История кладбищенской Успенской церкви в Троицкосавске (Кяхта) начинается с первой деревянной церкви, построенной в 1727 г. и перестроенной в 1830-х гг. Она просуществовала до 1942 г. и представляла собой красивое архитектурное сооружение в духе московского классицизма. Архитектурная выразительность церкви подчеркивалась смелым использованием цвета: темно-красные стены контрастировали с белыми архитектурными деталями. Церковь была деревянной на каменном фундаменте с одним престолом в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В 1884 г. рядом с деревянной началось строительство новой каменной Успенской церкви на средства купца 1-й гильдии Я. А. Немчинова.
Яков Андреевич Немчинов (1812-1894, Кяхта) был купцом 1-й гильдии, а также тарским, верхнеудинским и кяхтинским торговцем. Он занимал должности коммерции советника и действительного статского советника, а также являлся потомственным почетным гражданином. Немчинов считается одним из самых состоятельных людей Сибири в XIX веке. Яков Андреевич внес большой вклад в строительство Успенской церкви. Он вложил в Иркутский Банк 5000 р., проценты от этого капитала каждые 6 месяцев должны были выплачиваться церковнослужителям и старосте на отопление и другие расходы церкви. Благодаря Я.А. Немчинову, церковь имела богатое внутреннее убранство. Были заказаны из Москвы серебряные кресты, хоругви и ленты, серебряные подсвечники и золоченые паникадила, иконы, серебряные рамки, евангелие, сосуды, кресты, ковчег в футляре, золоченое кадило, лампады и многое другое.
Успенская каменная церковь, освященная в 1888 г., - типичный образец русской культовой архитектуры второй половины XIX в. В ее архитектуре преобладают «русско-византийские» мотивы, но фасады оформлены крупными ордерными формами, характерными для классицизма, с заметным контрастом вертикальных и горизонтальных линий.
Кладбище при Успенской церкви в Троицкосавске существовало до 1970-х годов. Оно было обнесено оградой, сначала деревянной, потом с чугунными решетками на каменных столбах. Деревянную ограду приходилось часто ремонтировать. Постоянно были проблемы с тем, что кладбище не охранялось, из-за песчаной почвы оголялись могилы. На эти цели средств у церкви не было, и всю заботу о состоянии кладбища церковь просила городские власти и жителей взять на себя. На Успенском кладбище покоятся как известные купцы, так и простые жители Троицкосавска – Кяхты, священнослужители, краеведы, революционеры и пограничники. Среди похороненных – основатели краеведческого музея супруги Моллесон В.С. и М.И., Мостиц А.П., Козих К.П., политзаключённый Горяинов И.А., историк Щеглов И.В., председатель Троицкосавского горсовета Назимов М.Т., «красный священник» Парняков В.В., а также члены 1-го Троицкосавского Совета Соснин Ф.С. и Дынник Е.Ф.
На южной окраине кладбища, на пригорке, предположительно, находятся могилы офицеров-пограничников, южнее могил А.В. Потаниной и Орловой А.Н. В южном углу расположена братская могила комсомольцев, красноармейцев и пограничников, погибших в июне 1921 г. при защите города от отряда барона Унгерна. По рассказам местных жителей, немного западнее, около дороги, находится одна из братских могил жертв Троицкосавской трагедии – узников, погибших в Красных казармах от рук белогвардейцев семеновцев.
Известный декабристовед В.Бараев в своей монографии «Древо: декабристы и семейство Кандинских» описывает свои впечатления от кладбища при Успенской церкви в середине 1950-х годов. Он отмечает «целый лес» мраморных крестов и каменных плит с надписями на различных языках, включая эпитафии, такие как «Участник обороны Севастополя» и «Лоцман сплавов по Амуру». Бараев подчеркивает, что многие из оставшихся в живых уехали, а те, кто остался, умерли в одиночестве, что привело к запустению кладбища.
Кяхтинский краевед А.Л. Кузькин также делится воспоминаниями о кладбище, описывая его как когда-то красивое место с великолепными памятниками из мрамора и гранита, украшенными крестами и полудрагоценными камнями. Он упоминает часовенку из хрусталя на одной из могил. Однако начиная с 1930-х годов, памятники начали разрушать для производства строительной крошки. Последние похороны на этом кладбище состоялись в 1942 г. К 1970-м годам осталось всего шесть памятников, которые также убрали для строительства стадиона.
В конце 1920 — начале 1930-х годов в СССР были приняты законы, которые активизировали репрессии в отношении религиозных объединений. Закрытие деревянного храма произошло в 1938 г., а в 1942 г. каменная церковь использовалась как склад, в то время как деревянная была разобрана после пожара.
В 1973 г. были проведены реставрационные работы Успенской церкви и прилегающей территории. С того же года в церкви стал размещаться филиал Художественного музея им. Ц. С. Сампилова.
С осени 1982 г. – размещался филиал Кяхтинского краеведческого музея им. академика В.А. Обручева - Музей художественного творчества народов Забайкалья.
26 февраля 1986 г. был зарегистрирован православный приход, а в 1989 г. церковь была передана верующим. С начала 1990 г. и по настоящее время в ней проводятся богослужения.