Культура 7 авг 2024 1334

«Во имя любви»: актриса Марина Ланина о своем призвании

Марину Ланину хорошо знают многие театралы. Блистательная актриса Государственного русского драматического театра имени Николая Бестужева исполнила десятки ярких ролей, оставив сильный след в сердцах своих поклонников. Газета «Бурятия» узнала о новых ипостасях артистки и проектах, которые стали для нее вдохновением к новым свершениям в профессии.

Марина Ланина - заслуженная артистка России, лауреат Государственной премии Республики Бурятия. Родилась в Красноярске. Выпускница Красноярского Государственного института искусств по специальности: актер драматического театра и кино.

В труппе Государственного русского драматического театра имени Н.А. Бестужева с 1986 года. Рассказывает, что приехала в Улан-Удэ из-за большой любви. Поначалу совсем не хотела связывать свою жизнь и карьеру с Бурятией. А сейчас в творческой профессиональной копилке Марины Ланиной  множество прекрасных воплощённых на сцене образов. Перечислять работы актрисы можно очень долго, но самыми яркими, пожалуй, можно назвать такие роли, как Мария Стюарт в спектакле по пьесе Шиллера, Лолита в спектакле В. Набокова /Олби/«Лолита», Василиса в постановке по М. Горькому «На дне», Олимпиада Самсоновна в спектакле по пьесе Н. Островского «Банкрот, или Свои люди - сочтемся!», Жанна в спектакле «Жанна» А. Баскакова и многие другие.

А когда-то она вместе с музыкальной группой «Пилигрим» покоряла Америку. Позднее стала участницей «Американского проекта» - показа зрителям штатов Калифорния и Орегон (США) спектаклей «Из Америки с любовью» и «Шаманские сновидения». Участвовала во II Международном фестивале русских театров национальных республик России и стран ближнего зарубежья в г. Йошкар-Оле в 1995 году. Со спектаклем «Тартюф» Мольера (роль Эльмиры).

И сегодня она продолжает дарить зрителям свой талант. А по жизни идёт с девизом «театр - это любовь, как и всё в жизни должно быть».

Проект в колонии

Около трёх лет назад горячее сердце и открытость новому привели нашу собеседницу в женскую колонию № 7 г. Улан-Удэ. Сейчас уже экс-директор театра имени Бестужева Наталья Светозарова предложила заслуженной артистке России Марине Ланиной и артисту Русского драматического театра Евгению Винокурову прийти на спектакль, который ставили осуждённые женщины в колонии № 7. Это было чем-то новым для нашей собеседницы. Но после той встречи работа с осуждёнными в колонии стала регулярной.

Самым ярким воспоминанием в этой общественной работе стало посещение одной из постановок. Это был спектакль «Ни любви, ни тоски, ни жалости» по мотивам произведения Владимира Кунина и фильма «Сволочи».  По сюжету история происходит в годы Великой Отечественной войны. Для секретных операций во вражеских пунктах фашистов советские войска готовят детей и подростков из разряда юных беспризорников, правонарушителей. Их вербуют и на секретной базе обучают разведке у врага под носом. Это психологически тяжёлая драма, рассказывающая о судьбах, переживаниях и мировоззрении детей, попавших в плохую компанию и противостоящих общепринятым общественным нормам и законам. Осуждённые женщины поставили спектакль на эту тему по-своему, со своим видением картины, о том, что близко им.

И это зацепило Марину Ланину. Она увидела талант и перспективу развития в коллективе любительского театра колонии. Больше всего понравилась режиссер спектакля Наталья Пурбуева. Артисты рьяно взялись за работу. Проводили регулярные мастер-классы по актерскому мастерству, приходили на их постановки, сдружились со многими и помогали.

- Во мне что-то такое открылось, желание стать наставником. Эти женщины сидят по 10 лет. В моём понимании такой        срок без интернета, без возможности видеть мир вне бетонных стен - это вся жизнь взаперти. Для них их театр - это надежда, это жизнь. Вот это зацепило, - рассказала актриса.

Марина также добавила, что Наталья Пурбуева проявила себя, как трудолюбивый и талантливый режиссер, хотя у нее нет никакого профильного образования. И актрисе захотелось помочь молодому дарованию. Так началась история по созданию первого в России прецедента - попытка помочь Наталье получить режиссерское образование до освобождения из колонии.

Учиться в училище искусств, отбывая наказание и не выходя за пределы колонии - это что-то фантастическое. Но, как уверена Марина Ланина, ничего невозможного в нашей жизни нет. Нужно добиваться своей цели. Поэтому вместе с педагогом школы при колонии актриса решила обратиться в Правительство Бурятии. Она озвучила в министерстве культуры республики идею помочь Наталье получить образование в сфере культуры дистанционно. Пока однозначного ответа, как это устроить, нет. Зато есть надежда на то, что мечта Наташи Пурбуевой сбудется.

Для самой Натальи такое участие в ее судьбе имеет огромное значение. Она сирота, воспитывалась бабушкой. Даже доброе слово ценится ею многократно сильнее, чем обычными людьми, считает Марина Ланина.

Но зачем всё это состоявшейся актрисе Марине Ланиной? Как она сама признается, это тоже стало личным открытием.

- У меня есть призвание делать всё в удовольствие и во имя любви, я с удовольствием делюсь своими знаниями о профессии, мне нравится дарить людям искусство. Мне вот захотелось что-то сделать для Натальи, - говорит Марина Ланина.

Наталья очень часто приглашала артистов Русского драматического театра на свои премьеры. Она ждала консультации, критики и помощи. Актеры с радостью подсказывали, как исправить ошибки. Результатом плотного взаимодействия стала постановка по мотивам произведения Раисы Белоглазовой «Ритка». Режиссер и актеры колонии буквально лепили спектакль сценами, не имея никакого опыта. Получился спектакль на 2,5 часа, на котором, по словам Марины Ланиной, все приглашенные рыдали. Это было трогательно. Впоследствии спектакль решили номинировать на творческом конкурсе «Дельфийские игры». А для этого 2,5 часа на сцене нужно превратить в 30-минутный фильм.

- Наташе показалось, что это невозможная задача. Но мы справились. Мы выбрали из спектакля шесть лучших сцен, самое важное и смонтировали фильм. Это был невероятный опыт. И грамота за участие в конкурсе была получена. Это был первый опыт для многих осуждённых женщин. Они загорелись идеей продолжать творчество, и мы вместе с ними, - поделилась актриса.

Потом о подготовке к участию в разных конкурсах стали просить многие, кто хотел проявить себя. И это был не только театр. Одна из осуждённых женщин пела на бурятском языке,  что помогло победить в ещё одном конкурсе.

Что касается спектакля «Ритка», то он стал самым заметным проектом в колонии, его стали отправлять на самые разные фестивали, за что его создатели получили несколько наград.

Очевидно, что такому успеху поспособствовало неравнодушие наставников - артистов Русского драматического театра имени Бестужева.

А с 2023 года театр взял шефство над театральными студиями девяти школ Улан-Удэ, в том числе и вечерней школы № 14 при женской исправительной колонии № 7.

Доброе слово

По принципу «доброе слово может творить чудеса» Марина Ланина идёт по жизни. Помимо актерской карьеры, у нее много увлечений, за плечами собственный бизнес, воспитание детей, супружество, развод, новый поиск себя. Она искренне считает, что именно в Бурятию попала не случайно. Ведь здесь такая близкая ее душе и сердцу философия буддизма, здесь она живёт с открытой душой, получила своего рода просветление и переосмысление жизни. Кстати, как сама отмечает Марина, ей очень везёт на интересных людей.

- Я очень много встречала и общалась с разными интересными людьми. Не только в профессии, но и вне театра. Некоторые прямо открывали мне что-то важное, я для себя впитывала их опыт, их мировоззрение. Когда-нибудь я точно напишу книгу об этих людях, о моем взаимодействии с ними. Это будет очень интересная книга-воспоминание, - говорит актриса.

Сейчас Марина Ланина всерьез увлеклась нумерологией, прошла обучение. Читает философские книги, находит в них постулаты, которые помогают лучше понять, как устроен мир, как происходит общение между людьми, почему складываются или не складываются отношения.

От беседы с актрисой очень трудно оторваться, настолько она разносторонний, приятный и интересный человек.

О пока несыгранном

На вопрос, какая роль ещё не сыграна, но очень желанна, Марина Ланина говорит, что даже не думала раньше, что так сильно хочет сыграть Голду, сыплющую остротами и нежно любящую свою семью в спектакле «Поминальная молитва» по пьесе Григория Горина.

- Я знаю, что еврейская женщина во мне где-то есть, хотя я никакого отношения к еврейству вроде бы не имею. Но я очень люблю еврейский юмор. Мне близки принципы воспитания, которыми руководствуются еврейские матери - детей надо только любить, любовь - самое важное. Опять же, я всегда говорила, что не люблю роль таких мамок в спектаклях. Со своими детьми в жизни я не мама, я друг, - поделилась актриса.

Наверное, по иронии судьбы, но в новом спектакле театра имени Бестужева Марина Ланина играет мать главного героя Фигаро. В октябре готовится премьера постановки Юрия Клепикова «Безумный день или женитьба Фигаро» (16+). И здесь Марина Ланина добавляет, что роль матери ей не претит, ведь она полностью доверяет режиссеру, как наставнику, поэтому в данном случае героиня должна получиться особенной. Тем более, что по сюжету пьесы мать узнает о своем материнском статусе для Фигаро случайно, поначалу волею судеб, она находится в статусе его любовной пассии. И это очень закрученная история.

На вопрос, как долго Марина планирует продолжать актерскую карьеру, она пока не может ответить однозначно.

- Я пробуду актрисой до тех пор, пока мне интересно, - заключает Марина Ланина.

Автор: Ольга АНОСОВА

Фото: предоставлено пресс-службой ГРДТ им. Н.А.Бестужева