. монгол. odan – звезда, халх. – одон, бурят. – одон [Рассадин, 1982, с. 30]. Таким образом, развитие термина происходит следующим образом: гōталā~готал~готол. Возможна также, по нашему мнению, другая трактовка, где в основе лежит смысловая нагрузка – «ограда, изгородь», что по сути является тунгусским вариантом тюркского курыкан~корыган и монгольского коруган~корийан, т. е. «военный лагерь», в основе которых лежит глагол куры~коры~хори со значением «ограждать».

Обогон.

По нашему мнению, термин «обогон» происходит от монг. «обог» – «род, племя» + «он/ой» (аффикс род. пад.). Примечательно, что у западных бурят этот термин используется в разных фонетических вариантах – обог/омог. В связи с этим, по нашему мнению, возможна связь бурятского этнонима «обогон» с якутским «омогой», т. е. омог + ой (афф. род. пад.). Как известно, в якутских преданиях Омогой – предок центральной группы якутов долины Туймада, в легендах обычно называемый бурятом. Очевидно, в основе образа Омогоя отражается персонифицированный этноним одного из прибайкальских племенных объединений средневековья.

Хогой.

Самым старшим среди обогоновских племен считается племя хоогой, расселенное в долине р. Каха (бур. Хаhаа). В русских документах XVII–XIX вв. административный род именовался Хугуевым/Хогоевым. Однако в последней четверти XIX в. в русской документации стал именоваться Кахинским, по месту расселения. Употребляется также в форме «хуугуй/хоогой». В этом случае прослеживается явный тюркизм этнонима от quγu – «лебедь» [Древнетюркский словарь … , 1969, с. 464].

Вероятно, это этноним тотемного происхождения. По нашему мнению, возможны две версии развития этнонима от тюркского этнонима quγu/кугу>куу: 1) в отличие от тюркских этнонимов «куулар» и «куу-кижи», в прибайкальском этнониме, носители которого рано перешли на монгольский язык, не произошло стяжения гласных, что иногда встречается в монгольских языках, например: стп. монг. čaγan – совр. монг. цагаан – совр. бурят. сагаан; 2) «хуугой/хоогой» представляет собой корень хуу/хоо + бурят. аффикс родительного падежа -ой с добавлением интервокального -г, появляющегося между гласными при добавлении аффикса, начинающегося с гласной: хуу+(г)+ой>хуугой>хоогой. В таком случае этноним имеет значение «лебединские». По-видимому, этнические общности куулар, куу-кижи и хоогой являются осколками древней общности «хэгу» (紇骨), известной во времена Сяньби [Сухбаатар, 1971, с.39].

Онгой.

Племя онгой, по преданиям, происходит от второго среднего сына Обогона – Онгоя. Подобный миф, очевидно, отражает древние связи трех племен, персонифицированных в народных преданиях как братья, потомки одного отца. Исходным для этнонима, очевидно, является древнетюркская форма oŋa со значением «легкий, подвижный», либо oŋaj~oŋγaj – «легкий, непринужденный; верный, определенный» [Древнетюркский словарь … , 1969, с. 367–368]. Возможно, этноним скрывает значение «легкая [конница]». Вероятна связь со средневековым этнонимом «онгут».

Онхотой/онготой.

Племя онхотой, по преданиям, происходит от третьего младшего сына Обогона – Онхотоя. Очевидно, племя онхотой также являлось одним из первых создавших союз племен обогониолон. Г. Н. Румянцев ставил вопрос о возможной связи этнонима со словом онкот – древним названием тунгусов [Румянцев, 1969, с. 84]. Есть и другая его трактовка, основанная на местном языковом материале. Возможно, предками онхотоевцев были тюркоязычные онгуты. В любом случае, в этнониме присутствует этногендерный аффикс, свойственный средневековым монголам. Очевидно, что носители этнонима «онхотой» либо были монголоязычными, либо омонголились уже в средневековье.

Холтубай.

По преданиям, Холтубай был правнуком Обогона, что, очевидно, отражает более позднее включение этого племени в состав объединения. Этноним «холтубай/хултубай» имеет древние корни; очевидна его основа – «туба», которая указывает на связь с древними «туба/тоба». Первая часть этнонима происходит от тюркского qol – «1. рука; 2. ответвление, рукав» [Древнетюркский словарь … , 1969, с. 453]. В этом случае значение «холтуба» – ответвившиеся «туба/тоба». Кроме того, этноним «кол» («кол тува») все еще встречается среди тувинцев-тоджинцев [Айыжы, Конгу, 2013, с. 6].

Ирхидэй.

По преданиям, Ирхидэй, как и Холтубай, был правнуком Обогона. Этноним «ирхидэй/эрхидэй» созвучен другому, ныне бурятскому этнониму «иркит». Но в отличие от носителей последнего, саянских тюрков, ассимилированных бурятами в XVIII–XIX вв., носители этнонима «ирхидэй» стали носителями монгольского языка в средневековье, когда в ходу был этногендерный аффикс -тай. О раннем вхождении в состав булагатов свидетельствует наличие его в общеплеменной генеалогии. Таким образом, этноним «ирхидэй» отражает то, что его носители происходят от иркинов, широко распространенного племени среди тюрков Алтая и Саян. Время вхождения иркитов~ирхидэй в прибайкальский демосоциальный организм, по-видимому, относится к эпохе курыкан. Этноним, очевидно, происходит от основы irk/erk, значение которого «сила, воля, могущество» [Древнетюркский словарь … , 1969, с. 179, с. 212], а этноним – от глагола irk-, значение которого «собирать, скапливать» [Древнетюркский словарь … , 1969, с. 212]. Отсюда же происходит монгольский термин «ирген» – «народ, люди» [Монгольско-русский словарь … , 1957, с. 221]. Таким образом, этимология близких этнонимов «иркит» и «ирхидэй» означает буквально «собранные, скопленные», т. е. имеет значение, отражающее искусственное происхождение иркинов из полиэтнической общности, объединенной в единый организм. Носители этого этнонима сейчас разобщены, и то, что даже среди бурят имеются его вариации, указывает на его древность.

Булут.

По преданиям, булуты происходят от мальчика, названного Булутом, родившегося от Мудай, жены Онгоя, происходившей из племени баргад [Румянцев, 1969, с. 64]. Миф отражает древние контакты булутов со старшими тремя обогоновскими племенами, но ставит их по другой (женской) линии родства. Присутствие в мифе баргутского племени, очевидно, отражает существование уже сложившейся раннебаргутской общности ко времени появления обогоновских племен. Этноним «булуд/болод», по нашему мнению, происходит от тюркского bulun – «пленный, пленник» [Древнетюркский словарь … , 1969, с. 123] и монгольского окончания множественного числа -д. Таким образом, bulun+d>bulud. Этноним «булут» вместе с «олзой» и «олзон» образует особую группу этнонимов, происходя- щих от слова «пленник». По-видимому, так в средневековом Прибайкале называлась группа населения, некогда захваченная курыканскими/баргутскими воинами и поселенная для обеспечения каких-то хозяйственных нужд в их среде. Пленными могли оказаться люди различного происхождения, как тюрки, так и монголы, тунгусы, самодийцы, кеты.

Ноёт.

Значение этнонима «ноёд/нойод» уходит корнями в совр. монгольский термин noyan и бурят. ноён – «господин, аристократ». В общебулатских легендах ноёты не упоминаются в числе булатов. Однако у самих ноётов сложилась своя версия происхождения, по которой булуты, янгуты и ноёты являются потомками Ноён-Бууры, сына Тугалака. В этой же версии соседи ноётов, племена обогониолон, происходят от Обогона, являющегося братом Тугалака. В данном случае, под влиянием окружающего булагатского (обогоновского) большинства ноёты сами включили себя в общебулагатское древо, а для усиления генеалогической легитимизации в систему родства были включены такие же «неясные» по происхождению племена, как янгут и булут. С другой стороны, у ноётов в преданиях упоминаются сэгэнуты. По одним из них, они происходят от сэгэнутов, по другим – покинули кудинские степи после нападений последних [Балдаев, 1970, с.168– 169]. Нападение сэгэнутов и дальнейшее переселение – широко распространенный мотив в генеалогических преданиях бурят Предбайкалья. Он мог быть заимствован у соседей или намеренно проявлен в связи с этническим окружением, противопоставленным сэгэнутам. С другой стороны, упоминание родственных связей с икинатами и зунгарами ставит ноётов в число сэгэнутских племен.

Барай.

Бараевцы были расселены в южной части Молькинского ведомства, в долинах трех впадающих в р. Ангару небольших рек Хаймат, ХойтоХалюта и Харюзовка. Этноним «барай», вероятно, происходит от монгол. термина «бараа», по мнению Бертагаева, имеющего значение «свита, спутник» [Бертагаев, 1971, с. 103]. В то же время у этнонима имеется параллель в тувинской среде, представленная этнонимом «бараан», носители которого, по преданиям, являются чужаками, чьей особенностью была приверженность лесной охоте с раннего возраста [Айыжы, Конгу, 2013, с. 6].

В случае возможной связи носителей этнонимов «барай» и «бараан» возникает предположение о происхождении этой группы населения от местных охотничьих племен енисейского (кетского) или самодийского происхождения. В то же время бараанцы в Туве расселяются вблизи хойуков, по нашему мнению, имеющих бурятские корни (хойхо), что позволяет предполагать о вовлечении приангарских барай в миграционную волну хойхо, оставившую следы на этнической карте к западу от Ангары в виде осколков племен хойхо, в долине р. Унга – булбу, в долине р. Уда – хорчин/корчюн. Кроме того, полевые исследования этнического состава бурят современного Усть-Удинского района позволяют нам утверждать, что значительный пласт населения в бывших бараевских ведомствах представлен бурятами племени хоогой [ПМА].

Муруй.

 Буряты племени муруй в основном были расселены на западном берегу р. Ангары вместе с близкородственными племенами олзой и хулмэнгэ, где они составляли основной центральный костяк балаганских бурят. Муруевцы Бильчирского ведомства распространились в западной его части, вблизи р. Ангары напротив Осинского острова. Семантика этнонима «муруй/муру», по-видимому, восходит к эвенкийскому слову муру-мū – «повернуться вполоборота (о человеке)» [Эвенкийско-русский словарь … , 1958, с. 265]. Возможно, первоначальное значение этнонима – «повернувшиеся, отвернувшиеся [тунгусы]», т. е. тунгусы, отошедшие от традиционного образа жизни к чуждому и вошедшие в состав трех станов либо добровольно, либо по принуждению.

Янгут.

Племя янгут делится на пять подразделений: хухэнэй, аадай, габаали, обхой, убэй [ОППВ ИМБТ СО РАН]. Этноним употребляется как в форме «енгууд», так и «янгууд». Считаются либо булагатским племенем, либо пришлым [Румянцев, 1969, с. 89–93]. Этот этноним также встречается в составе ордосских монголов [Нямбуу, 1992, с. 169], а в недавнем прошлом была обнаружена родословная янгутов-хариадов, откочевавших из Приангарья в XVII в. и расселенных к северу от Хангая [Нацагдорж, 2013, с. 82–141].

Наиболее приемлемую праформу для этого этнонима представляет тюркский термин родства jeŋgä, со значением «сноха, жена старшего брата (или дяди)» [Щербак, 1997, с. 37]. Тюркскому jeŋgä вполне может соответствовать эхирит-булагатское jäŋä или jäŋuud во множественном числе, позднее перешедшее в jeŋuud~енгууд. Фонетически это выражается следующим образом: jeŋgä~jeŋu:d~jäŋu:d~енгууд(янгууд). Кроме того, необходимо упомянуть, что среди тюрков также встречается аналогичный этноним. Так, среди афганских узбеков известно подразделение yangi-qatagan [Paksoy, 1994, p. 38], среди хорезмских узбеков встречаются представители племени джангат/дженкет, по мнению Г. П. Снесарева, имеющие огузские корни [Снесарев, 1975, с. 89].

Включение янгутов в булагатское родословное древо обычно осуществляется посредством родства первопредка Янгута и Бузган-хара, являющегося его отцом. Дело в том, что в родословных других булагатских племен Бузган-хара не имеет земного потомства, а олицетворяет связь с культом быка, а именно Буха-нойона, так как термин бузган происходит от слова «теленок». По известным источникам и архивным данным, собранным И. Н. Мадасоном у идинских бурят [Румянцев, 1969, с. 89–93; Балдаев, 1970, с. 154–158], посредством мифологического родства также пытались инкорпорироваться в состав булагатов ноёты, с другой стороны имеющие родственные связи с сэгэнутами.

Очевидно, что перед нами предстает попытка этих двух племен интегрироваться в окружающее булагатское большинство. К сэгэнутской группе племен принадлежат такие небольшие осколки, как сэгэн, замот и манхалют. Небольшая группа сэгэнутов образовала улус Сэгэнтэн в долине р. Обуса. Вблизи него были также расселены зомоты в одноименном улусе Зомод. Также осколки зомотов располагались в Мольке среди бараевцев [Балдаев, 1970, с. 333].

Манхалют/мунхалют – небольшое племя, входившее в состав Янгутского административного рода. Однако у манхалютов сохранилось четкое осознание своей принадлежности к сэгэнутскому объединению. По преданиям, манхалюты происходят от найденного Адаем и Хухэнэем во время охоты мальчика, который получил имя Манхалют [Балдаев, 1970, с. 319]. Причем в именах янгутских вождей также отражены персонифицированные этнонимы. В этнониме обнаруживается двукорневая основа «мун/ман» и «халюу» – «выдра». Следует упомянуть, что схожие этнонимы «халюучин/калучин» распространены в регионах Прихубсугулья, Монгольского Алтая и Джунгарии.

Хордут.

Вышедшими из Монголии считаются племена хордутов и хулдатов, также расселенные в одноименных улусах в долине Обусы. Хордуты преимущественно упоминаются в преданиях в связи с происхождением от очень сильного шамана. В самих шаманских призываниях они упоминают урат-монголов как своих предков [Хангалов, 1960, с.101; Хадахнэ, 1927, с. 85; Румянцев, 1970, с. 85–88].

Хулдат.

Этноним происходит от монгол. хулд – «форель» [Большой академический … , 2002, с. 164]. Хулдаты помнят лишь, что пришли из Монголии, с юга. В Монголии подобный этноним нами не обнаружен. В то же время нам известна местность Хулдат, находящаяся в долине р. Джида, притока р. Селенги. В XIX в. в местности Хулдат были расселены закаменские хойхо. По нашему мнению, обусинские хулдаты прикочевали из долины р. Джида, в то время считавшейся частью Монголии.

 Заключение

Этнический состав и расселение этнотерриториальной группы идинских бурят представляют собой огромной интерес в связи с исследованием бурятского этногенеза и этнической истории Байкальского региона. Ярким примером консолидации булагатов из племен монгольского, тюркского и тунгусского происхождения являются этнонимы. В XVII в. практически все группы идинских бурят считали себя булагатами, что позволяет нам говорить о наличии и актуальности булагатской идентичности в их среде. Об этом же свидетельствует стремление к консолидации с окружающими булагатами таких племен, как янгут и ноёт, через включение их предков в общебулагатскую родословную.

Формирование племенного союза обогони олон преимущественно из тюркских средневековых племен Южной Сибири и Центральной Азии, расселение этой группы племен в долинах рек Оса, Обуса, Улей, Унга (притоков р. Ангары), по нашему мнению, может отражать реальную связь предков этой группы со средневековыми археологическими памятниками, имеющими тюркские отличительные следы. Более того, явно прослеживается связь терминов «обогон» и «омогой», что, вероятно, указывает на контакты Прибайкалья и Средней Лены во времена становления якутского этноса. Осколки средневекового ойратского населения Енисейско-Байкальского региона представлены сэгэнутами и замотами. Наличие остатков поздних монгольских племен отражают постоянные контакты Прибайкалья с Центрально-Азиатским регионом.

(В сокращённом варианте)

Б. З. Нанзатов. Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

 

Фото: Из архива Александра Махачкеева