Булган расстарался!
За два дня до начала бурятского нашествия город Булган, центр одноименного аймака, представлял собою тихий провинциальный городок, где неспешно передвигались люди и автомобили, будто размышляя «надо ли им это». Но по всему городу уже висели гигантские баннеры, а на стадионе стояли фуры, откуда выгружались конструкции для сцены, звук и свет. За территорией стадиона наперегонки устанавливали представительские юрты Агинский округ и Бурятия. Ровно через два дня Булган было не узнать! Начались пробки — и людские, и автомобильные. Продавцы и рестораторы, будто глотнули адреналина, обслуживали «понаехавших» с удвоенной скоростью.
Мой скепсис по поводу «продержатся ли» цеплялся за меня до последнего. Еще по пути в Булган, а путь был длинный (аж через Арахангай с фестиваля «ARAFest»), столичные монголы пожимали плечами «что ты там в Булгане потеряла», монгольские буряты тоже не сдерживались от иронии «шадаха юм гуу». Шадаа!
Гигантский палаточный город на берегу небольшой речушки в итоге оказался импровизированной food-court зоной и бесконечными торговыми рядами. Чего здесь только не было! Съехались сюда торгаши со всех окрестных аймаков, городов Эрдэнэт, Дархан и Улан-Батор. Потрясающей красоты гунгарба в комплекте с тумбой обошлась бы покупателю в тысяч пятьдесят российских. Тонкая резьба по металлу тянет не меньше, чем на произведение искусства, которое будут передаваться поколениям. А изделия из серебра, будь то украшения, мундштук или табакерка, явно претендуют на звание музейной редкости. Очень много сувениров из кости рогов оленя. Это промысел цаатанов — монгольских эвенков с Хубсугула. Один ножичек в ножнах из той же кости попал в коллекцию моего супруга.
«Репертуар» монгольской кухни тоже не описать. Привычные цуйван и хуйца уже не так трогали душу, а рождали желание скооперироваться и заказать хорхог — мясо, приготовленное на раскаленных камнях. И тут вдруг плов и русская речь. Молодые азиаты говорили на нем, как на родном и предлагали его, безошибочно угадывая в нас россиян. Оказалось, студенты РУДЕН из Монголии и в одном лице сотрудники ресторана «Орда», представили умения в своеобразном гастрономическом состязании. Пока мы справлялись с культурным шоком к нам подсел Дамдин Дашиев — совладелец бурятского бизнеса в Москве.
«Зачем конкурировать с монголами в монгольских блюдах. Решили удивить узбекским пловом», — улыбается автор затеи. Тем временем, местные таксисты возили счастливых бурят всего мира по разным площадкам десятков конкурсов на тему «кто кого круче».
В тот момент таки сложилось ощущение, что булганцы справятся с нуждами многотысячной орды пришельцев.
Быстрее, выше, сильнее!
Чтобы оббежать, объехать и обойти все площадки творческих конкурсов и спортивных состязаний надо обладать недюжинной силой и скоростью, а поскольку этими прекрасными качествами обладает не каждый, пришлось довольствоваться тем, что попалось на пути.
Накануне моего забега в Центре спорта состоялся конкурс «Дангина». По рассказу очевидца, это было достаточно унылое действо, в котором бурятские красавицы состязались в вокале и самопрезентациях.
«Кое-как дослушали концерт из шестнадцати исполнений, где половина красавиц откровенно фальшивили», — грустил мой собеседник.
«А зачем они пели? Они же красавицы?!— недоумевала я.
Дальше мы пофилософствовали на тему, в чем суть конкурса красавиц и что с ними делать после конкурса, а затем сошлись во мнении, что неплохо было бы их делать лицом гуманитарных миссий по бурятскому миру. Хотя бы. Кстати, конкурс «Дангина» вызвал массу эмоций, когда решением жюри в финал не попали девушки с Булганского аймака. Булганские мужчины были настроены решительно, да так? что пришлось прибегнуть к помощи цагда. И это стало событием номер один фестиваля.
Буквально одним глазом удалось взглянуть на конкурс дизайнеров, что в контексте моды на все бурят-монгольское показалось любопытными, но не более. Зато поход окупился знакомством с знаменитым бурятским дизайнером Игорем Сарапуловым — членом жюри конкурса. При близком контакте Игорь оказался прекрасно говорящим на родном языке человеком, умным и талантливым. Не случайно его работы так востребованы не только в Бурятии, но и за ее пределами. Вторым глазом удалось наблюдать за открытием конкурса «Один день бурята» в местном Доме культуры. Узкое пространство зала вынудило запихнуть свою летящую душу в границы тела и усадить в ряды. Немного скомканное начало, и первое выступление от бурят из Дорнод аймака. Соплеменники проделали путь длиной больше тысячи километров, чтобы продемонстрировать свою особую ауру, еще это называют «аутентичность» или естественность. И это тронуло… Учитывая, что это обычные жители небольшого селения, они без режиссуры и особых затей рассказали и показали, как и чем живут буряты в далеких степях Монголии. Вторыми выступили кижингинцы из Бурятии и почему-то сомнений в их победе не было изначально. В этом «почему-то» много составляющих, одна из них — гордость за малую родину.
И, наконец, конкурс улигершинов. То, что хотелось ощутить, что называется, собственной кожей. Ощущения оказались мне незнакомыми. На одних исполнителях мозг погружался в иную атмосферу и начинал рисовать причудливые картины, на других откровенно отказывался прилично себя вести. Открытием для меня стало, что улигершинами бывают и женщины. Одна из них их Хоринского района, произвела-таки впечатление. Но награды достались другим исполнителям. Виктор Жалсанов, член жюри, с которым мы в теплых и доверительных отношениях сказал: «По большому счету нужно официальное сообщество, роль которого — определить перспективы, формат и некие правила. И поддержка сообщества. Иначе содержание, а значит и смысл, грозят уйти…»
Форма и суть. Что первично?
Разговоры о том, что «Алтаргана» стала состязанием под девизом «путь к медалям» ведутся давно, и я в этом деле не пионер. Более того, я была в гуще организационных событий фестиваля в 2006 году (я была директором фестиваля), когда «Алтаргана» впервые проводилась в Бурятии. Понятное дело, «чтобы за державу обидно не было», были брошены все силы. Не ели, не спали, чтобы достойно выглядеть в глазах бурятского мира. И кому как не мне понимать тех, кто занимается организацией масштабных мероприятий. Но! Самые искренние слова благодарности звучали тогда от жителей палаточного городка. Расположился он тогда напротив ипподрома, и благодаря воле и организаторскому мастерству Валентины Цыреновой (тогда 1-й замминистра культуры РБ), он (городок) удался на славу! Умывальники, туалеты, подвозная питьевая вода, освещение, охрана — походная инфраструктура тогда стала условием достижения сути фестиваля — люди познакомились и подружились.
Поскольку благодаря своему ремеслу я бывала во всех местах проживания бурят, самый грустный вопрос — как уже через несколько поколений найти родственников. Сэмуун саг, когда тысячи этнических бурят вынуждены были покинуть свои родные земли, осталось в истории вековой давности. Но люди продолжают искать. И даже если не находят, они стремятся попасть на встречу соплеменников в надежде согреть свои души в разговорах с единокровцами. А вдруг… Помню душераздирающий рассказ шэнхэнских бурят, когда представители старшего поколения в дни Саагалгана выходили к подножию священной горы и обращая взоры на запад, утирая слезы молились родной земле.
… Мы сидели у костра на берегу маленькой речушки. Вдали светился огнями праздничный Булган, гремели салюты, а мы вели бесконечные разговоры о том, что для нас составляет смысл. Мы не встречались много лет: Эрдэни Жалцанов - «Карабас-Барабас» всея Бурятии и, местами, вся Руси, Елена Ширибон, журналист и продюсер и я. Вспоминали первые годы фестиваля «Белый месяц», множества проектов, где мы все были «и швец, и жнец, и на дуде игрец», и оказалось, что все они были «имени бурят». Но основной вывод, к которому мы не стремились, но все же пришли: встречи эти должны быть на земле. В буквальном смысле. Трудно не согласиться, что «один день бурята» органичнее войдет в сознание через дыхание степи. Я уж не говорю про исполнителей улигеров и народных песен. Представьте себе картину: гигантская степь, тысячи юрт и палаток, запах костра, финальный многотысячный хор исполнителей народной песни «Алтаргана», а улигершины свои сказания увязывают в одну историю о далеких временах...
А бетон и стекло способны задушить душу (странная тафталогия, да?), равно как и подсчет баллов истощает саму идею. Можно долго размышлять, спорить, соглашаться или не соглашаться в поиске ответа на вопрос «в чем суть этой гигантской встречи бурят всего мира». По некоторым подсчетам, в Булгане побывало более 70 000 гостей и участников, что близко к истине. Но самое трагикомичное, что в момент буйства праздника, основные интересанты бились за награды. Много ли знакомств и душевных бесед состоялось среди приехавших за тысячи километров, да так, чтобы на следующую встречу быть готовым дойти хоть пешком…